Взгляд
28 марта, вторник  |  Последнее обновление — 08:26  |  vz.ru
Разделы

Мирная пыль Мариуполя

Алексей Токарев
Алексей Токарев, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИМИ МГИМО
Я долго рассказываю местной женщине, каким был и стал Грозный, и объясняю, как для России важно не просто войти сапогом, но и полюбиться сердцем, восстанавливая город и приводя сюда страну не только флагом, но и цифровизацией, госуслугами, уровнем жизни. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Россия должна помочь Западу

Дмитрий Орехов
Дмитрий Орехов, писатель
Все это время мы пытались либо встроиться в Запад, либо получить от него гарантии безопасности. Однако эта стратегия не работает. Пока существует «цивилизация исключительных», ни один народ мира не будет жить в безопасности. Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

Желать Родине поражения – гарантированная «премия Дарвина»

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
Даже те, кто мечтает вернуть свободу передвижений, доступность курортов, деловое и культурное сотрудничество с западными партнерами, всё равно должны желать Победы и всеми силами ее приближать. Подробности...
Обсуждение: 43 комментария

Шойгу наградил девушек-военных за отражение атаки на Севастополь

Глава Минобороны Сергей Шойгу в Национальном центре управления обороной наградил служащих базы Черноморского флота орденами Мужества за отражение атаки беспилотников на Севастополь
Подробности...

Во Франции усилились протесты против пенсионной реформы

Президент Франции Эммануэль Макрон осудил протесты против повышения пенсионного возраста с 62 до 64 лет без голосования в парламенте. По его словам, «толпа не имеет легитимности» перед «представителями народа» в лице депутатов. При этом на улицах французских городов усиливаются столкновения протестующих с полицией
Подробности...

Владимир Путин и Си Цзиньпин провели переговоры в Москве

В Большом Кремлевском дворце прошли переговоры президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Лидеры общались более трех часов. Сначала беседа проходила в узком составе с участием членов делегаций, а затем переговоры продолжились в расширенном формате
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: КНДР взорвала макет ядерного заряда на испытаниях подводного дрона

    Главная тема


    На случай «войны с Россией» шведская церковь учится рыть могилы

    усиливающиеся противоречия


    Патрушев: Россия не будет спасать США от распада

    государственная награда


    Путин наградил медалью «За отвагу» мальчика из Брянской области

    угроза отравления


    Зеленскому запретили брать шоколад у Беара Гриллза

    Видео

    «ядерная угроза»


    Украина нашла повод для бесконечной мобилизации

    государственный язык


    Санду заставила молдаван говорить на чужом языке

    обвал рейтинга


    Заговор против Трампа стал заговором против Байдена

    продажа «Райффайзен банк»


    Европе выгодно оставить важный западный банк в России

    стратегия сдерживания


    Ядерное оружие в Белоруссии разрушит один из главных мифов на Западе

    полюбиться сердцем


    Алексей Токарев: Мирная пыль Мариуполя

    нерабочая стратегия


    Дмитрий Орехов: Россия должна помочь Западу

    только победа


    Герман Садулаев: Желать Родине поражения – гарантированная «премия Дарвина»

    на ваш взгляд


    Как изменилось ваше отношение к китайским автомобилям за последнее время?
    Елена Кондратьева-Сальгеро

    Утопия заставляет мир меняться

    Елена Кондратьева-Сальгеро: Утопия заставляет мир меняться
    Елена Кондратьева-Сальгеро
    журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»
    5 февраля 2015, 08:14

    Один мало известный и быстро забытый современный писатель сказал как-то, что человечеству необходимы утопии, потому что без них не изменялся бы мир.

    Неприятные события и факты, так или иначе порочащие утопию, немедленно маскируются общими крикливыми лозунгами

    Он, конечно, имел в виду «не изменялся бы к лучшему». Потому что недостижимая мечта, как известно, «вперед и зовет, и ведет». Звучит и правильно, и красиво. Но требует многочисленных и въедливых поправок.

    Во-первых, разоблаченные практикой утопии очень болезненно реагируют на разочарование и дезертирство своих воздыхателей и, как правило, вступают на путь принудительного террора, всеми возможными средствами, без смущения являя так и неизмененному их обещаниями миру свою подлинную суть.

    Во-вторых, зацепившиеся таки за власть утопии, для удержания оной, немедленно обрастают бюрократизмом, потому что только бюрократизм создает иллюзию солидности и дальнейшего крепчания. Он становится рутиной, рутина – унынием, из уныния произрастает новая фантазия.

    Cамое неприятное качество утопий – они необычайно живучи, вне всяких сроков годности и самых здравых смыслов. Никакие проштрафившиеся репутации, подкрепленные долговременными опытами, ужасающими фактами и головокружительными цифрами, не могут полностью нейтрализовать утопию дольше чем на одно человеческое поколение.

    Вспомните любую революцию, разберите на составляющие, сравните обещания с результатами, доходы – с потерями, рассмотрите разницу общих достижений с первоначальным идеалом. Затем просчитайте, сколько поколений съест борьба за утопию.

    Фото: из личного архива

    Отметьте, через сколько поколений происходит возрождение из пепла той же самой идеи в слегка отхамелеоненном и весьма героизированном виде. И у которых по счету потомков снова глаза и зубы разгорятся на ими самими непознанную и потому влекущую страсть. Заново отштукатуренную утопию не смогут скомпрометировать никакие вдоволь хлебнувшие на практике свидетели ее несостоятельности. Утопии вечны и наркотичны.

    В этом легко убедиться, если, например, послушать сегодняшних молодых (и не очень) западных коммунистов, утверждающих, что идея никоим образом не дискредитировала себя, но просто была неумело реализована. У Сталина и Мао не получилось, потому что они строили «не тот коммунизм».

    Пустите нас – у нас получится, мы всем покажем! Все дальнейшие попытки выяснить у представителей подобной теории, каким образом они думают преодолеть текущие идеологические, экономические и прочие противоречия, дабы воплотить задуманное в жизнь, весьма наглядно подтверждают ее абсолютный утопический характер и единственнo возможный способ достижения – еще одну пламенную революцию. То есть все сначала и опять до полного посрамления, через поколения новых жертв.

    В этом равно легко убедиться, если понаблюдать, как остервенело защищаются, не желая сдавать просиженных позиций, французский воинствующий социализм (можно сказать «общеевропейский», на примере французского), или безоблачная американская демократия, которая, так и не приняв во внимание многочисленные неудачи вдоль и поперек планеты всей, упорно продолжает насаждать свой белозубый глянец всем без разбора. Даже тем странам, в которых соотношение демократических сил или мультикультурализм невозможны по определению.

    Защита забродивших утопий повcюду происходит по одной схеме: система выворачивает любые факты наизнанку и представляет их широкой публике той стороной, которая идет на пользу именно ей. Для оптимальной отдачи давно существует хорошо наезженный, нержавеющий механизм бюрократической идеологии, официальная религия которого – политкорректность. Даже в самые критические моменты работает без сбоев.

    По очень простому принципу: неприятные события и факты, так или иначе порочащие утопию, немедленно маскируются общими крикливыми лозунгами, служащими скорейшему отделению причин от их следствий и полной путанице в оглушенных головах.

    Пример: парижские события в редакции печально известного журнала, казалось бы, явно обозначившие крах всей системы, преступно снисходительной к таким опасным процессам внутри страны, как коммунаторизм (все равно что самоизоляция определенных групп населения по признакам этнической или религиозной принадлежности), и вытекающая массивная исламизация Европы, были незамедлительно забрызганы возмущенной слюной либерализма и закамуфлированны лесом лозунгов – «Расизм не пройдет!», «Все мы Шарли!», «Первая жертва террористов – ислам!», «А вот и не страшно!», «Проводить преступные параллели не позволим!».

    Все пытающиеся проводить параллели и перечеркивать меридианы немедленно клеймятся позором как «разжигатели» и подлежат, по признанию-призыву известной журналистки, «выявлению и перевоспитанию». В общем, до зуда знакомая ситуация, уже опробованная в разных странах, при разных утопиях, предсказанная и расписанная вечным Оруэллом...

    Известно также, каким образом происходит выживание общей массы и отдельных индивидуумов в период агонизирующей утопии. Большинство, даже и сознающее стервенеющую на глазах откровенную ложь, вынуждено в срочном порядке лепить себе, что называется, «запасную личность», своего рода этикетку «шарли», дабы под ее прикрытием продолжить сытное существование в мире «единой мысли». Все желающие добиться какого-либо успеха, особенно на медийных поприщах, будут вынуждены обозначить свое кредо и так или иначе присягнуть одобренным единой мыслью идеалам.

    Несогласные, для наглядной демократии, будут время от времени появляться в часы пик медиатизированных теледебатов, в процентном содержании с оппонентами примерно один к четырем (один несогласный против четырех бичующих).

    Тем временем за словесными завесами крышку на мультикультурной европейской скороварке сумеют снова завинтить, уповая, что, когда окончательно выкипит и все-таки рванет, спросят с тех, кто в тот трагический момент окажется у власти: левые – с правых, правые – с левых, шарли – с исламистов, исламисты – с шарлей.

    И пока новая бойня разнокалиберных идей будет укладывать штабелями новые жертвы, в закромах короткой человеческой памяти зародится новая утопия, со старыми составляющими. Например, «свобода, равенство и братство – повсюду и всем подряд».

    Скажете, такого не бывает – суровая практика показала? Но утопия-то нужна! Oна заставляет меняться мир. Заметили, как он, мир, изменился, со времен самых старых утопий?..

    И все-таки самая живучая на земле утопия – либерализм. Это чванливое благообразие, паразитирующее и выживающее при всех других утопиях. Все другие утопии изначально настроены на абстрактное, но общее благо, потому и пытаются тянуть вверх род человеческий, сварливо огрызаясь, когда их начинают тыкать носом в тот неоспоримый факт, что какую утопию ни возьми – а воз и ныне там.

    Либерализм выживает и переживает все другие утопии, потому что нацелен исключительно на самого себя и гарантирует самому себе полное удовлетворение самим собой и собственными потребностями. При любом раскладе любой утопии непременно будет существовать какой-нибудь либерализм, сам себя отстраняющий от общепринятого порядка и томно призывающий к мягкотелости во всем – от нравов и вкусов до эстетических критериев и телесных наказаний.

    Либерализм так же вечен и наркотичен, как все другие утопии, но имеет неоспоримое преимущество перед остальными: он абсолютно всеяден и непритязателен в отношении к морали.

    Все остальные утопии заморачиваются определенной моралью, лепят из нее кое-какие ограничивающие абсолютную свободу «скрепы» и крепят ими собственный фундамент. Либерализм заложил принцип «у каждого своя мораль» (ср. «Теперь каждый имеет свое право!»), потому что так гораздо удобнее: прекраснодушие бухгалтерским отчетам не подлежит – попробуйте утверждать обратное, сатрапы!

    Tам вам и слезинка ребенка Донбасса, и слезинка «Пусси Райот» – в одном флаконе. И значит, так много можно самому!.. При таких красивых убеждениях и такой спокойной совести, раз и навсегда твердо решившей, одна за всех: все, что слева – хорошо, все, что справа – плохо.

    Либерализм незыблем, потому что обладает пожизненным классическим иммунитетом «мы за мир». За тот самый, который туда-сюда-обратно пытаются изменить все другие утопии и в котором он всегда играет роль благодушного диванного подстрекателя. В котором кто-то всегда будет должен что-то уступить другому. Весь вопрос, кто реально должен, что должен и кому. А здесь вряд ли когда-нибудь удастся достичь единодушия...

    Пока корячатся в стараниях и корчатся в агониях утопии, либерализм утирает праведную слезу: «Простите нас, пришельцы!..».

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •