Взгляд
25 марта, понедельник  |  Последнее обновление — 13:42  |  vz.ru
Разделы

Бомбардировки Югославии привели к закату американской эры

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Заменив универсальные правила игры на волюнтаристские, Вашингтон дестабилизировал систему международных отношений. Но его военной, политической и экономической мощи не хватило, чтобы сделать новые правила общепризнанными. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

В «русском деле» против Трампа наступил украинский поворот

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Вместо вице-президента и одного из самых влиятельных людей в Госдепартаменте делами Незалежной занялся простой бюрократ Курт Волкер. Киев все еще может рассчитывать на поддержку части Конгресса, но тут бы снова не прогадать! Подробности...

Не бояться показаться смешным – вот высшая свобода

Владас Повилайтис, доктор философских наук, БФУ имени И. Канта
Сегодня к Николаю Бердяеву принято относиться иронично. В наше прагматическое время он – со своими выкриками, призывами и формулами – выглядит неуместно. Но самого Бердяева это вряд ли смущало. Только свобода, только хардкор! Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

    «Это был взрыв эмоций!» В Сочи чествовали победителей конкурса «Лидеры России»

    «Вы одержали главную победу: над своей слабостью, над своим страхом!» – напутствовал победителей состязания управленцев «Лидеры России» наставник конкурса, первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко (на фото Кириенко поздравляет с победой москвичку Александру Добрынину)
    Подробности...

    В мечетях Новой Зеландии расстреляли десятки людей

    Новая Зеландия пережила один из самых страшных терактов в своей истории. В пятницу несколько человек совершили вооруженное нападение на мечети городка Кристчерч. Убиты полсотни верующих, десятки получили ранения. Главный подозреваемый Брентон Таррант транслировал бойню в Сети
    Подробности...

    Отчеканены пять рублей с Крымским мостом

    Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 5 рублей, посвященную пятой годовщине референдума о государственном статусе Крыма и Севастополя и воссоединения Крыма с Россией
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Экс-сотрудник СБУ сказал, кто стоит за убийствами Гиви и Моторолы

        Главная тема


        Скандинавы теряют Прибалтику из-за «грязных денег русских олигархов»

        «Киеву явно есть, что скрывать»


        Россия отказалась направлять наблюдателей на украинские выборы

        Константинопольский патриархат


        В идее Эрдогана превратить собор Святой Софии в мечеть нашли выгоду России

        «матч столетия»


        Ветеран СВР назвал причину проигрыша Спасского Фишеру

        Видео

        выборы президента


        Названы условия третьего Майдана на Украине

        юбилей агрессии


        Кто и как придумал повод для расчленения Югославии

        «голубая кровь»


        Раскрыт всемирный допинговый заговор

        «приблизить базы к России»


        Бывший глава МИД Югославии объяснил неизбежность агрессии НАТО

        вероятный противник


        Сопровождение американского бомбардировщика российскими истребителями сняли на видео

        Разочарование Вашингтона


        Дмитрий Дробницкий: В «русском деле» против Трампа наступил украинский поворот

        Смертельный фокус


        Екатерина Ракитина: Нераскрытый секрет побега Гарри Гудини

        Бывший СССР


        Ирина Алкснис: Белоруссия стала второстепенной для России

        на ваш взгляд


        За кого из российских фигуристок вы больше болеете?

        Как относиться к комедии про блокаду Ленинграда

        Попытки без должного уважения и трепета говорить о трагедии блокады Ленинграда всегда вызывали крайне резкую реакцию   14 октября 2018, 14:55
        Фото: Борис Кудояров/РИА Новости
        Текст: Антон Крылов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Информация о том, что не то снимается, не то уже снята «черная комедия» под названием «Праздник» о блокадном Ленинграде вызвала ожидаемое, естественное и логичное возмущение в социальных сетях. Есть ли возможность пресечь производство подобных фильмов, не нарушая Конституцию и Уголовный кодекс?

        Информация о съемках фильма «Праздник» была опубликована на одном из самых посещаемых в России порталов Mail.Ru еще 4 сентября, но обратили внимание на нее почему-то только более месяца спустя.

        «Сюжет черной комедии <...> строится вокруг привилегированной партийной семьи Воскресенских, живущей «на особом положении» и тайно встречающей праздник на широкую ногу... В канун Нового года сын Воскресенских приводит домой голодную девушку, а дочь – незнакомого мужчину, за которого хочет выйти замуж. Членам семьи придется решать проблемы и выпутываться из забавных ситуаций», – говорилось в анонсе.

        Не все возмущенные сразу разобрались, что фильм снимает не известный гей-активист Антон Красовский, а его однофамилец – режиссер по имени Алексей. В творческом багаже режиссера Красовского – монофильм «Коллектор» с Константином Хабенским в главной и единственной роли (остальные персонажи в кадре не появляются), сериал «Откровения», а также сценарии к снятым другими режиссерами сериалам, среди которых продолжение «Петровки, 38» и «Метод Фрейда».

        «Серьезно? Комедия про блокадный Ленинград? Совесть есть у вас, уроды?» – пишет экс-депутат, актриса Мария Кожевникова, недавно исполнившая главную женскую роль в фильме «Собибор»,  режиссером которого стал все тот же Хабенский. Годовщину восстания в концлагере Собибор сейчас отмечают в России и Польше.

        Остальные пользователи высказывают аналогичные и даже куда более негативные эмоции. «Бывший врач-стоматолог  Красовский, решивший, что он вэлыкий режиссер, решил снять «черную КОМЕДИЮ» о блокадном Ленинграде. Я думаю, что ему с премьерой в Питер лучше не приезжать. Да, чего уж там, ему вообще в Питер лучше не приезжать. Никогда», – считает петербургский блогер Дмитрий Борисенко.

        В другой записи Борисенко публикует отрывок из будущего фильма и пишет о том, как сильно ему хочется сломать нос режиссеру Красовскому.

        В опубликованном отрывке Воскресенская-мать убеждает сына, что голодающей девушке Маше, которую он пригласил на Новый год, может стать плохо от разносолов, которые будут на столе у чиновничьей семьи, имеющей доступ к «спецснабжению».

        На первый взгляд этот персонаж мало чем отличается от уволенной в пятницу саратовской чиновницы Натальи Соколовой с ее «макарошками», но негативные эмоции вплоть до «бокса по переписке» почему-то вызывает не Воскресенская, а ее создатель Красовский.

        Понятно почему. Чьи-либо попытки без должного уважения и трепета говорить о трагедии блокады и героизме ленинградцев тех лет всегда вызывали крайне резкую реакцию, причем не только у жителей современного Петербурга.

        Опрос с формулировкой «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней» четыре года назад чуть было не привел к закрытию телеканала «Дождь».

        «Это вопрос абсолютно морально-этический, и он за гранью допустимого с морально-этической точки зрения для нашего народа. <...> Как только мы начнем проявлять хотя бы малейшую толерантность вот к таким опросам, у нас начнется эрозия нации, эрозия нашей памяти, генетической памяти нашего народа. Я убежден, что во многих странах, конечно, пришлось бы куда более туго каналу, который перешел бы через такую морально-этическую красную черту», – комментировал ситуацию пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

        Несмотря на то, что выше приведена цитата Пескова и «Дождь» проверяла прокуратура, закрытия канала требовали, в первую очередь, представители общественности, а не власти. Телеканал по итогам скандала лишился представительства в некоторых кабельных сетях, но выжил.

        Красовский (насколько понятно из анонса и отрывка) не предлагает сдавать Ленинград немцам и не отрицает подвига и трагедии подавляющего большинства ленинградцев. То, что некоторые представители партийной элиты питались лучше остальных – тоже факт, дискуссионный вопрос – насколько лучше.

        Авторы фильма в качестве «источника вдохновения» называют дневник инструктора отдела кадров горкома ВКП(б) Николая Рибковского, в котором тот детально описывает собственное богатое меню: «Питание здесь словно в мирное время в хорошем доме отдыха. Каждый день мясное – баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное – лещ, салака, корюшка – и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, триста грамм белого и столько же черного хлеба на день, тридцать грамм сливочного масла и ко всему этому по пятьдесят грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину... Да. Такой отдых, в условиях фронта, длительной блокады города, возможен лишь у большевиков, лишь при Советской власти», – якобы писал партийный функционер, причем не самого высокого ранга.

        Впрочем, в подлинности дневника Рибковского, как и ряда других свидетельств о том, что «партийцы жировали, пока все остальные голодали», у некоторых исследователей есть серьезные сомнения. Слишком много было и есть заинтересованных в фальсификации событий пропагандистов: во время самой блокады советским властям нужно было показать всей стране, что ситуация в Ленинграде не такая ужасная, как на самом деле. Гитлеровцам, наоборот, нужно было доказать, что простые русские люди умирают в Ленинграде от голода исключительно по вине зажравшихся «евреев-комиссаров».

        После снятия блокады смысл скрывать масштабы трагедии для советской власти исчез. Но антисоветская пропаганда на протяжении десятилетий продолжала развивать тему «в Смольном жрали в три горла».

        Во время гласности конца 1980-х в советской печати были опубликованы документы, подтверждающие, мягко говоря, «излишества», которые якобы позволяли себе партийные руководители города. Проблема в том, что полностью отделить зерна от плевел, то есть реальные документы от пропагандистских фальшивок, изготовленных как во время войны, так и после, довольно сложно.

        Фильм Красовского о Воскресенских на основании дневника Рибковского полностью укладывается в рамки антисоветской парадигмы, но главная претензия к нему не в этом.

        «Как в принципе возможна комедия о блокаде, попробовали бы они снять комедию о Холокосте!» – вот основная мысль желающих сломать Красовскому нос и прочие части тела.

        Комедия о Холокосте, между тем, давно существует и получила три «Оскара» и Гран-при Каннского фестиваля – это фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна».

        Ее название (как сочетаются убийство миллионов человек и прекрасная жизнь?) и описание тоже могут показаться кому-то кощунственными: итальянский еврей попадает в лагерь смерти, где объясняет своему сыну, что все происходящее вокруг – это игра, главным призом в которой является танк. В конце большинство заключенных, включая главного героя, погибают, а мальчик получает свой главный приз.

        Никакого возмущения ни в Израиле, ни где-либо еще тот фильм при этом не вызвал, возможно, потому что назывался не «черная комедия», а «трагикомедия».

        В СССР и Европе, к слову, было снято множество комедий и трагикомедий о войне. «Небесный тихоход», «В бой идут одни старики», «Женя, Женечка и «Катюша»», «Дачная поездка сержанта Цыбули» – у нас. «Большая прогулка», «Ас из асов», «Большая война», «Мистер Питкин в тылу врага» – у них. Может ли кто-нибудь назвать эти фильмы кощунственными или подвергающими сомнению подвиг победителей? Вряд ли.

        Что же касается «Праздника», то, разумеется, возмущение употреблением в одном предложении слов «комедия» и «блокада» и нежелание после этого разбираться в деталях вполне объяснимы.

        Но, как долго и безуспешно пытались убедить депутата Госдумы Наталью Поклонскую, объявившую войну фильму «Матильда» еще до окончания съемок, согласно статье 29, пункт 5 Конституции России, цензура в нашей стране запрещена.

        Режиссер может снять черную, зеленую или серо-буро-малиновую комедию о блокаде или Холокосте, боевик, где положительным героем будет Шамиль Басаев или Адольф Гитлер, да и в принципе любой нарушающий все морально-этические нормы и Уголовный кодекс фильм. Запретить ему снимать нельзя – тем более не на государственные, а на собранные краудфандингом деньги. Цензура запрещена без каких-либо исключений.

        А вот после окончания работы в действие вступают совсем другие законы и нормы. Могут вмешаться правоохранительные органы, если фильм действительно нарушает одну из статей УК. Может не выдать прокатную лицензию Министерство культуры.

        Но куда более эффективным способом борьбы с подобными «шутниками» является не запрет со стороны власти, а общественный бойкот – причем не только картины и режиссера, но и согласившихся играть в этом фильме актеров.

        Собственно, один пример удачного бойкота уже есть: это провал в прокате комедии «8 лучших свиданий» с украинским актером Владимиром Зеленским, активным спонсором карательной операции украинских войск в Донбассе. С тех пор Зеленский в российских фильмах не снимался.

        Есть и неудачные примеры – звезда «Левиафана» Алексей Серебряков регулярно выступает с русофобскими заявлениями, но активно сниматься в кино ему это совершенно не мешает.

        В любом случае, запретить фильм «Праздник» до того, как он будет полностью готов, невозможно, и вряд ли даже самые активные противники кощунственных комедий будут предлагать пересмотреть Конституцию.

        Наносить телесные повреждения режиссеру – уголовно наказуемо.

        Бойкот – вполне законно. 


        Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............