Взгляд
23 февраля, суббота  |  Последнее обновление — 14:03  |  vz.ru
Разделы

Защита отечества – это не носки в форме танка

Анна Федорова, вице-президент Фонда открытой новой демократии
По поводу 23 Февраля. Абсурдно отмечать это как «мужской праздник», потому что это праздник защитников отечества. Кто не защищал – к тому не применимо. Но мне не нравится затея «Давайте в этот день насуем мужчинам в панамку». Подробности...
Обсуждение: 87 комментариев

Как можно любить «совок»?

Дмитрий Гололобов, адвокат, приглашённый профессор университета Вестминстер
Просветленные и особо интеллектуальные читатели продолжают возмущаться: как можно любить хотя бы что-то в «гнусном заплесневелом совке»? Человеку свойственно любить страну и время, где он прожил свое детство и молодость. Подробности...
Обсуждение: 161 комментарий

Отношение к украинскому монстру пора менять

Евгений Крутиков, военный эксперт
Многие до сих пор считают Украину не враждебным государством, а «братской» страной, искренне жалея украинцев. Эту ситуацию пора менять, иначе наше положение может стать еще хуже. Подробности...
Обсуждение: 95 комментариев

    Женщины по праву отмечают День защитника Отечества

    День защитника Отечества как свой профессиональный праздник в России отмечают порядка 45 тыс. женщин, которые служат в войсках. На фото – участницы конкурса красоты среди женщин-военнослужащих РВСН «Макияж под камуфляж»
    Подробности...

    Российские VIP-лимузины «Кортеж» теперь будут собирать и в Эмиратах

    Российские авто премиум-класса «Кортеж» будут собирать в Эмиратах под брендом Aurus. Соглашение Минпромторга с партнерами из ОАЭ подписано 18 февраля, в день мировой премьеры этого VIP-лимузина на международной оборонной выставке IDEX в Абу-Даби
    Подробности...

    Путин вышел на татами спортивного центра в Сочи

    После продолжительных переговоров на саммите по сирийскому урегулированию в формате Россия-Турция-Иран Владимир Путин приехал в четверг вечером в спортивный центр «Юг-Спорт» в Сочи. Глава государства встретился с представителями сборных команд по боксу, дзюдо и вольной борьбе
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:ЦИК Молдавии лишил аккредитации члена миссии ОБСЕ от России

        Главная тема


        Выживание российского мужчины зависит от женщины

        «Что происходит?»


        Порошенко снова пожаловался, что Путин не ответил на его звонок

        «Время было страшное»


        Командир ополчения раскрыл неизвестные события «крымской весны»

        «поляпать языком»


        Верка Сердючка отреагировала на скандал из-за Крыма на украинском отборе «Евровидения»

        Видео

        ВМФ России


        Российский «полуфрегат» должен превзойти легендарный американский эсминец

        конфликт на украине


        Прилепин рассказал про «кошмарные» потери ополченцев в Донбассе

        достояние республики


        Куда уходит добытое в России золото

        свобода слова


        США все больше напоминают СССР

        «он мой кумир»


        Российского спортсмена наказали за перчатки с именем Путина

        День Советской Армии


        Екатерина Ракитина: Непримиримая битва за праздники

        Бизнес-кошмар


        Антон Любич: Химеры прошлого пора оставить

        Постель для террориста


        Игорь Мальцев: На позицию девушки провожали ИГИЛ

        на ваш взгляд


        Что для вас 23 февраля?

        Ларьки доказали свою необходимость

        Ларьки - не единственная, но тоже нужная форма торговли   11 февраля 2019, 21:40
        Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости
        Текст: Антон Крылов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Тема торговых палаток и ларьков, столь радикально убранных с улиц Москвы, возникла вновь – на этот раз благодаря заявлениям Минпромторга. Сама проблема торговых ларьков стала ярким примером как дурных советских традиций, так и кампанейщины последнего времени. Каким должно быть место этих палаток в российской торговле?

        Замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов анонсировал возвращение небольших торговых палаток и автолавок на улицы городов. Не очень понятно, почему употреблен термин «возвращение» – видимо, корреспондент «Российской газеты», который брал интервью, живет в Москве, где этот формат действительно практически полностью ликвидирован. Но в Москву никто ничего возвращать не собирается – появление новых торговых палаток и ларьков не планируется, ситуация с мелкой торговлей в столице уже давно решена, сообщил РИА «Новости» источник в мэрии.

        А в других городах России палатки никуда и не исчезали. Просто стали более ухоженными по сравнению с воспетыми Пелевиным металлическими коробками с окошками-амбразурами. То же самое касается небольших магазинчиков, которые в Москве были уничтожены в рамках «ночи длинных ковшей» в ходе кампании по борьбе с самостроем.

        Поэтому пафос многих заголовков и постов в соцсетях в стиле «90-е возвращаются» совершенно не имеет под собой никаких оснований. Ни о чем подобном Евтухов не говорил. Если что-то и возвращается, так это здравый смысл, которого российской торговле не хватало приблизительно с конца 20-х годов прошлого века.

        В Российской империи и в первые годы существования СССР система торговли ничем не отличалась от всего мира. Были магазины, были лавки, были ларьки, были коммивояжеры – так или иначе каждый товар находил своего покупателя.

        После ликвидации НЭПа и тотального огосударствления экономики развитие этой сферы в нашей стране пошло своим путем. Пока на Западе (а вскоре и на Востоке) продолжали существовать разнообразные магазины и лавки, зарождались сначала универсамы, а потом супер- и гипермаркеты, в СССР в городах развивалась специализированная торговля – магазины «Мясо», «Рыба», «Овощи-фрукты», «Хозяйственный» и так далее. А в сельской местности действовали сельпо и потребкооперация, представлявшие из себя универсамы в миниатюре. В небольшие деревни, где покупателей для открытия магазина было мало, раз в неделю (или чаще) приезжала автолавка с небольшим набором продуктов питания и хозтоваров.

        Эта система просуществовала практически без изменений до конца 1980-х годов. В крупных городах открывались универсамы, но преобладающим форматом торговли они так и не стали. Рынки были довольно дорогими для подавляющего большинства граждан и считались «элитным потреблением», выше были только валютные магазины и распределители, доступные совсем малому числу людей.

        Потом настали 90-е. Торговали везде и всем. Кинотеатры превратились в крытые рынки, стадионы – в открытые. Возле каждой станции метро в городах-миллионниках появились рынки разной степени стихийности. Ни о какой элитности покупок на рынке речи уже не шло. Параллельно разрушилась и исчезла сеть специализированных магазинов. Еще раз повторим, что максимальная широта ассортимента – один из главных признаков торговых точек 90-х годов.

        В нулевые годы начали появляться супермаркеты – причем как в больших городах, так и в малых. В столицы пришли иностранные сети – «Ашан», «Метро», «Билла» и прочие, плюс активно начали развиваться их отечественные конкуренты. Появился термин «ритейл» – то есть именно розничная торговля. Десятые годы принесли (опять-таки сперва в столицы, потом в регионы) моду на разнообразный «крафт» и «хендмейд», хипстеры переизобрели ярмарки, продажа кофе в окошко стала модным бизнесом, а затем и рынки обзавелись на европейский манер обилием мини-кафешек и вновь вернули себе советский статус дорогих и модных мест для покупок.

        Главная проблема всех вышеперечисленных волн развития советского и российского ритейла (даже в те годы, когда подобного термина не было) – это огульная кампанейщина и отрицание альтернатив. Сперва – тотальное огосударствление. Потом – превращение частной торговли чуть ли не в национальную идею: кто не торгует хоть чем-то – тот лох. Затем – сетевой магазин как единственно возможный прогрессивный формат. Ну и сейчас – культ «фермерского» и «натурального».

        Но у человека должен быть выбор! Кому-то кошелек позволяет только дешевые сетевые магазины или потребкооперацию. Кто-то любит рынки. Кто-то – небольшие магазинчики возле дома, где продавец знает всех покупателей по имени и потребительским привычкам.

        Но почему-то в отличие от сферы политики, экономики или культуры, настоящего плюрализма в торговле так и не появилось. И несмотря на то, что государство полностью ушло из этой сферы, без содействия чиновников не произошло бы бума сетевых магазинов, а сейчас не росли бы как грибы разнообразные «лавки фермера» и «магазины здорового питания». Поэтому слова замминистра (хочется надеяться) – это именно сигнал о том, что кампанейщины больше не будет. Хочешь – иди в супермаркет, хочешь – на рынок, хочешь – в «лавку фермера», нет времени на магазин – забеги в ларек.

        Жаль, что московские власти настроены жестко, и у москвичей в ближайшие годы альтернатив будет меньше. Но, возможно, и они со временем изменят свой настрой.

        И, разумеется, возрождение автолавок – очень важный элемент возрождения села в целом. Современные технологии вполне позволяют сделать этот формат более персонализированным, когда каждый покупатель сможет заказывать именно то, что ему нужно.

        Главное – чтобы опять не началась кампанейщина: «даешь автолавку в каждый двор».


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............