Переломный год для российского кино

@ Yellow, Black and White

7 декабря 2017, 11:30 Мнение

Переломный год для российского кино

2017 год стал годом, когда российский кинематограф наконец выбрался из кризиса собственной невостребованности у отечественной аудитории, в котором пребывал почти три десятка лет. Доказательства? Ну что ж, поговорим о доказательствах.

Ирина Алкснис Ирина Алкснис

обозреватель РИА «Новости»

У российской общественной рефлексии есть одна примечательная особенность: она так глубоко погружается в обсуждение проблем (абсолютно реальных и крайне серьезных в момент начала дискуссии), что не замечает происходящих и уже свершившихся изменений, причем временами кардинальных.

Еще буквально несколько лет назад регулярно можно было наткнуться в качестве аргумента о демографической катастрофе в России на довод о ежегодной потере страной 1 млн человек – в приложении не к 1990-м, когда это действительно было реальностью, а уже в новое время.

Или сельское хозяйство.

Исступленные ссылки на «ножки Буша» как пример отсутствия собственного сельхозпроизводства можно было встретить, когда страна уже лет десять ела отечественную курятину.

А есть еще яркий пример с беспрерывным плачем про уничтоженную армию, пока страна в Крыму вдруг не увидела неизвестно откуда взявшихся «вежливых людей».

Этот феномен ныне повторяется снова. На этот раз с кино.

2016 год был объявлен в России Годом кино, но следует признать, что особого эффекта он не произвел. Зато нынешний, уходящий уже 2017 год стал настоящим годом кино – не официозным, а самым что ни на есть народным.

Количество киноповодов, вызвавших бурную общественную дискуссию, в разы превысило обычный уровень. От «Викинга» до «Притяжения», от «Времени первых» до «Легенды о Коловрате» страна горячо обсуждает, спорит и скандалит. А венчает все это великолепие «Матильда», которая действительно стала не просто культурным, а значимым общественно-политическим событием повестки этого года в России.

Ну, и, разумеется, все эти острые дискуссии в итоге сводятся к одному – к выводу о катастрофическом состоянии и глубочайшем кризисе отечественного кинематографа.

Это именно та самая ошибка общественной рефлексии, которая упомянута в начале.

Дело в том, что 2017 год стал годом, когда российский кинематограф наконец выбрался из кризиса, в котором пребывал почти три десятка лет.

Речь не о творческом или профессиональном кризисе. Это слишком неоднозначные и спорные материи, сами по себе способные стать предметом холивара.

Нет, все гораздо проще и одновременно важнее. Российский кинематограф наконец преодолел тяжелейший кризис собственной невостребованности у отечественной аудитории. И произошло это именно в этом 2017 году.

Доказательства? Ну что ж, поговорим о доказательствах. А что может быть выразительнее и нагляднее цифр в данном случае?

Цифры, которые будут приведены ниже (за несколькими исключениями), взяты с сайта ЕАИС (Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах).

Приводимые ЕАИС цифры бокс-офиса, то есть кассовых сборов, несколько ниже тех, которые обычно озвучиваются в СМИ. Связано это с тем, что СМИ называют общие сборы по России и СНГ, а ЕАИС, судя по всему, фиксирует исключительно российские результаты.

Итак, сначала несколько рейтингов, причем для наглядности сравнительных – за последние три года.

Десять самых кассовых российских фильмов 2015 года (в рублях)

1) «Три богатыря: Ход конем»* 962 961 596; 2) «Батальонъ» 447 893 879; 3) «Духless 2» 444 833 243; 4) «8 новых свиданий»* 419 432 475; 5) «Битва за Севастополь» 392 801 031; 6) «Призрак» 353 410 072; 7) «Снежная королева 2: Перезаморозка»* 301 811 060; 8) «А зори здесь тихие...» 251 569 403; 9) «Воин» 198 818 262; 10) «Без границ» 191 941 484.

Итого: 3 965 472 505.

* Информации о фильмах «Три богатыря: Ход конем», «8 новых свиданий» и «Снежная королева 2: Перезаморозка» на сайте ЕАИС не было, поэтому данные о сборах пришлось взять здесь.

Десять самых кассовых российских фильмов 2016 года (в рублях)

1) «Экипаж» 1 403 910 572; 2) «Иван Царевич и Серый Волк 3» 706 241 985; 3) «Самый лучший день» 685 815 163; 4) «Жених» 459 510 840; 5) «28 панфиловцев» 365 646 939; 6) «Дуэлянт» 364 299 394; 7) «Ледокол» 338 005 256; 8) «День выборов 2» 301 150 294; 9) «Страна чудес» 295 121 986; 10) «Мафия: Игра на выживание» 272 686 622.

Итого: 5 192 389 051.

Десять самых кассовых российских фильмов 2017 года. Данные взяты 3 декабря (в рублях)

1) «Последний богатырь» 1 618 642 261; 2) «Викинг» 1 496 100 294; 3) «Притяжение» 1 031 657 607; 4) «Три богатыря и Морской царь» 768 624 902; 5) «Салют-7» 747 696 804; 6) «Елки 5» 730 600 842; 7) «Время первых» 543 534 335; 8) «Матильда» 506 954 178; 9) «Гоголь. Начало» 441 215 440; 10) «Фиксики: Большой секрет» 411 502 737.

Итого: 8 296 529 400.

Следует отметить, что рейтинг текущего года претерпит еще как минимум одно серьезное изменение. Из топ-10 вылетят «Фиксики» (по данным ЕАИС, результаты мультика чуть лучше, чем у «Гоголя», но по совокупности сборов касса выше у детектива), поскольку на прошлой неделе вышел в прокат фильм «Легенда о Коловрате», чей успешный старт (немного лучше, чем у «Салют-7», но у «Салюта» была великолепная динамика сборов, а какой она будет у «Коловрата», сказать пока нельзя) дает основания предполагать, что его итоговые кассовые сборы в России достигнут 700 млн.

Но и это еще не все. Для большей выпуклости картинки стоит привести еще несколько таблиц.

Десять самых кассовых фильмов 2015 года в России (в рублях)

1) «Миньоны» 1 638 236 578; 2) «Мстители: Эра Альтрона» 1 485 491 942; 3) «Форсаж 7» 1 447 080 245; 4) «Звездные войны: Пробуждение силы» 1 220 828 237; 5) «Марсианин» 1 089 555 346; 6) «Мир Юрского периода» 1 079 179 722; 7) «Терминатор: Генезис» 1 055 955 966; 8) «Монстры на каникулах» 2 995 370 515; 9) «Головоломка. Лава» 957 221 880; 10) «Дом»* 788 119 709.

Итого: 11 757 040 140.

* «Три богатыря: Ход конем» не попали в рейтинг ЕАИС, поскольку, судя по всему, система была запущена уже после выхода фильма в прокат.

Десять самых кассовых фильмов 2016 года в России (в рублях)

1) «Зверополис» 2 046 158 622; 2) «Тайная жизнь домашних животных» 1 981 452 984; 3) «Дэдпул» 1 589 280 095; 4) «Отряд самоубийц» 1 572 168 884; 5) «Экипаж» 1 403 635 597; 6) «Фантастические твари и где они...» 1 402 060 836; 7) «Варкрафт» 1 306 724 566; 8) «Доктор Стрендж» 1 290 333 448; 9) «Книга джунглей» (2016) 1 214 811 957; 10) «Иллюзия обмана» 1 021 494 852.

Итого: 14 828 121 841.

Десять самых кассовых фильмов 2017 года в России. Данные взяты 3 декабря (в рублях)

1) «Пираты Карибского моря: Мерт...» 2 109 436 743; 2) «Последний богатырь» 1 618 642 261; 3) «Стражи Галактики. Часть 2» 1 462 633 070; 4) «Форсаж 8» 1 424 537 493; 5) «Викинг» 1 388 900 725; 6) «Гадкий я 3» 1 385 463 412; 7) «Босс-молокосос» 1 376 840 838; 8) «Тор-Рагнарек» 1 201 123 352; 9) «Оно» 1 032 331 129; 10) «Притяжение» 1 031 657 607.

Итого: 14 031 566 630.

Глубокие выводы из предложенных таблиц все желающие могут сделать самостоятельно, но главный лежит на поверхности.

Кому бы вы доверили право запрещать прокат фильмов, искажающих события российской истории?








Результаты
128 комментариев

В 2017 году в российском кино произошел качественный перелом в смысле внимания к нему со стороны российского общества. Это выразилось в резком росте кассовых сборов российских картин.

Если в 2016 году по сравнению с 2015-м рост бокс-офиса отечественного топ-10 составил миллиард с небольшим, то в 2017-м (по сравнению с предыдущим) он уже превысил 3 млрд.

И дело в данном случае не в инфляции и росте цен на билеты. В 2015 году российский топ составил 33,6% по отношению к общему топу, а в 2016-м эта цифра была 35%. Зато в этом году это соотношение достигло 59%, то есть за год российское кино почти удвоило свои успехи по отношению к общим киносборам в стране.

В 2015 и 2016 годах в общих топах было по одной отечественной картине – «Три богатыря» в позапрошлом и «Экипаж» в прошлом году. В этом же году таких картин уже три – «Последний богатырь», «Викинг» и «Притяжение».

«Последний богатырь», безусловно, заслуживает отдельного внимания, поскольку им был обновлен абсолютный рекорд кассовых сборов для российских лент, и это тоже случилось в 2017 году.

Общим упреком в адрес отечественных кинематографистов в последние годы стало то, что они зарабатывают на производстве (распиле бюджета), а не на прокате. А это в свою очередь роковым образом сказывается и на качестве результата, и на идеях, которые они пытаются воплотить в своих работах и которые отталкивают массовую российскую аудиторию.

Упрек действительно небезосновательный, но в то же время нельзя сказать, что тотально справедливый. Сравнение бюджетов и сборов из открытых источников показывает, что все обсуждаемые в данном тексте три последних года шесть-семь картин из российского топ-10 успешно окупались в прокате.

Другое дело, что в 2015 и 2016 годах это касалось либо мультиков, либо малобюджетных комедий вроде «Призрака» или «Жениха». В случае же масштабных крупнобюджетных проектов, в которые активно вложилось и государство, будь то «Батальонъ» или «Ледокол», финансовые результаты проката были обычно довольно печальны.

В этом году, кстати, история повторилась с «Викингом», который, несмотря на огромный кассовый успех, отработал только половину своего колоссального бюджета. Про «Матильду» и говорить не приходится – иначе как оглушительным провалом финансовые результаты ее проката не назовешь.

«Время первых» при бюджете в 400 млн финансово выступило не слишком успешно. «Салют-7» прокатался намного лучше, но также несколько не дотянул до окупаемости в прокате своего 480-миллионного бюджета.

Однако в остальном 2017 год оказался кардинально отличающимся от предыдущих лет. В прокате – именно в прокате! – успешно окупились такие масштабные и довольно дорогостоящие проекты, как «Последний богатырь» (бюджет 370 млн рублей) и «Притяжение» (бюджет 380 млн).

У «Коловрата», судя по старту, также неплохие шансы окупить свой 360-миллионный бюджет. Комедийные «Елки 5», очередные мультипликационные «Три богатыря» и мистическо-детективный «Гоголь» также успешно отработали свои не слишком крупные бюджеты.

Безусловно, для понимания прочности заложенной тенденции необходимо подождать и посмотреть, какими окажутся для российского кино следующие годы. Однако 2017 год действительно стал годом перелома.

Отечественные кинематографисты не в единичном, а массовом порядке начали снимать фильмы, которые российскому обществу нравится и интересно смотреть, за которые российские зрители готовы платить деньги, идя в кино. Более того, 2017 год доказал, что кинопрокат в России может приносить прибыль создателям отечественного кино.

Кто-то наверняка выразит недовольство качеством российских кинокартин и презрительно отзовется о вкусах российской аудитории. И будет не прав.

Российское общество успешно игнорировало современные отечественные фильмы, которые пыталась ему втюхать – это, пожалуй, самое подходящее слово в данном случае – более двух десятилетий творческая элита страны. И никакие манипуляции не помогали достичь успеха у публики, если люди чувствовали, что им впаривают отвратительное и оскорбительное для них дерьмо.

Сейчас ситуация также непроста.

Каждый громкий фильм этого года вызывал бешеную критику в зависимости от того, носители каких взглядов видели в нем угрозу или оскорбление их картины мира.

Белые и красные, православные и атеисты, коммунисты и националисты, республиканцы и монархисты яростно критиковали, обличали и на чем свет стоит ругали все заметные фильмы этого года. И все они в некоторых случаях оказались полностью удовлетворены, а в других – глубоко разочарованы полученными результатами.

Именно это является главным уроком для российских общественных и диванных активистов, все силы бросающих на поддержку или уничтожение того или иного фильма.

Решает, какие фильмы ему нравятся и какие кинокартины он будет смотреть, в России сам народ, голосуя рублем.

А как показал этот год, наш народ готов смотреть совсем разные идейно и политически фильмы и сам способен вынести суждение о них. И никакие цензоры вне зависимости от идеологических пристрастий ему в этом деле не указ.

..............