Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияНа Украине апрельский снег стал стихийным бедствием
Предложение украинского минэнерго отказаться от закупок угля в России выглядит очень «уместно». Сразу после остановки пятой по счету ТЭС на Украине случилось похолодание. Сюрприз погоды стал стихийным бедствием из-за вынужденно раннего прекращения отопления. Помимо «внезапных» следствий устроенной националистами блокады жителей Украины ждет запланированное бедствие – очередное повышение тарифов ЖКХ по требованию МВФ.
«Стихийное бедствие» – так мэр Днепра (Днепропетровска) Борис Филатов оценил последствия резкого похолодания и снегопада на Украине. Филатов сообщил о закрытии школ в городе и констатировал начавшийся транспортный коллапс. Власти областного центра не рекомендуют совершать поездки по трассе Днепропетровск–Запорожье. Из-за похолодания отменены занятия в школах нескольких городов Николаевской и Харьковской областей.
Власти привыкли закрывать глаза на самые серьезные опасности, если они не касаются лично их интересов
Госслужба Украины по чрезвычайным ситуациям сообщила: из-за непогоды 152 населенных пункта остались без электричества. В основном обесточивание затронуло Юго-Восток – Днепропетровскую, Харьковскую, Полтавскую, Херсонскую области.
«Блэкаут», случившийся из-за непогоды, вполне можно было спрогнозировать. По оценке экспертов, 35% воздушных линий электропередачи напряжением 220–330 киловольт эксплуатируются более 40 лет. Более половины основного снаряжения трансформаторных подстанций отработали свой расчетный технический ресурс. Столица Украины не составляет исключения: в ноябре прошлого года в «Киевэнерго» констатировали, что 53% электросетей уже отработали нормативный срок эксплуатации.
Не менее очевидна и причина, по которой похолодание до +2 градусов стало стихийным бедствием.
Внезапное похолодание случилось после официального завершения отопительного сезона. Например, власти города Лозовая Харьковской области (где «до особого распоряжения» пришлось отменить занятия в школах) решили отключить отопление с 1 апреля. В Николаевской области отопительный сезон был официально закончен с 10 апреля. Власти обещают экстренно возобновить отопление, но пока что это удается не везде. «В Ивано-Франковске, например, обещали дать отопление, но так и не дали. Так что, скорее всего, будут дожидаться потепления. Обещают где-то на выходных», – рассказал газете ВЗГЛЯД украинский политолог Василий Стоякин.
- Правительство Украины кажется успешным только на фоне Яценюка
- Угрозой «конфискации российского угля» Киев пытается торговаться
- "Независимость от российского угля" обернется отсутствием электричества
- Торговая блокада Новороссии грозит Украине энергетическим кризисом
- МВФ послал Украине «черную метку»
А столь раннее – насколько возможно – прекращение отопления, очевидно, связано с плачевной ситуацией, в которой оказалась украинская энергетика.
Угольный голод
Буквально неделю назад исполнительный директор «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук сообщил: согласно намеченному плану 6 апреля планируется остановить Змиевскую тепловую электростанцию, «а также после окончания отопительного сезона в регионе, ориентировочно 11 апреля, – Криворожскую ТЭС». Во вторник прекратила работу уже пятая по счету ТЭС – Славянская в Донецкой области.
Как отмечало агентство РИА «Новости – Украина», Киев уверял: потребители не почувствуют ощутимых последствий от остановки ТЭС, поскольку отопительный сезон уже завершен. Однако погода спутала все карты.
Причина прекращения работы Славянской и других тепловых станций очевидна – «вынужденные меры для экономии угля». На угле продолжает работать только Луганская ТЭС, которой хватит топлива чуть более чем на 40 суток.
На этом фоне министерство энергетики и угольной промышленности Украины выступило с «уместным» и весьма патриотичным предложением. Глава ведомства Игорь Насалик в среду подал на рассмотрение кабмина документы о запрете импорта угля из России.
В ловушке
Как отмечала газета ВЗГЛЯД, дефицит угля антрацитовой группы, из-за которого останавливали ТЭС, имел место еще при правительстве Арсения Яценюка. Однако начавшаяся в январе блокада Донбасса радикалами-националистами, которой не может воспрепятствовать официальный Киев, «добила» ситуацию. Президенту Петру Порошенко оставалось лишь задним числом узаконить блокаду, предложив СНБО временно полностью прекратить транспортное сообщение с «оккупированной территорией» Донбасса. Очевидно, что это в том числе исключает поставки угля.
#{smallinfographicleft=770856}ТЭС и ТЭЦ обеспечивают порядка 41,2% электроэнергии на Украине, при этом зависимость украинских тепловых станций от поставок донбасского угля колоссальна. Официально 50% (а в реальности до 70%) импортируемого угля поступало из России. Киев первоначально грозил «конфисковывать» этот уголь, а теперь, судя по предложению Минэнерго, намерен от него отказаться.
Украина спешно ищет альтернативные источники топлива. В конце марта премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что Украина собирается покупать уголь в США, Австралии или Южной Африке. Однако тогда же глава Минэнерго Насалик признал: страна сможет получить первые поставки угля из ЮАР лишь в мае. Таким образом, отказываясь от российского и донецкого угля, Киев сам себя загоняет в ловушку.
Разница последствий от «помощи» МВФ
«Власти привыкли закрывать глаза на самые серьезные опасности, если они не касаются лично их интересов, – заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД украинский политолог Михаил Погребинский. – Если что-то прямо угрожает или может угрожать президенту, этот риск стараются обойти (как это было во всех случаях, когда надо было применить силу против радикалов из опасения, что они могут ответить). А когда речь идет о простых гражданах, они не особо беспокоятся».
Киевские власти «получили миллиард от Международного валютного фонда и, в общем, штаны поддерживают, им лично ничего не угрожает, и все нормально», – отметил политолог. Речь идет о транше в 1 млрд долларов, который МВФ выдал Украине в начале апреля.
Если руководству Украины транш позволит «поддержать штаны», то на простых гражданах договоренность с МВФ скажется плачевно. Как отмечала газета ВЗГЛЯД, фонд рекомендует уже до конца апреля провести масштабную пенсионную реформу с повышением пенсионного возраста. Хотя ранее Киев уверял, что эта реформа – это дело далекого будущего. МВФ также предложил реформировать систему расчета субсидий по социальным программам, в том числе субсидий на услуги ЖКХ.
Украинцы вне зависимости от нынешней «помощи» МВФ уже столкнулись с галопирующим ростом коммунальных тарифов. Вкупе со «стихийными бедствиями», оставляющими города без тепла и света, это не может не порождать рост социального недовольства. Достаточно вспомнить февральский «тарифный майдан».
Дальше чем на ближайший месяц не думают
Как намерены власти решать эти проблемы спустя несколько месяцев, когда по истечении лета наступят реальные холода, сказать трудно, отмечает Михаил Погребинский. С приходом осени власти «где-нибудь о чем-нибудь договорятся с Южной Африкой, или с Польшей, или хоть с кем, с Россией, в конечном счете. Они обязательно договорятся, куда им деться», – предполагает Василий Стоякин.
Эксперты, кроме того, отмечают, что договоренности о закупке дорогого угля «за тридевять земель», в той же ЮАР, уже стали благодатной почвой для коррупционных схем. Так, летом прошлого года профсоюз горняков Украины жаловался: приоритетом стала переработка привозного угля газовой марки (при наличии своего), который оказывается в два раза дороже сырья местного производства.
Но в том, что не касается выстраивания коррупционных схем, стратегии решения «угольного вопроса» нет. «Никто дальше чем на ближайший месяц не думает, действуют по принципу «жизнь покажет», – замечает Погребинский.
Власти «особенно рассчитывают на то, что, когда будет совсем плохо, Европа и Америка не дадут свалиться в пропасть, поскольку они остаются форпостом игры против России, и они как-то будут выручать, как – посмотрим», – резюмировал эксперт.