Глеб Простаков Глеб Простаков Украина между военным поражением и дипломатическим крахом

Зеленский проиграл войну, но «битва за Берлин» – взятие Киева – еще впереди. И здесь Россия сделает ставку не на штурм, а на дипломатию. Потому что Киев для нас важнее любого Берлина.

0 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Шоу в Белом доме завершило подчинение Европы

Унижение руководителей крупных европейских стран в Белом доме хоть и граничило с абсурдом, но это очень и очень серьезно с точки зрения российских подходов в Европе.

10 комментариев
Виталий Трофимов-Трофимов Виталий Трофимов-Трофимов ООН отживает свое

Если в 1940-е годы на ООН возлагались надежды как на будущего мирового полицейского, то сегодня это довольно беззубая организация, которая ничего не решает, чьи доклады никто не читает. Раньше было сложно даже представить ситуацию, в которой страна может по какой-то причине выйти из ООН, а теперь – запросто.

8 комментариев
15 января 2025, 13:20 • В мире

В договоре Армении с США отсутствует самое главное

В договоре Армении с США отсутствует самое главное
@ U.S. Department of State

Tекст: Евгений Крутиков

Поздним вечером 14 января в Вашингтоне госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян подписали так называемую Хартию о стратегическом партнерстве. Для США это очередное поспешное действие уходящей администрации Байдена, а официальный Ереван таким образом сделал еще один шаг в сторону от России и ОДКБ. Но есть нюансы.

Впервые о «повышении статуса сотрудничества» с США до уровня стратегического партнерства и о подписании соответствующего соглашения глава армянского МИДа заговорил 8 января. Это косвенно подтверждает утечки о том, что подписанный уже 14 января документ готовили в спешке и на коленке.

«Стратегическое партнерство» – предпоследний уровень сотрудничества США с зарубежными странами. Выше только «союзничество». Тем не менее договоры с каждой страной подготавливаются отдельно, исходя из конкретики взаимоотношений. Возможно, из-за нехватки времени, а может еще по какой причине, но договор с Арменией получился максимально «пустой». В нем практически отсутствует конкретика и какие-либо важные обязательства сторон.

Четко сказано лишь о том, что США будут содействовать реформе военного образования в Армении, а также окажут содействие в подготовке кадров для погранохраны и таможни. Но это не обязательство на будущее, а констатация факта. Американские военные советники со второй половины 2024 года и так прописались в Армении.

Еще летом был назначен так называемый представитель армии США в министерстве обороны Армении, что само по себе показательно. Ереван на регулярной основе принялись посещать разнообразные американские военные делегации. К концу года дошло до того, что армянское Минобороны заявило о готовности перейти на полевую форму натовского образца, а министр Папикян провел предварительные переговоры с одной американской фирмой о пошиве. И говорить, что «стратегическое партнерство» открывает в вопросе военного сотрудничества что-то новое, нельзя.

Госсекретарь Блинкен на пресс-конференции заявил, что начнется работа над соглашением по развитию мирного атома в Армении. Но в реальности такой договор никакой «работы» над ним не требует. Это базовое однотипное соглашение, которые США заключают со многими странами. Они называются «соглашение 123» и к статусу «стратегического партнерства» не привязаны.

Армения, согласно Хартии о стратегическом партнерстве, вступает в коалицию по борьбе с ИГИЛ* – и, собственно говоря, всё. Больше ничего от нее не требуется.

Ереван не получил самого главного: в хартии ничего не говорится о гарантиях безопасности и территориальной целостности Армении.

Даже уходящая администрация Байдена, которая, похоже, задалась целью как можно серьезней усложнить жизнь Трампу и его команде, никаких гарантий Армении давать не стала.

Да и формат хартии – не та бумага, где что-то подобное можно прописать. Грубо говоря, договор о стратегическом сотрудничестве – это не документ прямого действия, а некая форма поощрения для страны, которая «движется на пути к демократии». Почетная грамота от вашингтонского обкома. Верной, мол, дорогой идете, товарищи.

Кроме того, статус «стратегического партнерства» можно отозвать одним росчерком пера президента США или даже главы Госдепа. Так случилось недавно с Грузией, с которой аналогичное соглашение было заключено еще в 2009 году. На фоне всего происходящего в Тбилиси в Вашингтоне посчитали, что Грузия «отходит от принципов демократии» – и приостановили стратегическое партнерство.

Кстати, чисто внешне соглашение с Грузией было очень похоже на нынешнее с Арменией.

И главным его результатом стали командировки грузинских военнослужащих в Афганистан и Ирак. Однажды раненого грузинского солдата посетил в госпитале сам Обама.

Главной внешнеполитической задачей Пашиняна и его команды в прошлом году были попытки заставить кого-нибудь на Западе стать покровителем Армении. То есть как раз выдать Армении пресловутые гарантии безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны. Без такого «зонтика» выход из ОДКБ и вообще отказ от союзнических отношений с Россией для Еревана смерти подобен в прямом смысле слова. Поиск себе «патрона» для маленьких государств нормальное состояние, но Еревану никак не удается уговорить кого-нибудь на эту роль.

ЕС как явление и отдельно от него Франция стать таким гарантом не захотели, да и вряд ли смогли бы. Для европейских стран и для США гарантировать суверенитет и целостность Армении было бы примерно похоже на те гарантии, которые в второй половине 1930-х годов Чемберлен выдал Польше. Написано красиво и даже благородно, но практически нереализуемо.

Россия единственная страна в мире, которая может выступать «зонтиком» для Армении, но при соблюдении одной маленькой детали: Ереван должен вести себя как минимум вменяемо. А вот этого сейчас как раз и не наблюдается.

Скорость, с которой был подготовлен договор, тоже вполне объяснима. Дело в том, что есть большие подозрения, что грядущей администрации Трампа более близок альянс Азербайджана с Израилем. А «стремление к демократии» Пашиняна избранному президенту США совершенно не интересно. И соответственно, подписать договор надо было до инаугурации Трампа, даже если соглашение совершенно пустое.

Другое дело, что в Ереване все-таки поспешили сделать такой шаг. А это действительно еще более отдаляет Армению от России, не говоря уже об ОДКБ. Правительство Пашиняна, правда, все еще продолжает играть в странную игру словами, не инициируя официальный выход из коллективных соглашений с Россией типа ОДКБ. Да и большинство торгово-экономических преференций от России Армении сохраняются, несмотря на последовательное сближение Еревана с Западом и открытую антироссийскую риторику.

При всем при этом считать заключенный 14 января договор между США и Арменией исключительно декларативной мерой не следует. Такие соглашения в международной практике можно назвать «спящими». То есть подавляющее большинство прописанных там пунктов действительно носят декларативный характер и местами идеологически окрашены. Но в любой момент эти пункты можно «разбудить» и развернуть в полноценное сотрудничество, включая военное.

Но и армянская сторона могла бы задуматься о том, что, например, той же Грузии заключение соглашения о стратегическом партнерстве с США не помогло никак. Ни одна задача, которую ставят перед собой грузинские власти, начиная с так называемого восстановления территориальной целостности, за 16 лет действия договора не решена.

И сейчас Армения никакой американский «зонтик» не получила. Скорее, наоборот: теперь Ереван еще проще будет втянут в многоходовые игры США на постсоветском пространстве. Хотя в Армении наверняка найдется много сторонников этого соглашения. Хотя бы потому, что быть «стратегическим партнером» США звучит очень красиво.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ