Взгляд
4 октября, вторник  |  Последнее обновление — 18:50  |  vz.ru
Разделы

Как появились и исчезли олигархи

Александр Разуваев
Александр Разуваев, независимый фондовый аналитик
Черный октябрь 1993 года в Москве давно стал историей, однако под годовщину расстрела парламента 3-4 октября 1993 года не лишним будет вспомнить некоторые страницы тех мрачных дней. Подробности...

Задача театра – быть со страной

Кирилл Крок
Кирилл Крок, директор театра им. Евгения Вахтангова
Ни я, ни артисты Театра Вахтангова никогда не подписывали коллективные письма против проведения спецоперации. Никто из артистов, а это труппа, 120 человек, никуда не уехал. Подробности...

Началось великое ограбление Европы

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Процессы деиндустриализации несут в себе даже большую угрозу, чем вероятный дефицит газа текущей зимой. Европейский бизнес, в отличие от европейских политиков, не мыслит категориями «день простоять да ночь продержаться» и уже сейчас принимает болезненные, но неизбежные решения. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Стремоусов: ВСУ оказались в огневом мешке в Херсонской области

    Главная тема


    «План Маска» не подходит для России

    «добить экономику ЕС»


    Американский экономист обвинил США и Польшу в подрыве «Северных потоков»

    спецоперация на Украине


    Военный аналитик Онуфриенко назвал способ отбросить ВСУ в Херсонской области

    Народная артистка СССР


    Пугачева ответила ненавидящим ее «рабам» и «холопам»

    Видео

    обнуление поставок


    США дают Европе опасные советы о зимовке без российского газа

    «новый этап конфликта»


    Мировые СМИ: Путин призвал к свержению западного миропорядка

    два направления


    Как сорвать военные замыслы ВСУ и НАТО

    Лиз Трасс


    Новый премьер Британии идет ко дну вместе с британским фунтом

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    открытый конфликт


    Дмитрий Винник: Мы – поколение, готовое к борьбе за Россию

    спокойно забыть


    Игорь Мальцев: Задача Европы – обвинить в подрыве газопроводов Россию

    историческая справедливость


    Сергей Миркин: Россия получила миллионы патриотов на много поколений вперед

    на ваш взгляд


    Когда вы ожидаете завершения специальной военной операции на Украине?

    Начиная со школы

    Государственный флаг предложено размещать на школах
    После того как на школах появятся флаги, детям будет проще объяснить, как отличить настоящий флаг России, – на фото мальчик с неправильным флагом страны
       7 ноября 2013, 21:50
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Петр Акопов

    Можно не сомневаться, что предложенный сегодня Владимиром Путиным законопроект о более широком использовании государственных символов будет поддержан как парламентом, так и всем обществом. В других странах мира размещенные на школах государственные флаги являются очень распространенным явлением.

    Объясняя свою инициативу по изменению порядка использования флага и гимна, президент сказал: «Более широкое их применение, во всяком случае, в учебных заведениях, будет способствовать воспитанию патриотизма, особенно у молодого поколения. Будет возвращать наших граждан – при прослушивании гимна и поднятии государственного флага – не только к самим символам, но и к патриотическим чувствам».

    Эти слова Путина прозвучали во время его разговора с преподавателями и завкафедрами конституционно-правовых дисциплин отечественных вузов - подобная встреча проходила впервые и была приурочена к приближающемуся 20-летию Конституции.

    В Госдуме, куда законопроект уже поступил, сообщили, что в нем «делается упор именно на формирование уважительного, бережного отношения к государственным символам у подрастающего поколения». Вице-спикер, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов отметил, что «уважение к государственным символам: флагу России, ее гимну – неотъемлемая часть уважения к своей стране, ее истории, ее настоящему», все эти качества формируются с детства.

    Изменения коснутся двух законов – о флаге и о гимне, в первую очередь в той части, что касается их использования в школе. Теперь государственный флаг будет постоянно вывешен на всех школах страны (независимо от того, частная школа или государственная) и будет подниматься во время массовых (в том числе и спортивных) мероприятий, проводимых образовательными учреждениями. А государственный гимн в школах будут исполнять перед первым занятием в день начала нового учебного года и во время торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам. Также исполнение гимна станет обязательным при открытии памятников и на торжественных собраниях, посвященных государственным и муниципальным праздникам.

    Часть из того, что предлагает президент, в последние годы и так уже стала практиковаться в нашей стране – например, исполнение гимна в начале учебного года, но в необязательном порядке, а теперь предлагается закрепить это законодательно. Но главная новация – флаг над школой.

    Пока что ежедневное присутствие флага было обязательно только на зданиях государственных учреждений и воинских частей, где проходит церемония его подъема. «Что касается подъема флага над школами, то он не был запрещен. Так что сейчас закон закрепляет существующую практику», – говорит председатель Геральдического совета при президенте Георгий Вилинбахов.

    Поднятие над школами государственного флага – это логичное продолжение политики по воспитанию патриотизма с детских лет. Другим ее проявлением стала завершенная неделю назад работа над концепцией нового учебника русской истории. Школе все больше пытаются вернуть воспитательную функцию, от которой она практически избавилась в 90-е. Воспитания как человека, так и гражданина, хотя, по сути своей, именно разъединение двух этих понятий и привело к появлению поколений, плохо понимающих, в какой стране они вообще живут.

    «Многие из молодого поколения вообще не мыслят своего существования в рамках государства, как будто они со своими интересами существуют сами по себе, а нация, государство, история страны – где-то отдельно, – говорит главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко. – И их не волнует судьба государства, они не понимают очевидных вещей: если оно погибнет, то они лишатся всего, чем пользуются в качестве его граждан. Так что флаг над школой – мера крайне своевременная и необходимая. Эта практика применяется во всем мире, ведь школа – это место, где человек приобщается не только к знаниям, но и к национальной истории, к стране. Это мера, направленная на укрепление духовного здоровья нации, напоминающая о нашем единстве, о том, что мы принадлежим к единому государству, на преодоление духовного и морального кризиса 90-х, когда мы попали не только в идеологический, но и в государственный вакуум. Когда на волне борьбы с государством, с правоохранительными органами появилось в повседневной жизни отчуждение от того государства, в котором человек живет».

    Незнание собственной истории, презрение к собственным же традициям, отрыв от национальной почвы порождают обезличенного интернационального потребителя, воспринимающего государство как нечто среднее между корпорацией и охранным агентством, или столь же вненационального чиновника, использующего государственные полномочия как инструмент для рэкета. Оба этих «вида» выросли без уважения к государству, в том числе и к его символам. Понятно, что, для того чтобы новые поколения уважали свою страну, они должны видеть, что люди во власти работают на общее, а не частное дело, но и без уважения к символам нашего государства не обойтись.

    Потому что символ – это не просто образ. Флаг и гимн – это то, что обозначает Россию не только и не столько для иностранцев, сколько для нас самих. Гордиться только прошлыми победами невозможно, но если вообще не знать их, то любой символ твоей страны будет для тебя лишь торговым знаком, лейблом.

    Нынешний флаг России имеет недолгую историю и пока освящен в основном спортивными достижениями, но все равно он символизирует наше государство, а значит, достоин уважения и поклонения (как и красное Знамя Победы, чей статус уже закреплен законом). Присутствие его в школе настолько естественно, что теперь можно только удивляться, что это не было закреплено законодательно. Ни в дореволюционной российской, ни в советской практике постоянного вывешивания флага на здании школы не было – он появлялся только по праздникам. Хотя во многих странах мира флаг в школе – вещь не просто привычная, но и обязательная. Причем в самой «свободной» стране мира действуют и самые жесткие законы на этот счет.

    В США в большинстве школ и детских садов ежедневно проходит торжественная церемония поднятия флага, в которой участвуют все учащиеся. Более того, они еще и произносят клятву верности флагу,  текст которой утвержден Конгрессом: «Обязуюсь хранить верность флагу Соединенных Штатов Америки и Республике, которую он олицетворяет, единой перед Богом, неделимой, свободной и справедливой ко всем». Лишь в некоторых штатах клятва необязательна или церемония проводится не каждый день. Так же обязателен ежедневный подъем флага и во всех учебных заведениях Китая.

    «В США очень развиты процедуры, связанные с подтверждением своего гражданства и лояльности, с исполнением гимна, восхваляющего Америку, – говорит заместитель декана факультета прикладной политологии НИУ-ВШЭ, член президентского Совета по правам человека Леонид Поляков. – Они не пренебрегают воспитанием американцев в духе естественного патриотизма – и правильно делают».

    И у нас обращение к агитации оправданно – это один из шагов на пути к выработке новой национальной идентичности, говорит Поляков:

    На ваш взгляд

     
    С какой общностью вы себя в первую очередь идентифицируете?






    Обсуждение:  184 комментария

    «Кризис идентичности после распада СССР наиболее болезненно проходит в России (все остальные республики проблем с этим не испытывают, за исключением Украины). Мы по-прежнему в поиске. Не можем понять, как мы называемся, – некоторые предлагают называть всех русскими, другие настаивают на термине «россияне». Уже одно это показывает, что неопределенность велика. И это усугубляет проблему признания новой государственности в качестве именно российской государственности. Поэтому все атрибуты, которые сопровождают любое государство, вроде флага и гимна, должны более активно внедряться в повседневную жизнь, мы должны привыкать к ним».

    По мнению политолога, это особенно важно для нового поколения, ребят, которые родились и выросли в России, для которых ностальгия по СССР не так типична, как для среднего и старшего поколения: «Им нужна постоянная демонстрация того, что Россия есть, что вот такие у нее флаг и гимн, другие атрибуты, единая история, понятная и простая, с подвигами и трагедиями. Нужно приучать новое поколение к тому, что оно живет в стране, у которой богатая история, но новая государственность, и нужно научиться это сочетать, воспринимать страну как свою. И у страны есть символы, которые заслуживают уважения и почета, а всякое надругательство над ними немедленно получает жесткий отпор. Новая государственность нуждается в опоре на неизменную символику».

    В этом направлении должна вестись последовательная и методичная работа, рассчитанная не на сиюминутный результат, а на ближайшие десятилетия, говорит эксперт. Тогда можно надеяться, что через 10 лет восприятие новой российской идентичности как аутентично своей сформируется у большинства россиян.

    Тогда, наверное, и гимн все будут знать наизусть. Кстати, несмотря на частые утверждения о том, что в России совсем не знают собственного гимна, ситуация постепенно выправляется. Если в 2004 году назвать первые слова гимна (принятого всего за четыре года до этого) могли лишь 19%, то в этом году уже 54% (на фоне 86% знающих герб и 96% правильно назвавших цвета флага – часть из них, правда, перепутали порядок цветов). Из всех трех символов государства гимн вызывает и наибольшие восхищение и гордость – их испытывают те же 54% опрошенных ВЦИОМом в августе этого года.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •