Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
25 мая 2015, 23:20 • Общество

Методам улучшения турсервиса Крым может поучиться у Турции и Египта

Методам улучшения турсервиса Крым может поучиться у Турции и Египта
@ Алексей Павлишак/ТАСС

Tекст: Роман Крецул, Михаил Мошкин

Премьер Дмитрий Медведев озаботился качеством сервиса на крымских курортах, ссылаясь на отрицательные отзывы собственных знакомых, отдыхавших в Крыму. Туриндустрия Крыма, разваленная при Украине, – не уникальная ситуация. Некоторые известные в мире курорты были созданы за короткий срок с нуля, резко улучшили качество сервиса – и России есть у кого поучиться в этом вопросе.

Курортный сезон в Крыму стартовал 1 мая. Прогнозный показатель числа отдыхающих на 2015 год составил 4,3 млн туристов, что на 15% больше, чем посетило Крым в 2014 году.

Даже со своими знакомыми разговаривал, далеко не все они приезжают с положительными эмоциями именно из-за качества обслуживания

В то же время сервис, предоставляемый на объектах туристической инфраструктуры Крыма, удовлетворяет пока не всех. В понедельник даже премьер Дмитрий Медведев поручил обратить особое внимание на повышение качества обслуживания в гостиницах Крыма, а также на совершенствование курортной инфраструктуры в этом регионе. При этом сослался на личный опыт – правда, не свой, а своих знакомых.

«Качеству надо уделить внимание, потому что, не скрою, даже со своими знакомыми разговаривал, далеко не все они приезжают с положительными эмоциями именно из-за качества обслуживания, потому что оно остается еще даже не российским. Я не говорю о том, что это должно быть на современном международном уровне, но оно даже не российское», – сказал он.

То, что за время существования независимого украинского государства Крым в его составе пришел в запустение, и его туристическая инфраструктура недотягивает не только до мировых, но и до российских стандартов, не является секретом. Но не боги горшки обжигают: многие известные курорты когда-то были захолустьем. Причем если в Крыму неприхотливый в бытовом отношении турист найдет историю, места воинской славы, красоту природы и архитектурных памятников, то где-то и вовсе не было ничего из этого. Однако многие страны могли существенно улучшить свой туристический сервис, туристическую привлекательность. Как они этого добились?

Египет – путь «снизу»

Взять, например, Египет, который только с середины 1970-х годов начал «в промышленных масштабах» эксплуатировать свою многотысячелетнюю историю. А ныне знаменитых курортов Красного моря попросту не существовало до замирения с Израилем в Кэмп-Дэвиде. На месте Хургады был поселок нефтедобытчиков, а нынешний Шарм-эш-Шейх и вовсе был израильским опорным пунктом.

Если в середине 1950-х годов количество туристов в стране едва превышало 100 тыс. человек, то в 2012 году, в разгар «арабской весны», их было 11,5 млн (что принесло в казну 10 млрд долларов).

Причина успеха – в поощрении инициативы местных властей и привлечении зарубежных инвестиций. Президент Анвар Садат, провозгласивший политику «инфитах» (открытых дверей), в 1974 году подписал закон, позволивший иностранным компаниям и частным лицам вкладывать средства в национальную экономику в том числе в туристическую отрасль, которая дает около 11% ВВП.

Если в первой половине 1980-х туризм приносил около 300 млн долларов дохода, то к 2000 г. доход составлял 4,3 млрд, заметно превысив доходы от транзита по Суэцкому каналу. Примечательно, что наибольший интерес проявили западногерманские инвесторы. Немецкий капитал начал проникать в страну еще при Анваре Садате и уходить явно не собирается: в 2013 году, невзирая на очередную смену власти, германские фирмы вложили в египетскую экономику около 1 млрд евро, а турфирмы из ФРГ первыми объявили о восстановлении туристических потоков в полном объеме.

И, разумеется, вместе с деньгами немцы принесли в Египет немецкую пунктуальность и немецкое качество сервиса.

Среди россиян Египет по-прежнему на втором месте по популярности после Турции (3 млн туристов за прошлый год). Для привлечения российских отдыхающих власти страны ввели расчеты в рублях и египетских фунтах «в обход» доллара, а с января по конец апреля для российских туристов отменили визовую пошлину в 25 долларов.

Работают и над «слабыми местами» сервиса: еще в 2010 году, после серии аварий на дорогах, министерство туризма Египта заверило представителей Роспотребнадзора и туроператоров, что транспортные магистрали будут оборудованы системами наблюдения, будет проведено дополнительное обучение и тренировки водителей на специально созданном полигоне, рассчитанном на местные особенности езды. А летом 2013 года министр туризма Хишам Зазу провел отдельное совещание с участниками Объединения отельеров Египта, дабы те в свою очередь провели воспитательную работу среди работников гостиниц – это потребовалось после серии жалоб на домогательства персонала к иностранным туристкам. Министр строго предупредил: все отели, в которых будут зафиксированы сексуальные домогательства, будут сразу же закрыты.

Турция – путь «сверху»

Если египетский опыт свидетельствует в пользу открытия дверей для иностранных инвесторов, то Турция, развивая свой туризм, действовала почти по-советски, по пятилеткам. Разумеется, Стамбул был построен не вчера, но туристические центры на Средиземном и Эгейском морях возникли по историческим меркам совсем недавно.

Начиная с 1960-х годов в Анкаре начали разрабатывать пятилетние планы развития и поддержки отрасли «под присмотром» властей, выделявших бюджетные ассигнования на нужды отрасли. Министерство туризма, в частности, выбрало прибрежные районы средиземноморских провинций Анталья и Балыкесир для развития инфраструктуры и привлечения зарубежных инвесторов – в частности, свою лепту внес Международный банк реконструкции и развития, что также было бы невозможно без государственного участия. Частный капитал «приманивали» льготным кредитованием и послаблениями от налогов и пошлин. Большую роль сыграло то, что в районах приоритетного развития туризма устанавливались льготные тарифы на электричество, газо- и водоснабжение.#{interviewsociety}

Если в конце 1970-х та же Анталья представляла собой «глухую провинцию у моря» – рыбачий городок на 90 тыс. населения без железнодорожной станции, то сейчас это город-миллионник с двумя международными аэропортами и модернизированным портом, центр одной из крупнейших агломераций страны. Всего же к началу 2010-х годов туризм приносил 10% ВВП и обеспечивал более 8% рабочих мест в стране. С 2002 по 2005 годы количество туристов в Турции увеличилось с 12,8 млн до 21,2 млн, а в 2014 году, по отчетам Государственного статистического ведомства страны (TUIK), страну посетило 41,5 млн человек.

Власти следят и за тем, чтобы гостиничный сервис сохранялся на надлежащем уровне. К примеру, в позапрошлом году, после того, как участились жалобы на превышение количества отдыхающих по сравнению с рассчитанной нормой, несколько отелей были оштрафованы за низкое качество обслуживания, а одна гостиница была лишена лицензии.

Турецкие власти регулярно сообщают и о том, что делается для повышения безопасности на дорогах, вплоть до сведений о количестве регулярных тренингов для водителей.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД в мае 2014 года со ссылкой на источник в Ростуризме, российско-турецкая рабочая группа по туризму обсудила вопросы увеличения стоимости покрытия медицинских страховок с 15 тыс. до 20 тыс. долларов и пересмотра списка страховых случаев.

Руководитель турецкой делегации Ирфан Онал сообщал, в свою очередь, что министерство культуры и туризма Турции работает над тем, чтобы увеличить численность персонала гостиниц и сферы обслуживания, знающего русский язык. Кроме того, добавил он, еще в 2012 году в Анталье начала работать горячая линия для иностранных туристов.

«Чуть ли не первой гостиницей была Sheraton»

Что из этого опыта может быть полезно России и, в частности, Крыму?

«Что в Турции, что в Египте есть огромное количество гостиниц, которые относятся к мировым сетям, – сказал газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. – Они пускали их к себе и с ними учились, с ними конкурировали. Самый замечательный пример в этом плане – Китай, остров Хайнань. До недавнего времени там была военная база и рыбацкая деревня. Они убрали военных, локализовали рыбаков и с нуля построили огромный курорт. Но начинался этот курорт с привлечения гостиничных цепочек, которым создавались специальные условия. Чуть ли не первой гостиницей была Sheraton. Потом уже появлялись собственные гостиницы, китайские сети в том числе, которые успешно конкурировали с мировыми сетями. В Крым мы не можем привлечь американские или европейские сети, но есть китайцы, есть индийцы, у них тоже есть фантастические гостиничные цепи. Надо проводить переговоры, заманивать, потому что должны появляться примеры, вокруг которых все остальные должны подтягиваться. В Крыму было изначально принято решение провести классификацию гостиниц, что раньше произошло в Сочи. И это очень здорово подтягивает, потому что у нас это сейчас строже, чем где-либо в Европе. Гостиница будет проверяться, будут выставляться реальные оценки. Но напрасно это отменили – вроде бы создают для Крыма особые условия, на самом деле делается хуже».

В то же время он обратил внимание, что государство не должно самоустраняться. «Конкуренция хороша по правилам. В советское время я бывал в Коктебеле. Когда я приехал туда в рыночные времена – это был кошмар: разрешили делать абсолютно все. Застроили ресторанами и какими-то невнятными гостиницами всю набережную, вонь какая-то шла, невозможно было отдыхать. Государство должно установить правила игры, и не менять их, как у нас очень любят. И контролировать должен кто-то, кому потребитель доверяет. Государству у нас часто не очень доверяют. Поэтому независимые рейтинговые агентства или общественные организации могут показать себя более эффективно», – сказал эксперт.

«С Крымом ситуация не совсем рыночная, – констатировал он. – Правительство и авиакомпании прилагают огромные усилия, чтобы туда привлечь туристов. Тем самым его ставят в преимущественное положение. Плюс нерыночный способ увеличения внутреннего туризма – запрет некоторым категориям граждан отдыхать за рубежом. Все это огромная помощь Крыму со стороны государства. Видимо, премьер пришел к выводу, что крымские гостиницы и обслуживающие компании надеются просто использовать эту ситуацию и не прикладывать никаких усилий, не вкладывать деньги. Но вы поехали туда не для того, чтобы дешево полететь, а чтобы хорошо отдохнуть. А если вы не можете там хорошо отдохнуть, то вы второй раз туда не вернетесь. И все деньги, потраченные правительством – деньги налогоплательщиков – уйдут в никуда», – заключил эксперт.

Посредники недовольны

«Существует несколько глобальных проблем в Крыму, которые предстоит решить, – сказал газете ВЗГЛЯД эксперт Общественной палаты (ОП) России по защите прав туристов и пассажиров Роман Бобылев. – Первая, общеизвестная – транспортная доступность. Вторая – необходимы современные средства размещения. Гостинично-отельный комплекс, который сейчас есть на полуострове, оставляет желать лучшего».

По его словам, приход крупных российских туроператоров благоприятно скажется на ситуации. Местные туроператоры продавали, по сути, не путевки, а места в гостиницах, не производя самостоятельного туристического продукта. Они выступали посредниками между туристом и гостиницей, что само по себе анахронизм. Потому что туроператор еще и билеты принимает, содержит принимающие компании, следит за трансферами, привозит квалифицированных сотрудников. Они привозят новые методы оказания туристических услуг на местах, а где-то даже привозят специалистов. Сейчас отмечается противодействие крупным российским туроператорам, которые пришли в регион.

..............