В начале июля завершился важный этап специальной военной операции на Украине. Войска России (куда входили как нынешние подразделения армии РФ, так и будущие – то есть части народных республик Донбасса) полностью освободили от украинской оккупации Луганскую народную республику.
Впереди еще много работы – полное освобождение Донецкой народной республики, а также других бывших территорий Украины. Осенью в Донбассе ожидают референдум, по итогам которого республики могут войти в состав Российской Федерации. Подобный механизм затронет и другие некогда украинские территории.
Возникает вопрос: если ЛНР уже восстановила свою территориальную целостность, то почему бы ее не принять в Россию сейчас без дополнительных процедур? Ведь местные жители еще в 2014 году обозначили свое желание быть с Россией. Определенная логика в этом предложении есть. Включение ЛНР в состав России здесь и сейчас помогло бы решать несколько стоящих перед Москвой проблем. Информационных, внешнеполитических, экономических.
Далеко не секрет, что часть российского общества (не только турбопатриоты и не только жители республик Донбасса) опасалась, что Россия в какой-то момент могла остановиться, согласиться на какие-то промежуточные варианты (например, условный «Минск-3» с широчайшей автономией для ЛНР и ДНР). С этой точки зрения официальное вхождение ЛНР в состав России становится своего рода демонстративным пересечением точки невозврата.
С экономической точки зрения присоединение ЛНР резко упростит процесс восстановления экономики республики – а это не менее сложная и важная задача, чем физическое освобождение Донбасса. Впереди, напомним, зима, и до нее Россия должна возобновить работу инфраструктурных объектов. А восстанавливать регион Российской Федерации гораздо проще, чем формально независимое государство – в плане выделения средств, а также контроля финансовых потоков и действий властей на местах.
Казалось бы, плюсы очевидны. Однако Москва предпочла соблюсти все необходимые юридические процедуры для оформления решения о присоединении регионов Донбасса.
Да, в ЛНР в 2014 году прошел референдум. Однако, во-первых, прошел он не на всей территории республики, а во-вторых, в силу спешки и обстоятельств особым качеством подготовки не отличался. Между тем юридические формальности нужны не ради западного одобрения (на это пока рассчитывать не приходится), а для того, чтобы никто не мог оспорить легальность российских действий в будущем. Для этого нужно подготовить и провести референдум в соответствии со всеми нормами права на основании всенародного волеизъявления, а не принципа «ну, понятно же, что все луганчане хотят в Россию».
С процедурной точки зрения вхождение ЛНР в состав РФ тоже должно быть подготовлено. Гармонизировано законодательство, процедуры, иного рода бюрократические моменты, назначены руководители, знакомые с российской спецификой.
Наконец, не нужно забывать о банальной конкуренции между «донецкими» и «луганскими». Дружеской, братской – но все-таки конкуренции. Далеко не все в Донецке (живущем под варварскими обстрелами Украины) поймут вхождение ЛНР в Россию без ДНР. Воевали вместе – и вступать в Россию должны тоже вместе.
А пока идут необходимые подготовительные процессы, власти всячески (через паспортизацию и иные шаги) дают понять, что Росия на освобожденных территориях навсегда.