Красноармейск может сыграть ту же роль в освобождении Донбасса, которую Таганрог сыграл в 1943 году – конечно, с учетом нынешних реалий. В 2024 году битвы на донбасской и курской земле снова оказались взаимосвязанными.
0 комментариев«Ничего лучше рынка пока не придумали»
Борис Титов: Ничего лучше рынка не придумали
Накануне ярославской конференции эксперты обещали прямо на форуме выяснить, каким должно быть современное государство. За один день найти однозначный ответ на этот вопрос не удалось. Зато политики и аналитики сошлись во мнении, что в кризис государство как институт доказало свою состоятельность и что его роль должна усилиться, а рынок, напротив, дал сбой, ввиду чего полагаться на него не стоит. В интервью газете ВЗГЛЯД этот вывод оспорил сопредседатель партии «Правое дело» Борис Титов.
– Как вам конференция?
– Конечно, нельзя сказать, что первый блин комом. Но определенные издержки есть. А как начало долгой обстоятельной дискуссии – начало хорошее.
Если мы сегодня отдадим все государству, то через какое-то время оно также «провалится
– Хотя вы недавно и заявили, что с головой уходите в политику, но, в первую очередь, вы все же бизнесмен. Вам, как предпринимателю, близка популярная на форуме идея о том, что государства в нашей жизни должно стать больше, а рынка – меньше?
– На первой секции, в работе которой я участвовал, лидер КПРФ Геннадий Зюганов прямо сказал, что во всех бедах виноват рынок. Это абсолютно не так. Рыночная экономика – естественный, нормальный этап человеческого развития. Можно сколько угодно кричать, что это неправильно, но от этого ничего не изменится. Потому что мир развивается по определенным законам. Конечно, у рынка много недостатков, но лучшей экономической системы, чем рынок, пока никто не придумал. Я согласен, что в некоторых странах недооценивалась роль государства. И прежде всего, роль государства недооценивалась у нас. Даже в самых либеральных странах всегда понимали его роль. Это у нас в 1993 году все кричали, что государство должно уйти, на что и получили проблемы.
- Дмитрий Медведев: Будущее за умной политикой
- Константин Косачев: Уравниловки быть не должно
- Геннадий Зюганов: Все демократии провалились
- Руслан Гринберг: России нужна большая сделка с Евросоюзом
– То есть в споре, что первоочереднее – рынок или государство – победителей нет?
– Понимаете, на конференции фактически во всех выступлениях слышалась эта нотка: мы недооценили роль государства, надо роль государства усиливать. Но это в истории уже было! Я думаю, если бы мы попали на подобный форум в тот момент, когда после правительства Гувера к власти пришел Рузвельт, мы бы услышали те же самые слова. После отставки Рузвельта еще какое-то время развитие продолжалось по его сценарию. Но в 80-е годы правительство Тетчер пришло на волне абсолютно других настроений. Государство, которое со времен Рузвельта развивалось и усиливало свое влияние в экономике, провалилось к 80-м годам. Оно выработало свой ресурс, и его уже не хватало для дальнейшего развития. Оно начало давать сбои, стало неэффективным, зажравшимся, коррумпированным. И поэтому оно ушло. Тетчер пришла на волне правого поворота. И на конференциях в ее время наверняка говорили, что до сих пор недооценивалась роль рынка. И это будет повторяться все время. Мир так устроен. Сначала эффективно работает «государственная» волна, потом – «рыночная». Конечно, развитие идет не по кругу, а по спирали. Но надо понимать, что все временно. Сегодня рынок, в первую очередь американский, дал сбой. Произошел провал рынка, которые периодически случаются. Но если мы сегодня отдадим все государству, то через какое-то время оно также «провалится».
– Еще одна идея, которую активно обсуждали на форуме, – необходимость выработки новых стандартов демократии. Что вы, как сопредседатель одной из оппозиционных демократических партий, думаете по этому поводу?
– Сегодня вообще ведется очень много разговоров о том, что надо переосмысливать демократию, менять демократию, придавать ей новые импульсы. Но то, что выработано человечеством в течение многих десятков и даже сотен лет, хотя и может меняться в определенных границах, в своей основе должно оставаться тем же самым. Я считаю, не надо пересматривать демократию. Сегодня надо исходить из того, что демократия – единственный эффективный метод государственного устройства. И поэтому необходимо всячески стремиться к тому, чтобы политическое устройство нашей страны было как можно ближе к канонам демократии. Иногда кажется, что демократию можно заменить простыми решениями, что есть умные люди, которые, в общем-то, могут не советоваться с обществом по поводу каких-то решений. Но при таком подходе даже самому умному человеку очень легко оторваться от земли. И вместо рациональных решений начать принимать такие, которые никакого отношения к реальной жизни не имеют. Не существует человека, который был бы истиной в последней инстанции. Поэтому нужна демократия, диалог власти и общества.