Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевГарри Поттер спасет мир от кризиса
Философ и религиовед Ивар Максутов рассказал телеканалу Russia.ru об истинной сущности легендарного персонажа Супермена, который был взращен на пересечении философских и религиозных традиций, умещенных в исторический контекст тогдашней Америки. Образ Супермена, совмещающий черты ницшеанского сверхчеловека и еврейского бога и созданный в эпоху Великой депрессии, исчерпал себя и должен уступить место новому культурному герою вроде Гарри Поттера.
Председатель Московского религиоведческого общества Ивар Максутов рассказал телеканалу Russia.ru о религиозных корнях легендарного героя комиксов Супермена, а также поделился версиями относительно кандидатуры его наместника.
Мировой финансовый кризис станет благодатной почвой для творческих единиц и породит новый мощный культурный тип, уверен Максутов.
В нынешних условиях мирового финансового кризиса вполне закономерно ожидать появления нового образа так называемого спасителя
Эпоха Великой депрессии, которая пришлась 30-е годы ХХ века, подарила миру легендарного персонажа Супермена.
В то время он был воспринят как герой-спаситель, среднее звено между богом и человеком. В годы волнений люди нуждались в таком герое, поэтому образ Супермена оставался востребованным и популярным еще многие десятилетия. Сложно было представить, что Супермен, такой многогранный тип, вмещающий в себя сразу несколько культурных пластов, в конце концов потеряет свою мощь и ему придется подыскивать замену.
Своим рождением Супермен обязан двум еврейским друзьям Джерому Сигелу и Джо Шустеру, которые были иммигрантами второй волны. По словам Максутова, они, ощущая свою зажатость и замкнутость в Америке в той социальной нише, которая им была отведена, создали своеобразную икону американской культуры.
Религиовед исследует все культурные и религиозные явления, соединившиеся в образе персонажа. «Этот образ несет на себе отпечаток религиозной культуры и своеобразного синтеза еврейской и христианской культуры. В Супермене, с одной стороны, отразились чаяния создателей о сверхчеловечестве, особом назначении еврейского народа».
Имя вымышленного героя, безусловно, отсылает к ницшеанским идеям о сверхчеловеке.
«Когда идея впервые была брошена в комикс, в американскую культуру, весьма закономерно, что в это же самое время, в 39 году, по другую сторону Атлантики набирает обороты иное восприятие ницшеанских идей о сверхчеловеке».
- Накануне больших перемен
- Джоан Роулинг заработала на детях
- Что будет после кризиса
- Страсти по Гарри Поттеру
- Банкротство Европы
Поэтому комикс о Супермене, появившийся в Америке, приобрел характер мифа. С мифом, по мнению специалиста, комикс сближает радикальное отсутствие автора.
Образ Супермена претерпел значительные изменения после экранизации комикса, как это называет Максутов, «реинтерпретации образа». «В знаменитом кинофильме, – продолжает он, – Супермен потерял всякие яркие еврейские черты и стал восприниматься как некое перерождение образа Христа».
Супермен вписывается в современную культуру благодаря своей «расколотости», утверждает Максутов, иными словами, той раздробленности, которая наблюдается между его «супер» и «меном», спасителем человечества и рядовым журналистом.
«Ту же самую расколотость мы обнаруживаем в культуре модерна или традиционной христианской культуре с культурой постмодерна, которая приносит что-то новое».
За всю историю комиксов с их неоднозначными героями неоднократно проводились попытки определить принадлежность их авторов и производителей к той или иной политической или религиозной позиции.
Что касается Супермена, который исповедует культ силы, напоминает Максутов, велись дискуссии о его причастности к Республиканской или Демократической партии, его приверженности к той или иной религиозной традиции. Аналогичные исследования проводились и в отношении многих других комиксов, например «Люди Икс».
В этой истории главным «подозреваемым» стал злодей Магнета, который находился в концлагере, и его пытались отнести либо к евреям, либо к цыганам.
Все внимание было сосредоточено на тех эпизодах, которые могли подсказать ответы на вопросы. Максутов приводит пример, когда в «Бэтмене» пытались отыскать те самые аллюзии по изображениям крестов на его могиле. Серии со смертью Бэтмена до сих пор порождают споры и волнуют умы исследователей.
По мнению религиоведа, тут гораздо больший интерес вызывают те архетипы, которые представляют комиксы. «В случае с Бэтменом или Спайдерменом их сверхчеловечество – явление уникальное, приобретенное определенным образом в силу жизненных или генетических причин. Но в случае с людьми Икс мы уже говорим о новой расе, новом поколении, о котором как раз говорил Ницше».
В интервью Ивар Муксатов коснулся и сегодняшней ситуации, отметив, что в нынешних условиях мирового финансового кризиса вполне закономерно ожидать появления нового образа так называемого спасителя.
В частности, на это место претендует юный маг из цикла романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер».
«Главное зло в «Гарри Поттере», против которого нас направляет Джоан Роулинг, – это именно раздробленность. Она показала пример страшной магии, магии разделения собственной души». Со всем этим приходится бороться как раз Гарри Поттеру.