Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
30 декабря 2008, 17:00 • Общество

Russia.ru изменяет Интернет

Телеканал, который изменил Интернет

Russia.ru изменяет Интернет
@ Russia.ru

Tекст: Савелий Кащеев

2008-й стал годом прорыва цифрового телевидения в русскоязычном сегменте Интернета. Весомый вклад в этот прорыв внес телеканал Russia.ru. В уходящем году он запустил несколько масштабных проектов, которые не только стали заметными явлениями в интернет-телевидении, но и шагнули далеко за пределы территории Сети. Газета ВЗГЛЯД составила рейтинг самых знаковых проектов телеканала.

Искусство раскрытия предательства

МИД Украины выразил решительный протест в связи с тем, что посольство РФ выступило соорганизатором показа «Войны 08.08.08. Искусство предательства

Фильм телеканала Russia.ru «Война 08.08.08. Искусство предательства», безусловно, стал одним из главных событий Сети в 2008 году. Картину, содержащую прямые доказательства преступлений режима Саакашвили в Южной Осетии посмотрели уже более двух миллионов человек – на русском, английском и испанском языках (о реакции западных интернет-пользователей на этот фильм газета ВЗГЛЯД писала не раз).

Редакция телеканала следила за ходом военных действий с самого начала грузинского вторжения в Цхинвал: операторская группа впервые попала в разрушенную республику уже 12 августа. В итоге в фильм вошла и документальная хроника, и комментарии экспертов, и свидетельства очевидцев, и видео с телефонов грузинских солдат, решивших заснять свои «подвиги» «на память». Работа была проделана огромная, при этом раскрутке фильма неожиданно для многих (в том числе для самих себя) помогли власти «оранжевой» Украины.

Виктор Ющенко, как известно, однозначно поддержал своего грузинского кума в его конфликте с Россией и Южной Осетией – и словом, и оружием. Председатель комиссии Верховной рады по изучению вопроса поставок украинской военной техники в Тбилиси Валерий Коновалюк уверен, что все контракты заключались по личному распоряжению Ющенко и в ущерб государственной безопасности республики (техника снималась с боевого дежурства и продавалась Тбилиси буквально за гроши). Ввиду этого народный депутат стал фигурировать в комментариях официального Киева чуть ли не как «провокатор» и «изменник Родины».

Вторым «грехом» Коновалюка в глазах Банковой (улицы, где расположен секретариат президента Украины. – Прим. ред.) стал тот факт, что он выступил одним из организаторов премьерного показа «Войны» в Киеве.

И вот 12 ноября Коновалюка вызвали на допрос в СБУ ввиду «утечки секретной информации, являющейся государственной тайной». В тот же день премьера «Войны» была фактически сорвана сотрудниками СБУ.

Прибывший на показ посол РФ на Украине Виктор Черномырдин, оценив ситуацию, заявил, что «происходит маразм», но никаких нот дипломатическое ведомство предъявлять не будет. Однако дров в разгорающийся костер скандала подбросил МИД Украины.

Внешнеполитическое ведомство вызвало советника – посланника посольства Российской Федерации на Украине Всеволода Лоскутова и выразило ему решительный протест в связи с тем, что посольство РФ выступило соорганизатором показа «Войны 08.08.08. Искусство предательства». По мнению МИД Украины, «в видеоматериале, сфабрикованном российскими спецслужбами, все поставлено с ног на голову: зрителю, среди прочего, навязывается циничное утверждение о якобы участии граждан Украины в российско-грузинском конфликте, «незаконных поставках» Украиной оружия в Грузию и тому подобное».

Тут уж не смолчали и на Смоленской площади, заявив, что причиной препятствования показу в Киеве данного фильма стало желание украинских властей скрыть правду о событиях в Южной Осетии и свою причастность к ним.

После этого деятельностью комиссии Верховной рады заинтересовалась генеральная прокуратура Украины: Валерий Коновалюк неоднократно приглашался в ведомство. Также ГПУ распространила заявление о непричастности Ющенко к поставкам оружия в Грузию.

«Эти люди имеют прямое отношение к махинациям и злоупотреблениям, − уверен Коновалюк. − Но после того как прозвучат конкретные цифры, доказательства, не только граждане Украины, но и международная общественность узнает об истинном лице этой власти. Панических страх толкает их на самые низменные действия, и я уверен, что это прекрасно понимают не только политики, но и простые граждане».

В итоге Рада все-таки заслушала доклад Коновалюка, признав работу комиссии удовлетворительной. Что характерно, народный депутат снабдил свое выступление соответствующим видеорядом. А именно – кадрами из «Войны».

К слову, свое возмущение фильмом высказали и украинские националисты. Так, руководство УНА-УНСО* пообещало подать в суд на создателей картины, а равно и на организаторов премьеры, сорванной не без их участия. Суть претензий в следующем: в документальном фильме говорится в том числе об участии наемников из числа украинских националистов в боях на стороне Грузии. В УНА-УНСО называют это ложью, хотя этот факт считают доказанным и комиссия Коновалюка, и Минобороны РФ, где прямо заявляют: украинцы находились в составе грузинских расчетов средств ПВО во время конфликта в Южной Осетии.

В новом году премьеры «Войны 08.08.08. Искусство предательства» ждут в Вашингтоне.

Отметим также, что часть собранного телеканалом Russia.ru материала в итоговую версию фильма не вошла, но пригодилась писателю Кириллу Бенедиктову, который провел собственное расследование событий в РЮО в рамках своей десятисерийной картины «Раны Осетии».

Журфак

Мы ставим задачу не столько дать разные точки зрения на событие, сколько предоставить «слепок» того, как об этом событии можно думать

1 сентября, с началом учебного года на телеканале Russia.ru стартовал сериал «Журфак», рассказывающий о жизни будущих акул пера – студентов факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. В сериале действуют множество героев, одни из которых перемещаются из серии в серию, другие появляются всего по разу. Они от первого лица рассказывают обо всем, что их интересует, – о ночных гонках, флирте с девушками, архаизме постсоветской эпохи – дешевых столичных рюмочных. Словом, создатели сериала постарались отразить все то, что составляет неотъемлемую часть жизни любого нормального студента.

«С помощью этих видеозарисовок мы прорежем все социальные слои журфака. Это гипервидео, которое, когда сложится, даст объективную картину жизни факультета, – заявил газете ВЗГЛЯД главный режиссер телеканала Russia.ru Юрий Гусаков. – Мы запустили масштабный проект, особенностью которого является то, что у сериала отсутствует сквозная драматургия. У нас вечное «сегодня», в котором наши герои живут своей насыщенной приключениями жизнью».

По его словам, у сериала «Журфак» нет сценарных заготовок – только то, что реально происходит с героями. «Мы беспристрастно наблюдаем за ними, не режиссируем, а только фиксируем эту реальность. В этом смысле «Журфак» – настоящее реалити-шоу, героем которого может стать каждый человек, появившийся на журфаке», – говорит Гусаков.

Однако эффект увеличительного стекла, придуманный авторами сериала, принес неожиданные результаты. Блогосфера буквально взорвалась негативными отзывами о проекте.

Противники сериала утверждали, что «Журфак» – это кривое зеркало, в котором отражаются лишь очень специфические персонажи – гламурные девушки, с 12 лет ездящие на Porsche с водителем и не расстающиеся с психоаналитиками, и загорелые молодые люди, требующие в университетской столовой фуа-гра.

Достигшие крайней степени негодования противники «Журфака», которые также учатся на факультете, потребовали от преподавателей отчислить тех, кто участвует в телепроекте.

Как рассказали газете ВЗГЛЯД в руководстве телеканала, страсти, разгоревшиеся вокруг «Журфака», помешали работе съемочных групп канала. «Если раньше мы снимали на факультете безо всяких проблем, то после таких отзывов для того, чтобы получить разрешение на съемку, нужно информировать администрацию факультета за три дня и предоставлять на согласование сценарный план», – сетуют журналисты.

Более того, узнав о негативной реакции со стороны, многие студенты, которые ранее планировали принять участие в съемках, теперь наотрез отказываются, опасаясь отчисления или возможных проблем на сессии.

Однако в итоге история, завертевшаяся вокруг сериала с подачи блогеров и подхваченная студентами журфака, разрешилась благополучно. «Это, конечно, вызывает определенные рабочие сложности, но ничего такого, чего нельзя было бы показать миру, в сериале «Журфак» нет, – рассказал газете ВЗГЛЯД гуру всех российских журналистов президент факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Ясен Засурский. – Более того, мне кажется, очень полезно посмотреть, что делают и как думают наши студенты».

Что же касается страхов будущих звезд касательно возможного отчисления, то они не имеют под собой никаких оснований. «Все рабочие вопросы с нашими студентами, которые работают на телеканале Russia.ru, мы решаем в дружественном ключе», – заверил Ясен Засурский.

Человек-телеканал

Мы быстро принимаем решения и реализуем задуманное

В 2008 году на телеканале Russia.ru стартовал проект «Лебедев.ТВ» известного российского блогера и музыкального продюсера Николая Лебедева. В коротких роликах, снятых на бытовую видеокамеру и смонтированных на обычном компьютере при помощи несложных монтажных программ, Лебедев рассказывает зрителю обо всем, что видит каждый день: от появления на рынке новомодных гаджетов до припозднившегося в этом году первого снега или светских тусовок. Пользователям Рунета проект пришелся по душе, и каждая серия «Лебедев.ТВ» собирает многочисленных зрителей.

«Все началось несколько лет назад, когда Николай Лебедев снял свой первый ролик и выложил его в Сеть, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД генеральный продюсер телеканала Russia.ru Сергей Пименов. – И это ему так понравилось, что он стал снимать каждый день, монтировать и выкладывать в свой блог. До него такого никто не делал – по сути дела Лебедев стал первым в мире видеоблогером».

Закрепившись в этой нише, Лебедев приступил к работе над созданием «экзистенциального» телевидения «Лебедев.ТВ» на телеканале Russia.ru. Сам видеоблогер называет свой проект «телевидением одного человека» и выступает в нем одновременно в качестве режиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, создателя спецэффектов, постановщика света и «всего остального».

Кстати, своим опытом Лебедев охотно делится с пользователями Рунета. Например, в серии «Телевидение в рюкзаке» он рассказывает о том, как при помощи портативной HD-видеокамеры и ноутбука, которые легко умещаются в сумку, любой человек может почувствовать себя «стрингером XXI века».

Между тем тренд, который нащупал Николай Лебедев, по мнению экспертов, в ближайшем будущем будет востребован на российском медиарынке. «Будущее СМИ – за так называемой «рюкзачной журналистикой», – рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД преподаватель факультета журналистики МГУ Анна Качкаева.

По словам Качкаевой, журналист будущего будет похож на универсального солдата из фантастического фильма образца 1990-х: за спиной рюкзак, в котором находится ноутбук, оборудованный программами, необходимыми не только для редактирования текста, но и для монтажа видео и звука, снабженный средством связи с редакцией. В руках у «папарацци 2.0» будет видеокамера и микрофон.

«В таком автономном состоянии журналист сможет работать «в поле», не появляясь в редакции неделями, – обещает Качкаева. – При этом журналисту нового типа, даже если он будет работать в классических печатных СМИ, придется овладеть навыками, которыми раньше обладали исключительно работники телеканалов и радиостанций. Журналист нового поколения будет владеть языком картинки и звука. Он научится рассказывать сюжет для разных медиаплатформ и понимать, как его можно транспонировать в разных средах».

Экспертное мнение

Раскрутке фильма неожиданно для многих (в том числе для самих себя) помогли власти «оранжевой» Украины

Оперативное реагирование современных СМИ на значимые события и новейшие тренды требует вдумчивого и интересного комментирования. Именно поэтому телеканал Russia.ru все активнее привлекает к сотрудничеству экспертов из совершенно разных областей, подчас знакомя зрителей с достаточно неординарными точками зрения.

«В 2008 году с Russia.ru стали сотрудничать ведущие эксперты-политологи и экономисты страны, такие как Глеб Павловский, Максим Шевченко и Александр Дугин, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД продюсер телеканала Russia.ru Илья Переседов. – И этот круг не замыкается только на прогосударственных людях: такие титаны либерализма, как Леонид Радзиховский и Евгений Ясин, тоже у нас отметились».

Как рассказал Илья Переседов, эксперты Russia.ru представляют разные точки зрения и демонстрируют зрителю полный спектр мнений. «Мы ставим перед собой задачу не просто дать разные точки зрения на важное событие, но предоставить «слепок» того, как об этом событии можно думать, – говорит Переседов. – Это делается не столько для того, чтобы зритель выбирал точку зрения, сколько для того, чтобы провоцировать его на самостоятельную мысль».

Кроме того, в 2008 году телеканал запустил проект «МГУ на острие науки», который рассказывает о последних достижениях российской науки. «В этом году нами было охвачено более сотни ученых мирового уровня. Это ведущие ученые МГУ: деканы, заместители деканов, – рассказывает Илья Переседов. – С одной стороны, мы показываем зрителю «галерею лиц» людей, которые определяют современную науку, а с другой, сообщаем зрителю, чем сегодня занимается наука».

По словам Переседова, согласно данным исследований, представление образованного обывателя о науке запаздывают примерно на полвека. «Участники наших программ в простой и доступной форме рассказывают о том, чем по-настоящему является наука», – говорит Переседов.

«Кроме того, телеканал Russia.ru ставит одной из своих основных задач поиск новых интеллектуальных героев, – рассказывает Илья Переседов. – Мы не замыкаемся на каких-то топовых «мастодонтах» и активно предоставляем свою площадку для выступлений молодых экспертов. Например, на тему «Супермен как религиозный тип» у нас активно выступал Ивар Максутов». По мнению Переседова, основное отличие такого формата заключается в том, что таких спикеров практически невозможно встретить на центральных каналах, несмотря на то, что вещи, которые они рассказывают, гораздо более прогрессивные, чем мнения так называемой «закостенелой элиты».

Основной отличительной чертой телеканала Russia.ru является формат диалога, когда люди встречаются и в свободной форме, «без купюр» обсуждают какое-либо значимое событие. «Например, месяц назад диалог военного эксперта Влада Шурыгина и журналистки Юлии Латыниной** о войне в Осетии буквально взорвал Интернет, – говорит Переседов. – Их часовую беседу, которая не подвергалась никакому монтажу, посмотрели более 100 тысяч человек».

Новая оболочка

До него такого никто не делал – по сути дела Лебедев стал первым в мире видео-блогером

Однако руководство телеканала не только внедряет новаторский контент, но и следит за новинками индустрии hi-tech и рекламного бизнеса. Например, в 2008 году телеканал разработал технологию вещания для коммуникаторов iPhone, чтобы продвинутые зрители всегда были в курсе последних событий. А для рекламодателей Russia.ru подготовила новаторскую услугу, которая называется «скин» и обещает стать прорывом в области интернет-рекламы.

«Newmedia Stars занимается разработкой и внедрением новых технологий. Мы быстро принимаем решения и реализуем задуманное», – говорит генеральный директор холдинга Newmedia Stars, в который входит и телеканал Russia.ru, Дмитрий Ицков.

Именно благодаря такому подходу 15 декабря Russia.ru запустила свой сотовый проект, адресованный пользователям смартфонов iPhone. Теперь они могут смотреть сюжеты интернет-телеканала, просто зайдя на его сайт.

Специально для новой аудитории пользователей мобильного Интернета сайт Russia.ru подвергся оптимизации, видеосюжеты также адаптировали к новому формату связи. При этом качеством видео решили не жертвовать, рассказал генеральный продюсер Russia.ru Сергей Пименов, поэтому смотреть лучше при помощи Wi-Fi.

В настоящее время разрабатывается специальное приложение, которое появится на сервисе AppStore. Кроме того, в планах разработчиков запуск видеоподкаста, на котором впервые будут доступны для скачивания видеосюжеты интернет-телеканала.

«Почему Russia.ru адресовала свой новый проект владельцам iPhone? Потому что этот бренд лидирует у российских пользователей мобильного Интернета, – пояснил генеральный продюсер канала Сергей Пименов. – Сегодня iPhone – самое передовое устройство, и мы надеемся, что их владельцы станут нашей постоянной аудиторией. На сегодня в России нас просто не с кем сравнить».

Кроме того, руководство телеканала развивает новые технологии и в области интернет-рекламы и маркетинга. «Развивая наши ресурсы технически, мы совершенствуем и наши рекламные возможности, – говорит руководитель отдела рекламы Newmedia Stars Ирина Мысина. – Одно из наших последних ноу-хау – так называемый «скин», когда рекламная площадь интегрирована в дизайн сайта и занимает практически всю поверхность интернет-страницы».

По словам Мысиной, оформление сайта фирменными цветами и логотипом рекламодателя – это новая и совершенно уникальная услуга в Рунете. «Некоторые интернет-компании могут предоставлять подобную услугу в качестве спецпроектов, что в разы увеличивает стоимость ее размещения и производства, в то время как у нас вы можете получить это как нестандартную рекламную кампанию по обычному прайс-листу.

Еще одна уникальность заключается в том, что мы сами из исходников клиента придумываем всевозможные варианты брендинга, повторений которого нельзя встретить ни на одной из площадок Рунета, – уточняет Мысина. – Это очень выгодное предложение для рекламодателя, поскольку проект может продаваться только в статике минимальным сроком на одну неделю. За этот период рекламную кампанию могут увидеть более 600 тысяч человек, а в 2009 году эта цифра увеличится в несколько раз».

Одной из первых компаний, опробовавших новый рекламный жанр на сайте Russia.ru, стала компания «СТРИМ», предоставляющая услуги доступа в Интернет. Продвинутые интернетчики считают, что у такой рекламы большие перспективы. «Неудивительно, что с развитием рынка рекламных услуг в Интернете появляются новые типы рекламы, – рассказали газете ВЗГЛЯД в компании «СТРИМ». – Мы считаем, что формат «скин» очень удобен и эффективен, так что и в дальнейшем готовы рассматривать предложения о таком виде рекламы».

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

** Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............