Взгляд
19 февраля, среда  |  Последнее обновление — 13:02  |  vz.ru
Разделы

Зачем государство покупает Сбербанк само у себя

Павел Волков, публицист
Большой приватизации Сбера все-таки не намечается, баланс между группами «промышленников» и «приватизаторов» должен быть соблюден. А вот маленькая вполне может произойти. Ради этого самого баланса. Подробности...

Не надо колебаться между суверенитетом и пиететом

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
«Сменяемость власти» на Западе в нынешних условиях – это верный рецепт непрерывной череды кризисов и катастроф. Именно поэтому каждая из сторон старается победить убедительно и «окончательно», силовым путем. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Православным в России есть чего опасаться

Наталья Холмогорова, правозащитник
«Варварская» Россия оказалась цивилизованнее многих прочих: в нашей стране представители национального или религиозного меньшинства могут жить спокойно и ничего не опасаться. Но насколько безопасно и защищенно чувствует себя религиозное большинство? Подробности...
Обсуждение: 398 комментариев

    Рекордное наводнение произошло в штате Миссисипи

    Самое мощное за последние 37 лет наводнение произошло в американском штате Миссисипи. Из-за многочисленных ливней из берегов вышла река Перл, которая проходит по меньшей мере через 14 крупных городов штата. Объявлено чрезвычайное положение
    Подробности...

    В День святого Валентина человечеству напомнили о численности

    В день Святого Валентина американский Центр биологического разнообразия раздаст бесплатно 40 тысяч упаковок презервативов парам, привлекая внимание к росту численности населения как фактору угрозы для дикой природы
    Подробности...

    Объявлены лауреаты премии «Оскар» 2020 года

    В Лос-Анджелесе 9 февраля прошла 92-я церемония вручения премии «Оскар». Триумфатором стал южнокорейский фильм «Паразиты» режиссера Пон Джун Хо. Картина, ранее победившая на Каннском фестивале, получила статуэтки за лучший фильм, лучший сценарий, лучшего режиссера и лучший международный фильм
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Турция заявила о готовности начать военную операцию в Идлибе

        Главная тема


        Украине напомнили позор дебальцевского поражения

        штаб-квартира ООН


        В Совфеде заявили о свинстве США в отношении российских дипломатов

        наказание нацистов


        Соловьев объяснил различие подходов России и Израиля к наказанию душегубов

        домашнее насилие


        Кононенко оценил слова протоиерея Смирнова о «катастрофических» мужчинах в России

        Видео

        транзит нефти


        Минск готов остановить «Дружбу» из-за премии российским нефтяникам

        «хитрость» атлантистов


        Запад разглядел в России и Китае новые угрозы

        инициативы Зеленского


        К чему приведут новые предложения о «мире в Донбассе»

        раскол православия


        Москва и Иерусалим объединяются против «восточного папизма» Константинополя

        Традиция юродствования


        Елена Кондратьева: Протоирей Смирнов и Водонаева троллят нас

        Удобная жизнь


        Николай Гурьянов: Почему в России стало лучше, чем в Италии

        Успешный руководитель


        Андрей Манчук: Какой была Украина, пока мы все ее не потеряли

        викторина


        Чем Россия обязана полякам?

        на ваш взгляд


        Могут ли семейные отношения без регистрации брака быть нормой в современном обществе?

        Ларьки доказали свою необходимость

        Ларьки - не единственная, но тоже нужная форма торговли   11 февраля 2019, 21:40
        Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости
        Текст: Антон Крылов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Тема торговых палаток и ларьков, столь радикально убранных с улиц Москвы, возникла вновь – на этот раз благодаря заявлениям Минпромторга. Сама проблема торговых ларьков стала ярким примером как дурных советских традиций, так и кампанейщины последнего времени. Каким должно быть место этих палаток в российской торговле?

        Замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов анонсировал возвращение небольших торговых палаток и автолавок на улицы городов. Не очень понятно, почему употреблен термин «возвращение» – видимо, корреспондент «Российской газеты», который брал интервью, живет в Москве, где этот формат действительно практически полностью ликвидирован. Но в Москву никто ничего возвращать не собирается – появление новых торговых палаток и ларьков не планируется, ситуация с мелкой торговлей в столице уже давно решена, сообщил РИА «Новости» источник в мэрии.

        А в других городах России палатки никуда и не исчезали. Просто стали более ухоженными по сравнению с воспетыми Пелевиным металлическими коробками с окошками-амбразурами. То же самое касается небольших магазинчиков, которые в Москве были уничтожены в рамках «ночи длинных ковшей» в ходе кампании по борьбе с самостроем.

        Поэтому пафос многих заголовков и постов в соцсетях в стиле «90-е возвращаются» совершенно не имеет под собой никаких оснований. Ни о чем подобном Евтухов не говорил. Если что-то и возвращается, так это здравый смысл, которого российской торговле не хватало приблизительно с конца 20-х годов прошлого века.

        В Российской империи и в первые годы существования СССР система торговли ничем не отличалась от всего мира. Были магазины, были лавки, были ларьки, были коммивояжеры – так или иначе каждый товар находил своего покупателя.

        После ликвидации НЭПа и тотального огосударствления экономики развитие этой сферы в нашей стране пошло своим путем. Пока на Западе (а вскоре и на Востоке) продолжали существовать разнообразные магазины и лавки, зарождались сначала универсамы, а потом супер- и гипермаркеты, в СССР в городах развивалась специализированная торговля – магазины «Мясо», «Рыба», «Овощи-фрукты», «Хозяйственный» и так далее. А в сельской местности действовали сельпо и потребкооперация, представлявшие из себя универсамы в миниатюре. В небольшие деревни, где покупателей для открытия магазина было мало, раз в неделю (или чаще) приезжала автолавка с небольшим набором продуктов питания и хозтоваров.

        Эта система просуществовала практически без изменений до конца 1980-х годов. В крупных городах открывались универсамы, но преобладающим форматом торговли они так и не стали. Рынки были довольно дорогими для подавляющего большинства граждан и считались «элитным потреблением», выше были только валютные магазины и распределители, доступные совсем малому числу людей.

        Потом настали 90-е. Торговали везде и всем. Кинотеатры превратились в крытые рынки, стадионы – в открытые. Возле каждой станции метро в городах-миллионниках появились рынки разной степени стихийности. Ни о какой элитности покупок на рынке речи уже не шло. Параллельно разрушилась и исчезла сеть специализированных магазинов. Еще раз повторим, что максимальная широта ассортимента – один из главных признаков торговых точек 90-х годов.

        В нулевые годы начали появляться супермаркеты – причем как в больших городах, так и в малых. В столицы пришли иностранные сети – «Ашан», «Метро», «Билла» и прочие, плюс активно начали развиваться их отечественные конкуренты. Появился термин «ритейл» – то есть именно розничная торговля. Десятые годы принесли (опять-таки сперва в столицы, потом в регионы) моду на разнообразный «крафт» и «хендмейд», хипстеры переизобрели ярмарки, продажа кофе в окошко стала модным бизнесом, а затем и рынки обзавелись на европейский манер обилием мини-кафешек и вновь вернули себе советский статус дорогих и модных мест для покупок.

        Главная проблема всех вышеперечисленных волн развития советского и российского ритейла (даже в те годы, когда подобного термина не было) – это огульная кампанейщина и отрицание альтернатив. Сперва – тотальное огосударствление. Потом – превращение частной торговли чуть ли не в национальную идею: кто не торгует хоть чем-то – тот лох. Затем – сетевой магазин как единственно возможный прогрессивный формат. Ну и сейчас – культ «фермерского» и «натурального».

        Но у человека должен быть выбор! Кому-то кошелек позволяет только дешевые сетевые магазины или потребкооперацию. Кто-то любит рынки. Кто-то – небольшие магазинчики возле дома, где продавец знает всех покупателей по имени и потребительским привычкам.

        Но почему-то в отличие от сферы политики, экономики или культуры, настоящего плюрализма в торговле так и не появилось. И несмотря на то, что государство полностью ушло из этой сферы, без содействия чиновников не произошло бы бума сетевых магазинов, а сейчас не росли бы как грибы разнообразные «лавки фермера» и «магазины здорового питания». Поэтому слова замминистра (хочется надеяться) – это именно сигнал о том, что кампанейщины больше не будет. Хочешь – иди в супермаркет, хочешь – на рынок, хочешь – в «лавку фермера», нет времени на магазин – забеги в ларек.

        Жаль, что московские власти настроены жестко, и у москвичей в ближайшие годы альтернатив будет меньше. Но, возможно, и они со временем изменят свой настрой.

        И, разумеется, возрождение автолавок – очень важный элемент возрождения села в целом. Современные технологии вполне позволяют сделать этот формат более персонализированным, когда каждый покупатель сможет заказывать именно то, что ему нужно.

        Главное – чтобы опять не началась кампанейщина: «даешь автолавку в каждый двор».


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............