Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

12 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

8 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
3 марта 2010, 16:18 • Общество

«Судья бывшим не бывает»

Назначены два новых судьи КС

«Судья бывшим не бывает»
@ ВЗГЛЯД

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

В среду новыми судьями Конституционного суда стали 45-летний председатель избиркома Приморского края Константин Арановский и 49-летний заведующий кафедрой конституционного права Уральской юридической академии Александр Кокотов. Заменили они 62-летнего Анатолия Кононова и 70-летнего Анатолия Сливу. Последний рассказал газете ВЗГЛЯД, сколько времени понадобится новичкам, чтобы войти в курс дел, а также признался, что судьи бывшими не бывают.

Совет Федерации на заседании в среду утвердил Константина Арановского и Александра Кокотова новыми судьями Конституционного суда (КС). Обе кандидатуры в соответствии с Конституцией внес в Совфед президент России Дмитрий Медведев.

К каждому судье ежедневно попадают десятки обращений, во всех нюансах нужно разбираться, все пропускать через себя

Известно, что Константину Арановскому 45 лет, с октября 2008 года он возглавлял избирательную комиссию Приморского края. Кстати, Приморский избирком уже не первый раз становится кузницей кадров для КС. Сергей Князев, возглавлявший комиссию в 1993−2008 годах, полтора года назад также стал судьей Конституционного суда.

Арановский с отличием окончил юрфак Дальневосточного университета и в конце 1980-х поступил в аспирантуру Ленинградского госуниверситета. Однако после аспирантуры ЛГУ Арановский вернулся в Дальневосточный университет, где преподавал на кафедре государственного и международного права.

Судья Конституционного суда РФ Анатолий Слива (фото: ИТАР-ТАСС)
Судья Конституционного суда РФ Анатолий Слива (фото: ИТАР-ТАСС)

Второй «новичок» − 49-летний заведующий кафедрой конституционного права Уральской юридической академии Александр Кокотов. Он с отличием окончил Свердловский юридический институт, в середине 1990-х защитил докторскую диссертацию под названием «Русская нация и российская государственность (конституционно-правовой аспект взаимоотношений)». Известно, что Кокотов не раз привлекался КС в качестве эксперта.

Вакансии, которые заняли новые судьи, образовались в связи с досрочным уходом в отставку судьи Анатолия Кононова и достижением другим судьей − Анатолием Сливой − предельного для судьи возраста 70 лет.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, отставке Анатолия Кононова предшествовало интервью другого судьи КС Владимира Ярославцева испанской газете El Pais. В статье Ярославцев высказал мнение, что судебная система России превратилась в «инструмент на службе исполнительной власти», а «органы безопасности могут делать что хотят, а судам остается только утверждать их решения».

В октябре прошлого года состоялся закрытый пленум КС, на котором Ярославцев был обвинен в нарушении судебной этики. Позже коллега Ярославцева Анатолий Кононов в интервью газете «Собеседник» рассказал, что на пленуме Ярославцева «высекли в лучших традициях», и разразился критикой в адрес исполнительной власти. Еще позже стало известно, что Кононов досрочно сложил полномочия судьи, а Ярославцев хотя и остался в Конституционном суде, но покинул президиум Совета судей России.

Судья Конституционного суда РФ Анатолий Кононов (фото: ИТАР-ТАСС)
Судья Конституционного суда РФ Анатолий Кононов (фото: ИТАР-ТАСС)

«Мы не прибегали к репрессиям, связанным с основаниями ухода. Судьи рекомендовали, и оба судьи воспользовались», − позже заявил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, отметив, что «интерпретация некоторыми СМИ информации, что судей изгоняли, не соответствует действительности».

Что касается «особых мнений», которые якобы часто высказывали судьи, подвергшиеся критике, Зорькин заметил, что также регулярно выражает особое мнение: «Вопрос другой: какой тон этих особых мнений и что там пишется. Если пишется, что по Конституции нельзя делать то-то и то-то или наоборот, вот это соответствует Конституции − это одно, а если особое мнение служит для того, чтобы сказать, что тетя Маня, которая сказала о Конституции, − дура, и вообще такая − это другое обстоятельство».

Судья Анатолий Слива, уходящий в почетную отставку по достижении предельного для судьи возраста, рассказал газете ВЗГЛЯД, сколько времени понадобится новичкам, чтобы войти в курс дел.

− Анатолий Яковлевич, срок ваших полномочий уже истек, но вы продолжаете исполнять обязанности судьи, говорят, у вас осталось еще одно незавершенное дело?
− Совершенно верно. Осталось довести до конца одно дело о проверке конституционности ряда положений Арбитражного процессуального кодекса. Буквально через минуту я убегаю на его рассмотрение, оно будет уже вторым по счету.

− По вашим наблюдениям, как быстро обычно новый судья входит в курс дел КС?
− По-разному бывает. Это зависит от многих обстоятельств, в том числе от склада характера человека. Могу сказать, что работа в Конституционном суде – это очень специфический вид деятельности. К каждому судье ежедневно попадают десятки обращений, во всех нюансах нужно разбираться, все пропускать через себя. Кто-то может принять первое дело почти сразу, кому-то на то, чтобы освоиться, понадобится несколько месяцев, кому-то − целый год.

− Плюс время на переезд…
− Нет, при современных технологиях этот вопрос так остро не стоит.

− Как вы можете прокомментировать историю, в центре которой в прошлом году оказались ваши коллеги Владимир Ярославцев и Анатолий Кононов?
− Без комментариев, и объясню, почему. Вы думаете, что если я не буду работать здесь, то смогу говорить все что угодно. На самом деле, на судью Конституционного суда, даже после его почетной отставки, распространяются те же положения, касающиеся судебной этики, что и раньше. Можно сказать, что судья бывшим не бывает. О том, чем буду заниматься после отставки, говорить пока не хочу. Ну а консультировать… Если коллеги будут привлекать, обращаться, конечно же, буду.

..............