Наступивший 2016 год будет богат на хоккейные события. В мае на аренах Москвы и Санкт-Петербурга пройдут матчи чемпионата мира, а в сентябре в Торонто будет разыгран Кубок мира по хоккею. В обоих соревнованиях примет участие сборная России.
Негоже принижать вес чемпионатов мира и Олимпийских игр из-за отсутствия там сильнейших заокеанских хоккеистов
Чемпионат мира – турнир традиционный, проводящийся ежегодно. Расписание КХЛ заточено под мировое первенство. А вот с хорошо забытым Кубком мира ситуация иная. Регулярный чемпионат в Континентальной хоккейной лиге стартует в сентябре, еще до начала Кубка мира.
Руководство лиги в лице вице-президента Георгия Кобылянского еще в октябре дало понять, что КХЛ не будет корректировать календарь под турнир в Торонто:
«Фактически весь сентябрь вылетает. Принято решение о том, что мы будем играть весь этот период, не будем прерываться на Кубок мира.
Там еще олимпийская квалификация для нескольких клубов. Мы построим календарь таким образом, чтобы остальные команды не страдали. Есть такая возможность, тем более получается всего 3-4 дня».
Решение не брать паузу на время Кубка мира подтвердил и президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк: «Регулярный чемпионат не останавливаем, посмотрим, сколько игроков из КХЛ возьмет в Канаду главный тренер сборной. Все равно большинство будет из НХЛ».
Но проблема остается. Немало игроков сборной России, а среди них такие мастера, как Илья Ковальчук и Александр Радулов, играют как раз в КХЛ. Кроме того, кэхаэловцы играют за сборные Швеции, Финляндии и Чехии. Целый месяц клубам придется обходиться без своих ведущих игроков. И в каком состоянии сборники вернутся из Канады?
#{image=899090}Обеспокоенность по этому поводу высказал трехкратный обладатель Кубка Стэнли, генеральный менеджер ЦСКА Сергей Федоров, клуб которого может лишиться в сентябре не только Радулова, но и трех-четырех хоккеистов: «Я бы дал сыграть на Кубке мира нашему ближайшему резерву».
В интервью «Советскому спорту» Сергей Викторович развил тему. «Я сам участвовал в Кубке мира. Знаю, что это такое. Это предсезонный турнир, к которому подготовиться сложно. Ты подходишь к нему без основательного тренировочного лагеря, после которого следует марафон в НХЛ из 82 матчей.
Энхаэловцы не в форме. Сложно найти мотивацию на Кубок мира, когда ты к сезону толком не готов. Я выразил простую мысль: почему бы не послать на Кубок мира наш ближайший резерв?
Вторая или экспериментальная сборная – называйте как угодно. Ведь канадцы и американцы будут иметь там две сборные. Мы говорим о том, что должны выиграть два чемпионата мира и достойно выступить на Олимпиаде-2018 в Корее. Нельзя нам выиграть все! Необходимо сконцентрироваться на том, что нужно в первую очередь. Чемпионат мира и Олимпиада важнее, чем Кубок мира.
Потому что Кубок мира – коммерческий турнир. Раньше он назывался Кубком Канады. Последний раз проводился в 2004 году. Почему мы не понимаем простой истины? Северная Америка готовит резерв. А мы – опаздываем».
Эти слова Федорова, произнесенные в декабре, вызвали неоднозначную реакцию. Наш другой прославленный хоккеист Вячеслав Фетисов не согласен с товарищем по сборной, ЦСКА и «Детройту»: «Кубок мира – соревнование лучших хоккеистов планеты. Это не эксперимент. Это парад достижений мирового хоккея».
Известный защитник ЦСКА, а ныне телекомментатор Сергей Гимаев поддержал Фетисова: «Объявление о том, что чемпионат КХЛ будет в это время продолжаться – меня это озадачивает. Это что, на Кубок мира не поедут ребята из КХЛ, а будут играть одни энхаэловцы? Я не знаю, с чего вдруг такие заявления. Какой резервный состав?! Не хотят отпускать игроков КХЛ – не надо».
Куда более эмоционально высказался сначала на собственной странице в соцсети, а потом на страницах журнала «Еврофутбол» один из самых авторитетных спортивных журналистов страны Игорь Рабинер.
«Последние заявления Сергея Федорова о второстепенности Кубка мира и необходимости отправки в Торонто резервного состава сильно меня в нем разочаровали. Великий спортсмен мирового масштаба, прекрасно знающий цену хоккею по обе стороны океана, превратился в банального ура-патриотического подпевалу.
Вовсю идет пиар-кампания по объяснению, что черное – на самом деле белое, читай, ЧМ-2016 в Москве намного важнее, чем турнир лучших команд планеты в Канаде. Очень досадно, когда не какой-то ничего не понимающий в спорте чиновник, а выдающийся мастер примыкает к рядам пропагандистов».
Если отбросить эмоции, то претензии к Федорову сводятся к тому, что он поставил Кубок мира ниже чемпионата. У значительной части хоккейных болельщиков сложилось мнение, что кубок мира важнее, что это своеобразный гамбургский счет для хоккеистов, а генеральный менеджер ЦСКА так не считает. Давайте спокойно попробуем разобраться, прав ли Федоров или нет.
Кубок мира по хоккею, в девичестве – Кубок Канады, не является официальным турниром, то есть соревнованием, проводимым под эгидой Международной федерации хоккея на льду (ИИХФ). Турнир этот, несмотря на всю значимость, отсутствовал в международном хоккейном календаре двенадцать лет. Мир за это время не рухнул, хоккей не умер.
Кубок мира не разыгрывался не по злой воле ФХР, Третьяка или Федорова, а по причине отсутствия интереса к оному. В первую очередь со стороны НХЛ. Два предыдущих розыгрыша в формате Кубка мира – в 1996 и 2004 – прошли как-то буднично и запомнились разве что тем, что часть турнира проводилась в Европе.
Нынешний Кубок мира пройдет только в Канаде, на маленьких энхаэловских площадках, по правилам НХЛ и судьями из НХЛ. Любопытен и состав участников.
Кроме сборных России, Канады, США, Чехии, Швеции и Финляндии на турнире выступят сборная Европы и молодежная сборная Северной Америки, составленная из хоккеистов, чей возраст не превышает 23 года, а не 21, как принято на чемпионатах мира.
С одной стороны, работа на вырост и проверка резервов, с другой – не приглашать же на турнир сборные Словакии, Швейцарии и прочие неинтересные североамериканскому зрителю команды.
Вам не кажется неуместным присутствие на турнире и национальных сборных, и сборной солянки, и команды американо-канадских переростков? Про доходы от телентрасляций стоит тактично промолчать, ибо и так ясно, кому они достанутся.
Сомнительный какой-то турнир получается. Никак не гамбургский счет. Тем более что с 1998 года все сильнейшие энхаэловцы участвуют в Олимпийских играх. Там и формат традиционный, и сроки всех устраивают. Кроме того, никто не запрещает игрокам НХЛ приезжать на чемпионаты мира.
Надо всего лишь скорректировать календарь – например, сократить громоздкий, малоинтересный со спортивной точки зрения, но весьма прибыльный регулярный чемпионат. Но НХЛ на это не пойдет никогда.
История встреч наших хоккеистов с энхаэловцами весьма яркая и содержательная. Суперсерии с канадскими профессионалами в первой половине семидесятых собирали у экранов почти все мужское население Союза. Новогодние турне наших клубных команд по Канаде и США мы могли смотреть даже после «Огонька» и «мелодий и ритмов зарубежной эстрады». Кубок Вызова, после которого канадцы стащили маску с Владимира Мышкина, чтоб узнать, кто же этот парень, отразивший все, что летело в его ворота.
Кубок Канады 1981, которому предшествовала трагическая гибель отцепленного от команды Валерия Харламова. И блестящие 8:1 в финале против Уэйна Гретцки и его товарищей. Сам кубок Канады у нашей сборной отобрали сразу же после церемонии. Не положено вывозить достояние канадского народа. Через пару недель доставили копию приза в посольство. Досадное поражение в полуфинале Кубка Канады 1984. Помним негодяя в полосатой майке по имени Дон Кохарски, откровенно убивавшего сборную СССР в 1987-м и 1991-м.
Мы были очарованы этими причудливыми названиями клубов, нехитрыми мелодиями, исполняемыми на синтезаторе во время пауз, этими лихими парнями без шлемов, впитывали эту культуру заморского хоккея. И отводили глаза от бескультурья.
Конечно, резали глаза удары исподтишка и другие грязные приемчики, не вписывавшиеся в наш императив «в хоккей играют настоящие мужчины». Противно и мелочно выглядели замеры изгиба клюшки с последующими удалениями советских хоккеистов.Истории с невручением Кубка было достаточно, чтоб забыть дорогу на турнир. И как чесались руки при виде того же судьи Кохарски. Но на это закрывали глаза, а кулаки разжимались. Потому что противостояние с канадцами было интересным, и этот интерес перевешивал все.
Это было больше чем спорт, это еще и соревнование двух хоккейных философий, двух хоккейных школ. А сейчас, когда все сливки собраны в НХЛ, интрига подобных турниров сводится к выяснению, чьи энхаэловцы сильнее. Пепси-кола из двухлитрового баллона, купленная полчаса назад в магазине, и пепси-кола из ларьков, появившихся у нас в год московской Олимпиады, имеют одинаковый химический состав, да и вкус тоже. Только восприятие этого вкуса разное. Приелось.
Так и встречи с канадцами приелись. Экзотикой они быть перестали. Сошли со сцены первая армейская пятерка у нас, Гретцки, Коффи, Мессье и все три Лемье у них – те, для кого противостояния имели особый, сакральный смысл.
Поэтому не стоит переоценивать воскрешенный турнир. Игнорировать не надо, но превращать его в фетиш, ради которого нужно чем-то жертвовать, не имеет смысла. И уж совсем негоже принижать вес чемпионатов мира и Олимпийских игр из-за отсутствия там сильнейших заокеанских хоккеистов. Так можно и все наши былые победы обесценить задним числом.