Термин «деколонизация» применим к России, только если понимать под ним избавление от тяжелого наследства 1990-х, когда мы и в самом деле едва не превратились в колонию Запада.
3 комментарияГород завтрашнего дня
Эксперты рассказали о будущем мегаполисов
В Петербурге в пятницу завершился двухдневный международный симпозиум «Столичные города и мегаполисы в условиях растущей глобализации». Эксперты и люди, определяющие развитие регионов в разных странах, съехались в Северную столицу со всей Европы. Об актуальности этой встречи можно судить даже по темам для дискуссий: «Будущее мегаполисов и больших городов», «Глобальный подход: города для людей», «Города завтрашнего дня», «Объединение городов».
Рассказать о том, какие проблемы есть у всех мегаполисов и каким представляется будущее больших городов, газета ВЗГЛЯД попросила одного из участников дискуссии заместителя директора Центра стратегических разработок «Северо-Запад», а до недавнего времени помощника министра регионального развития России Максима Перова.
Не должно быть такого, чтобы статус человека измерялся расстоянием между его офисом и Спасской башней
– Максим Вениаминович, ваши впечатления от симпозиума? Вы услышали на нем что-то новое для себя?
– Революционных каких-то вещей не услышал. Но на таких мероприятиях их и не должно быть. Это профессиональная дискуссия о злободневных проблемах, которые всем хорошо известны. Мы делимся своим опытом с коллегами, в том числе и из-за границы, они смотрят на наш опыт. Тема развития городов – сложная и многогранная, об этом можно очень долго говорить.
– Какие города являются примером для подражания с точки зрения правильной стратегии развития?
– Хороший пример эффективной городской политики – города провинции Валенсия в Испании. Вообще-то это средние по масштабу города. Но они развиваются очень динамично. Там хорошо сбалансированы интересы экономических кругов и общественности. Опять-таки у Барселоны хороший опыт развития. За последние 30 лет она очень преобразилась. По сути, из провинциального города с помощью организации Олимпийских игр и чемпионата по футболу ее сделали настоящим мегаполисом.
Но нельзя сказать, что есть какой-то город, который развивается идеально. У любого мегаполиса можно выделить успехи в отдельных областях и проблемы в других. Скажем, город имеет хорошие градостроительные решения, но при этом там сложная криминогенная обстановка и т.д.
– Расскажите о примерах городских проблем, которые вы обсуждали?
– Ну, есть, например, такое понятие, как муниципальный эгоизм. Очевидный пример – столица Словакии Братислава. Там 16 районов, и каждый строит свои небоскребы, исходя исключительно из своих целей, задач и предпочтений, мало обращая внимания на соседей. Есть большие проблемы у города Баку, они другие. В Баку 15 лет назад было 1,5 млн жителей, а сейчас к ним еще 2,5 млн беженцев добавилось. Это большая проблема, и пока рецепта для решения не найдено.
– Есть ли что-то в нашем российском опыте, что не грех перенять и западным мегаполисам?
– Дайте подумать. Есть один момент. В Европе не считается пока общепринятой практика связки городской стратегии и генплана, когда сначала расставляются приоритеты развития, а потом под них делают генплан. У нас такой опыт есть, и Петербург, кстати, был первым, кто планомерно проделал эту большую системную работу. В этом смысле он может служить примером.
- Определены самые дорогие города
- В России строят новые города
- Москвичи покидают столицу
- «Золотое» кольцо Москвы
- От пробок спасает… вода
– Проблема пробок на симпозиуме не обсуждалась? Кажется, для жителей мегаполисов нет ничего важнее…
– Эта проблема не везде так актуальна, как в Москве или Петербурге. В таком мегаполисе, как Лос-Анджелес, конечно, нельзя сказать, что их нет, но они не такие… Там проблема решена с помощью хайвеев, транспортных развязок. В общем, это все-таки прикладная практическая проблема. Мы же на симпозиуме занимались более глобальными, более стратегическими вопросами развития. Сюда приехали не мэры городов, которым нужен совет, как построить дорогу и так далее, а ученые, аналитики со всей Европы, а также госслужащие, отвечающие в своих странах за городское и региональное развитие.
– Есть ли какие-то проблемы, которые являются общими абсолютно для всех мегаполисов?
– Сложность для всех больших городов – это адекватность управления на той стадии развития, в которой находится город. Другими словами, может ли город адекватно отвечать на внутренние и внешние вызовы. Есть и другая характерная проблема – взаимодействие мегаполиса с окружающей его территорией. Здесь можно привести пример Москвы и Московской области. Мэр столицы Юрий Лужков и губернатор Подмосковья Борис Громов работают в нескольких километрах друг от друга, но им трудно договориться по многим проблемам, где необходимо совместное решение. Развитию соседних регионов мешает отсутствие договоренностей и нормальных отношений между их руководителями. Скажем, Берлину и Бранденбургу, находящимся в похожем положении, удалось договориться. Потому что там есть правовые условия для этого.
– Есть какие-то принципы городского развития, универсально подходящие для всех?
– Есть ряд базовых принципов развития городов, которые разделяются всеми. О них специалисты договорились уже довольно давно. Самый главный принцип – не навреди городской среде. Хороший принцип – город для людей. Это значит, что нужно строить парки, больницы, думать об инвалидах – словом, уделять большое внимание социальной инфраструктуре.
Для Москвы, скажем, характерна проблема, когда заработок денег застройщиками вступает в противоречие с интересами обычных жителей. Такой подход сегодня подвергался критике.
– Одна из тем дискуссий была посвящена будущему. Каким специалисты видят это будущее? Все города станут одинаковыми ультрасовременными мегаполисами с небоскребами из стекла и бетона?
– Скорее наоборот. Неодинаковыми. Главное, что было отмечено, – мегаполисы должны создать среду, комфортную для работы и проживания. Это то, к чему все они в конечном итоге собираются стремиться. Еще один момент: у больших городов должно быть полицентричное развитие. То есть не должно быть такого, чтобы все ехали на работу, грубо говоря, в Кремль, а статус человека измерялся расстоянием между его офисом и Спасской башней. В большом городе должно быть несколько крупных равнозначных центров деловой и иной активности, тогда будет короче плечо поездки от дома до работы и от работы до места отдыха, население будет распределяться по территории более равномерно. Тогда город будет развиваться более стабильно и успешно, решится отчасти и проблема бесконечных пробок.