21 февраля, четверг  |  Последнее обновление — 10:36  |  vz.ru
Разделы

Химеры прошлого пора оставить

Антон Любич, экономист
Самое заурядное кафе обязано отвечать двум миллионам регулирующих требований. Единственная задача этого административного кошмара – в любой ситуации оставить предпринимателя виноватым, всегда держать на крючке. И так – в любой сфере. Подробности...

Если не смотрели Путина, то зря – было драйвово

Общественное мнение, самые актуальные темы дня в блогосфере
Кто не готов работать по-новому – на выход. Содержательная рамка нового послания Путина – перехват антиистеблишментного тренда и запроса на справедливость. Прицеливание на ядерный электорат – село, малые и средние города. Подробности...
Обсуждение: 38 комментариев

Главная идея для России – это справедливость

Андрей Бабицкий, журналист
Удивительное слово «сбережение» – оно не о сохранении и приумножении численности, а о человеческом измерении государственной системы, которая (это было сказано очень отчетливо) существует ради человека, а не наоборот. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

    Российские VIP-лимузины «Кортеж» теперь будут собирать и в Эмиратах

    Российские авто премиум-класса «Кортеж» будут собирать в Эмиратах под брендом Aurus. Соглашение Минпромторга с партнерами из ОАЭ подписано 18 февраля, в день мировой премьеры этого VIP-лимузина на международной оборонной выставке IDEX в Абу-Даби
    Подробности...

    Путин вышел на татами спортивного центра в Сочи

    После продолжительных переговоров на саммите по сирийскому урегулированию в формате Россия-Турция-Иран Владимир Путин приехал в четверг вечером в спортивный центр «Юг-Спорт» в Сочи. Глава государства встретился с представителями сборных команд по боксу, дзюдо и вольной борьбе
    Подробности...

    День влюбленных в разных странах мира празднуют по-разному

    14 февраля по всему миру отмечается День святого Валентина или День всех влюблённых. Смысл праздника заключается в том, чтобы подарить любимому человеку некий подарок в виде цветов, конфет или игрушек в форме красного сердечка – известнейшего символа любви
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Основателю фонда Baring Vostok предъявили обвинение

        Главная тема


        Российский «полуфрегат» должен превзойти легендарный американский эсминец

        новейшее вооружение


        Дана оценка способности «Цирконов» поразить военные центры США

        «украинский сценарий»


        Экс-генсек НАТО попытался стравить Белоруссию с Россией

        главный редактор RT


        Симоньян продемонстрировала «наказание» для «подхрюкивающих»

        Видео

        безнадежная ситуация


        Американскую ЧВК перепутали с «рукой Москвы»

        специальный репортаж


        В Териберке побеждают мусорного Левиафана

        достояние республики


        Куда уходит добытое в России золото

        свобода слова


        США все больше напоминают СССР

        «ловкость рук»


        Украинцы украли кампанию против «Т-34» у белорусского еврея

        Страсти по СССР


        Алексей Колобродов: Либеральная тусовка у Совка

        Боевой гендер


        Анна Долгарева: Женщина на войне и феминизм

        Боливар выдержал


        Дарья Митина: Мадуро адски не пoвезлo, но он уже улыбается

        на ваш взгляд


        Умер автор термина «глобальное потепление» Уоллес Брокер. А вы верите в глобальное потепление?

        Уже лучше

        По сведениям источников газеты ВЗГЛЯД, последние испытания ракеты «Булава» прошли не столь неудачно, как два предыдущих пуска

        10 декабря 2009, 23:10

        Текст: Геннадий Нечаев

        Версия для печати

        «Будем думать. Пока не надумали». Именно так министр обороны Анатолий Сердюков отреагировал на вопрос о том, будут ли и дальше в России продолжаться работы над межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) «Булава». Сомнения в необходимости ее разработки снова возникли после состоявшегося в среду 13-го, и опять неудачного, испытательного пуска. Источники в ВПК рассказали подробности прошедших испытаний, а также предположили возможный ход размышлений министра обороны по поводу «Булавы».

        Твердотопливные против жидкостных

        Напомним, баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) Р-30 «Булава-30» (код ГРАУ − 3М30, РСМ-56 − для использования в международных договорах; SS-NX-30 − по классификации НАТО) должна в будущем стать основой морской компоненты российских морских стратегических сил.

        Главное отличие «Булавы» от давно и успешно использующейся на флоте ракеты «Синева» − тип ракетного топлива. «Булава» использует твердое топливо (специальный порох), тогда как «Синева» является жидкостной. Преимущества твердотопливных ракет (издавна, к слову, использующихся американцами) очевидны. У них гораздо более короткое время старта (а это имеет существенное значение для преодоления системы ПРО на разгонном участке полета), и они более просты в обслуживании. Пусковой комплекс «Синевы» оборудован сложнейшими системами контроля за утечкой чрезвычайно ядовитого и токсичного жидкого ракетного топлива. Однако у жидкостных ракет есть и весьма серьезное достоинство. Твердотопливная ракета стартует в воздухе, «выпрыгивая» из находящейся в подводном положении лодки в специальном герметичном чехле. Сама по себе технология такого «прыжка» чрезвычайно сложна. По сведениям газеты ВЗГЛЯД, ряд неудач в испытаниях «Булавы» был связан как раз с неисправностями в первые секунды полета. Жидкостная же в подобном чехле не нуждается. Согласно статистике, «Синева» является самой надежной как по боевым, так и по эксплуатационным характеристикам морской МБР в мире.

        Как бы то ни было, политическое руководство страны в середине 1990-х годов приняло решение целиком отказаться от жидкостных ракет. Так, в РВСН были успешно приняты на вооружение твердотопливные комплексы «Тополь-М», а Московский институт теплотехники (МИТ) принял заказ на разработку комплекса «Булава», по многим параметрам схожего с «Тополем». Планировалось, что «Булавой» будут оснащены новые стратегические АПЛ 4-го поколения проекта 955 и 955А «Борей». Первый комплекс «Булава» был установлен и на модернизированную АПЛ проекта 941 «Акула» «Дмитрий Донской», именно с данной лодки и проводятся в настоящее время ее испытания. Всего до 2017 года предполагается построить восемь субмарин проекта 955 и 955А. Первые две АПЛ будут нести 16 твердотопливных ракет, последующие − по 20.

        С конца 90-х годов до настоящего времени было проведено уже 13 испытаний «Булавы». Из них только 5 – по самым оптимистичным оценкам – закончились успешно. Очередное, 13-е испытание ожидалось как знаковое – оно произошло через три месяца после громкой отставки Юрия Соломонова, бывшего директора МИТ, уволенного после целой череды неудач с испытаниями.

        Однако отставка не помогла.

        Сбой в третьей ступени

        13-й пуск тоже завершился неудачно.

        «После возвращения корабля на базу были изучены данные телеметрического контроля в ходе пуска. По результатам изучения установлено, что первые две ступени ракеты отработали в штатном режиме, однако на последующем, третьем этапе траектории полета произошел технический сбой», − сказал источник в военном ведомстве РИА «Новости». По сведениям, полученным газетой ВЗГЛЯД от собственного источника, близкого к руководству ВПК, произошел сбой в циклограмме полета при отделении третьей ступени. Проще говоря, разделение ступеней произошло с опозданием.

        Положительным моментом прошедших испытаний следует признать то, что во время полета была получена телеметрическая информация о работе систем ракеты. По сведениям нашего источника, во время 11-го (ноябрь 2008 года) и 12-го (15 июля 2009 года) пусков телеметрию снять не удалось: контрольная аппаратура вышла из строя сразу после старта ракеты. Собственно, представить себе ситуацию, при которой телеметрическая аппаратура вышла из строя, полностью практически невозможно: вероятно, слова источника следует понимать так, что не была получена нужная телеметрия. То есть вышли из строя датчики, установленные на критических узлах ракеты, либо отказали узлы, не оснащенные таковыми датчиками.

        Таким образом, причины двух предыдущих неудач можно считать невыясненными или выясненными лишь частично, что полностью обесценивает сам факт испытаний. Кстати, отказы телеметрии на «Булаве» случались и ранее. Так, во время восьмого испытательного пуска 11 ноября 2007 года, когда ракета упала в море, пролетев лишь несколько сотен метров из-за не полностью отделившейся защитной оболочки, в которой она преодолевает подводный участок, причина была выяснена лишь благодаря глубоководному аппарату, с которого проводилась съемка момента старта.

        По сведениям источников в ВПК, о результатах проведенных испытаний доложено «наверх», и МИТ в настоящий момент ожидает политического решения на продолжение или закрытие темы «Булава».

        Структура ядерных сил меняется

        Хотя есть основания полагать, что тему не прикроют. Во времена СССР при испытаниях ракетных комплексов случались казусы и похуже, когда изделия начинали нормально летать лишь после 15−16 неудачных стартов, как это было, например, с ракетами Р-29 (РСМ-40) комплекса Д-9. Успешно летающая ракета Р-29МУ2 «Синева» является его прямым и непосредственным продолжением. Слишком много зависит от успеха этой ракеты: подводные ракетоносцы переделать под ту же «Синеву» практически нереально. Причины, по которым это невозможно, ВЗГЛЯД излагал в одной из своих публикаций.

        Тем временем среди экспертов появляются самые различные мнения о возможной судьбе лодок проекта «Борей» в случае, если программа «Булава» закончится неудачей. Одни предлагают возобновить работы по БРПЛ «Барк», прекращенные в свое время на стадии летно-конструкторских испытаний. Другие – превратить РПКСН в многоцелевые ударные лодки, оснащенные крылатыми ракетами. Между тем существуют и иные мнения.

        Так, некоторые уважаемые члены экспертного сообщества полагают, что программа строительства РПКСН 4-го поколения, затеянная в 2000-х годах в условиях скудного финансирования, отсутствия необходимых ресурсов и развала цепочек кооперации, была порочна сама по себе, вызвав ненужный перекос в балансе ядерной триады. Вместо этого, они полагают целесообразным пересмотр структуры российских стратегических ядерных сил (СЯС) в сторону МБР наземного базирования.

        Причем защищенность СЯС может быть повышена путем увеличения количества мобильных пусковых установок или созданием боевых ракетных железнодорожных комплексов второго поколения.

        Отчасти решение об исправлении перекоса уже принято: в России вскоре начнутся работы по созданию тяжелого жидкостного носителя на смену ракетам украинской разработки («Сатана»). Вероятно, это будет модернизированный проект комплекса «Альбатрос» с маневрирующей головной частью, способной преодолевать самую современную ПРО. Как подобное решение повлияет на судьбу злополучной «Булавы», пока неизвестно.



        СЮЖЕТ

        Разработка ракеты «Булава»


        30.09.2005 Первый запуск «Булавы» прошел удачно

        Пуск морской ракеты успешно осуществлен 27 сентября из акватории Белого моря с борта субмарины «Дмитрий Донской».
        Подробности

        25.10.2006 «Булава» самоликвидировалась

        «Cпустя несколько минут после пуска, сработала автоматическая система самоликвидации, что стало следствием отклонения ракеты от заданной траектории. Причины неудачного пуска установила комиссия из представителей разработчиков и производителей ракеты».
        Подробности

        4.04.2008 Главком ВМФ: «Ракета полетит уже в этом году»

        Новейшая баллистическая ракета морского базирования «Булава-М» будет готова в течение 2008 года, сообщил главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий. По его словам, неудачные пуски в прошлом году были связаны с техническими проблемами, которые можно решить.
        Подробности

        17.06.2009 Начальник Генштаба: Технические проблемы с «Булавой» практически решены

        «Скоро мы решим все вопросы, связанные с техническими проблемами. Сейчас зарекаться тяжело. Но я думаю, что в самое ближайшее время эти вопросы будут сняты», - сказал начальник Генштаба Минобороны России генерал Макаров.
        Подробности

        16.07.2009 Она не взлетела

        Тяжелый атомный ракетный крейсер «Дмитрий Донской», на борту которого находилась государственная комиссия, из подводного положения в акватории Белого моря произвел запуск ракеты по полигону Кура на Камчатке. Однако запуск оказался неудачным, и ракета самоликвидировалась.
        Подробности

        17.07.2009 Спецслужбы проверят версию о диверсии при производстве «Булавы»

        «В данном случае, учитывая государственную важность принятия на вооружение новой ракеты для морских стратегических ядерных сил России, и то, и другое будет расцениваться как факт диверсии», – заявил источник, сообщает РИА «Новости».
        Подробности

        22.07.2009 Разработчик «Булавы» подал в отставку

        По словам экспертов, отставка непосредственно связана с последним неудачным пуском стратегической ракеты «Булава», разработчиком которой является предприятие. Роскосмос уже объявил срок проведения конкурса на замещение должности.
        Подробности

        22.07.2009 Храмчихин: За «Булаву» надо сажать, и очень многих

        Это изначально был провальный проект, потому что сама концепция унификации сухопутной и морской ракеты была порочной, даже американцы такого никогда не делали при всем их стремлении к экономии. Таких прецедентов не было ни у кого и никогда. Морские и сухопутные ракеты живут в совершенно разных условиях, особенно разнятся у них условия старта.
        Подробности

        14.08.2009 Возвращение к «Синеве»

        Поистине сенсационное заявление сделал в пятницу источник в ракетно-космической отрасли. Он сообщил, что в случае дальнейших неудач с запусками разрабатываемой морской стратегической ракеты «Булава» ее могут заменить на уже давно принятую на вооружение «Синеву».
        Подробности

        26.08.2009 Начальник Генштаба: «Булава» меняет производителя

        Производство ракеты «Булава» будет передано на другой завод, заявил начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров. Смена базы объясняется проблемами, которые связаны не с конструктивными особенностями ракеты, а с трудностями на производстве.
        Подробности

        11.09.2009 Главком ВМФ опроверг информацию о переносе производства на другой завод

        Адмирал Владимир Высоцкий заявил: «Переноса производства «Булавы» на другое предприятие не планируется. Сообщения на этот счет – утка и слухи». Он пообещал, что «будет проводиться серьезная работа по технологическому контролю создания ракеты». «В этом году будет еще один испытательный пуск, все идет по плану», – уточнил Главком.
        Подробности

        14.09.2009 Институт - головной разработчик «Булавы» получил нового руководителя

        На заседании конкурсной комиссии был избран новый гендиректор Московского института теплотехники - Сергей Никулин, который до этого момента Московский машиностроительный завод «Вымпел». «Результаты конкурса будут доложены руководству Роскосмоса, которое примет решение о назначении гендиректора МИТ. Предполагается, что на это потребуется примерно неделя», − заявили в пресс-службе Роскосмоса.
        Подробности

        26.10.2009 Озвучена новая версия причины неудачи при последнем запуске

        Источник в ВПК, близкий к комиссии по расследованию причин неудачных запусков «Булавы», заявил, что межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования не смогла долететь до цели в ходе последнего пуска из-за конструктивно-технологического дефекат рулевого агрегата первой ступени.
        Подробности

        10.12.2009 Новый пуск «Булавы» напугал норвежцев

        Очередной запуск «Булавы» вновь потерпел неудачу, на этот раз публично. Жители Норвегии 9 декабря оказались свидетелями необычного погодного явления - и смогли его зафиксировать на видеопленку. Позднее Минобороны подтвердило, что замеченное атмосферное явление действительно является неудачным пуском «Булавы».
        Подробности

        12.1.2010 Конструкторы и производственники перекладывают друг на друга вину за неудачные испытания ракеты

        «Завершившая в декабре работу комиссия установила, что причиной последнего неудачного пуска «Булавы» явилась конструкторская ошибка в одном из агрегатов, отвечающих за отделение третьей ступени ракеты, – сказал источник, знакомый с результатами работы комиссии, которая изучает причину неудачного декабрьского пуска «Булавы». - По представленным комиссией выводам, в ближайшее время в отношении дальнейших испытаний «Булавы» могут быть приняты жесткие и определяющие решения». В то же время представители ВПК настаивают на том, что причины провала испытаний кроются в чисто производственной, а не конструкторской недоработке. «Причиной аварии ракеты «Булава» стал сбой в работе твердотопливного двигателя третьей ступени. Не исключено, что произошел прогар в стенке двигателя, что привело к изменению траектории полета ракеты и ее самоликвидации», – рассказал источник на предприятии.
        Подробности

        19.1.2010 Представитель главного штаба ВМФ РФ рассказал, как будет проходить испытания в 2010 году

        «В конце июня запланированы два пуска «Булавы» с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». Затем будут произведены два пуска ракеты с атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий», причем второй пуск будет залповый», − сообщил адмирал. 2010 год может стать знаковым в истории подводных сил ВМФ России. В этом году в зависимости от успеха испытаний могут быть приняты на вооружение флота головные лодки четвертого поколения − стратегические и многоцелевые», − добавил он.
        Подробности

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............