![]() |
В цепочке «журналисты – власть» выпадают региональные чиновникиВиктория Федотова: В цепочке «журналисты – власть» выпадают региональные чиновники
Виктория Федотова
|
30 апреля 2015, 16:34 |
В Санкт-Петербурге закончился медиафорум ОНФ для независимых региональных СМИ.
Журналисты, работающие с ОНФ, перешагивают региональных чиновников, напрямую общаясь с федеральнымиИх материалы изменили ситуацию на местах, вскрыли растраты чиновников, проблемы ЖКХ, медицины и социальной сферы. А 28 апреля им удалось рассказать о проблемах своих регионов президенту России.
Многие из тех, кто присутствовал на медиафоруме, так или иначе пострадали из-за своих, часто неудобных власти, публикаций. Им угрожали, лишали аккредитации, некоторых даже избивали.
Но журналисты продолжают писать, поднимать темы коррупции, ветхого жилья, проблем экологии. И, к слову, многие региональные журналисты дадут фору коллегам из Москвы и Санкт-Петербурга.
Журналистика в регионах совершенно отличается от столичной. В маленьких городах к журналистам до сих пор обращаются адресно, знают в лицо и просят о помощи. Люди верят, что журналист может поменять ситуацию и достучаться до власти. Сотрудник газеты в таком случае становится на один уровень с полицейским, только оружие у него – слово.
![]() |
Но многие из них сталкиваются с тем, что дальше собственного региона тема не поднимается, а если и выходит на федеральную повестку, то моментально тонет в информационном шуме.
Возникает вопрос: если в цепочке «журналисты – власть» выпадают региональные чиновники, которые, как оказалось, часто не могут решить проблемы и о которых кричат местные медиа, то, может, стоит их заменить? Такие предложения в кулуарах медиафорума я тоже слышала.
С местной властью ничего кардинального нельзя сделать наскоком, но можно изменить со временем. Во многих регионах до сих пор царят порядки 90-х – начала нулевых, когда вопросы решаются с помощью взятки и такой-то матери.
И если чиновник предрасположен к «барствованию», рано или поздно оградит себя стеной официальных пресс-релизов и по периметру поставит пул журналистов. Других, пусть и правдиво пишущих, не подпустит. И примеров множество: Иркутск, Казань, Великий Новгород.
И федеральные власти решили работать напрямую с независимыми СМИ потому, что это проще, чем менять бюрократический аппарат или проверять каждого губернатора на степень открытости в медиа. И стоять над каждым закрытым, грозя пальцем.
Поэтому журналисты, работающие с ОНФ, перешагивают региональных чиновников, напрямую общаясь с федеральными. И получается, что местным властям так или иначе придется считаться с медиа и теми вопросами, которые они поднимают. Иначе можно слететь с теплого места.
Тезис о том, что до власти невозможно достучаться, стал архаичным. Да, можно не достучаться до районной и муниципальной власти, но любой журналист может выйти на ОНФ и заявить о проблеме своего региона. Именно это одна из целей Народного фронта.
Так же решается еще одна проблема – поддержка негосударственных СМИ. Не секрет, что многие губернаторы крепко держат государственные медиа и делают из них инструмент для личного пиара. А независимой прессе остается жить на средства от рекламы.
Разумеется, прикормленные журналисты не будут говорить о проблемах на местах, и только независимые СМИ могут осветить несовершенства работы местных властей, которые никуда не исчезают, если о них молчат. И ОНФ – это один из возможных эффективных инструментов для того, чтобы решить проблемы.Ведь кто такой журналист? Человек с высоким капиталом доверия своих читателей. Он работает и совершенствуется для своей аудитории. И чем больше у него возможностей для освещения проблем региона, тем больше людей верят в социальную эволюцию России. Тем больше людей могут проявить свою гражданскую позицию и сказать о том, что власти к ним несправедливы.
Только общественный контроль сможет сделать государственную систему максимально прозрачной. А значит, социальные процессы в России смогут развиваться гораздо быстрее, чем несколько лет назад.