Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Людей вынудят работать практически до смерти»
За миллиарды от МВФ расплатятся украинские пенсионеры
Повышение пенсионного возраста и распродажа черноземов – только два из множества требований, выдвинутых МВФ Украине в качестве условия для получения следующих кредитов. Международный валютный фонд полагает, что подобные меры заставят украинскую экономику расти, после чего та получит возможность рассчитываться с долгами, в том числе перед Россией. Но последствия могут оказаться совсем другими.
После того как 3 апреля Киев получил от МВФ транш в 1 млрд долларов, Минфин Украины обнародовал полный текст меморандума о сотрудничестве с МВФ. Документ состоит из 34 страниц, где описаны требования МВФ в обмен на получение дальнейших кредитов.
Транши МВФ не помогут, а поможет грамотная экономическая политика, которой не может похвастаться современная Рада
Одним из главных пунктов является снятие моратория на продажу сельскохозяйственных земель. Кроме того, МВФ рекомендует Украине срочно продолжить приватизацию госпредприятий.
Также МВФ рекомендует уже до конца апреля провести масштабную пенсионную реформу, в рамках которой в том числе необходимо повысить пенсионный возраст. Хотя ранее украинские власти уверяли, что пенсионная реформа – это дело далекого будущего.
«Реформы должны сфокусироваться на уменьшении масштабов раннего ухода на пенсию, повышении критериев необходимого количества лет работы для выхода на пенсию и создании мотивации платить взносы, а также уходить на пенсию позднее», – говорится в меморандуме. В частности, предлагается постепенно повысить пенсионный возраст до 63–65 лет (для мужчин – к 2026 году, для женщин – к 2031 году). Также предлагается реформировать систему расчета субсидий по социальных программам, в том числе на ЖКХ.
Украина надеется получить в этом году в общей сложности до 8 млрд долларов. От МВФ Киев ждет 5,5 млрд: первый транш на 1 млрд долларов уже выдан, в мае ожидается транш на 1,9 млрд, в августе и сентябре – по 1,3 млрд. Плюс еще 2,5 млрд Киев ждет от других международных партнеров, включая ЕС и США.
- Очередной удар по экономике Украины пришел из Лондона
- Ущерб от блокады Донбасса будет гораздо хуже, чем заявляет Киев
- Российский капитал теряет смысл присутствия на Украине
- "Независимость от российского угля" обернется отсутствием электричества
- Экономике Украины больше не на что надеяться
- Украине негде взять денег на пенсии
- Третий украинский майдан будет тарифным
Основная суть поддержки МВФ заключается в том, что фонд дает Украине в долг доллары, которые та кладет в золотовалютный резервный фонд. Распоряжаться этими деньгами на свое усмотрение Киев не может. Эти деньги могут пойти только на то, на что даст разрешение фонд. Как правило, они идут на погашение предыдущих долгов самого МВФ. Пополнение ЗВР Украины должно поддержать макроэкономическую ситуацию страны, в том числе курс гривны. Но находить деньги на реальную экономику и на собственное развитие, а также на оплату других долгов Украина должна сама.
Земельная реформа и приватизация нужны как раз для того, чтобы Украина смогла расплатиться по другим долгам. За три года госдолг Украины вырос в три раза – до 1,93 трлн грн, или 70,97 млрд долларов в 2016 году. Это 81% ВВП страны. Долговое бремя на одного работающего украинца составляет 111 тыс. грн, подсчитывал украинский экономист Александр Колтунович. Однако в МВФ верят, что благодаря приватизации и земельной реформе Киев сможет начать уменьшать свои долги. В 2017 году госдолг все еще будет расти – почти до 90% ВВП, но в 2018 году начнет постепенно сокращаться до 65,6% в 2021 году, ожидают в МВФ.
Украина под действием ассоциации с ЕС и МВФ лишила себя важных источников дохода – экспортной выручки от торговли с Россией, доходов от продажи донбасской продукции, доходов от российских банков и т. д. Запад же не может предложить нового источника для Украины, кроме как устроить распродажу госсобственности и сельхозземель.
Однако есть большие сомнения, что распродажа украинского чернозема получится справедливой. «Учитывая, что крупный бизнес и сегмент олигархии на Украине испытал уже массу кризисов, а земли будут продаваться с целью пополнить бюджеты, – среди покупателей будут крупные иностранные компании из Европы или из других стран. – считает Кирилл Яковенко из «Алор Брокер». Есть варианты, что на Украину придут через аффилированные компании в Европе даже российские агрохолдинги, что вызовет ряд недовольств вкупе с политическими интригами».
#{ussr}Неудивительно, что глава украинского кабмина Владимир Гройсман поспешил уверить, что поддержит земельную реформу в случае, если продавать земли разрешат только физлицам с украинским гражданством. «Я не поддержу земельную реформу, которая может быть использована или крупными агрохолдингами, или иностранцами, которые могли бы приехать на Украину и скупать землю. Мы говорим об отношениях между собственниками земли, о том, чтобы создать прочный качественный средний класс фермеров. Это совпадает с интересами Украины», – заявил украинский премьер-министр.
Однако большой вопрос – получится ли это у Гройсмана. «Отстаивание позиции продажи черноземных земель только гражданам Украины – весьма сомнительно, так как здесь нужны деньги, а у украинцев их сейчас не в избытке. Разумеется, все будет поделено между мировыми воротилами», – уверен Яковенко.
Впрочем, даже если законодательно удастся закрепить право продавать и покупать землю только за гражданами Украины, это еще не значит, что она не достанется крупным агрохолдингам или иностранцам. «Мировая практика таких запретов показывает, что они легко обходятся, иностранцы оформляют землю на коренных жителей, но фактически ею владеют. Таких схем очень много и запретить их все невозможно», – считает Сергей Звенигородский из «Солид Менеджмент».
По его оценкам, либерализация рынка земли может дать Украине дополнительные 1–2% роста ВВП в следующие два года, но также приведет к усилению имущественного расслоения населения.
Пенсионная реформа, а также сокращение социальных льгот призваны сократить расходы украинского бюджета на социальные нужды. МВФ, видимо, считает, что Киев не в той ситуации, чтобы тратить на пожилых или бедных столько, как он это делает сейчас.
Как объясняет Яковенко, суть пенсионной реформы в том, чтобы размер пенсии зависел от рабочего стажа. «Иными словами, при уходе на пенсию в 60 лет начисляется минимальный порог, а вот если в 70, то человек получает выплаты значительно выше. Людей вынудят работать практически до смерти, а это будет в какой-то степени поддерживать экономику, видимо, так рассчитывают в МВФ», – говорит эксперт.
Основная цель реформы системы расчета социальных субсидий – снижение госрасходов, а это можно сделать только за счет сокращения объемов льготных энергоресурсов. Кроме того, часть субсидий могут заменить на адресные выплаты. «Пересмотр параметров соцльгот в сторону снижения означает, что украинцы будут получать средства, на которые обогреться зимой будет просто невозможно», – считает Яковенко.
Одним из важных требований МВФ также является изменение законодательства о слиянии налоговой и таможенной администрации в одно юридическое лицо. «Такое требование Украина выполнить пока боялась по причине высокой заинтересованности высокопоставленных лиц. Ведь при объединении структур, скорее всего, может выйти много лишней информации, которая спровоцирует новые скандалы», – не исключает Яковенко.
В целом сам по себе меморандум влечет лишь негативные последствия, так как предполагает перемены в жизни бизнеса, государства и граждан. «А транши от МВФ в украинскую экономику – это все равно что поддерживать жизнеспособность больного раком на последних стадиях. Транши не помогут, а поможет грамотная экономическая политика, которой не может похвастаться современная Рада. Долгие годы экономика Украины имела тесные связи с Россией, мощную поддержку оказывал Донбасс. Сейчас все эти источники обезвожены, новых источников для поддержания жизнеспособности государства пока никто не придумал, и Украина идет по пути медленного добивания уцелевших сильных предприятий», – заключает собеседник.