«Рыба ждет»

@ из личного архива

14 февраля 2013, 17:57 Мнение

«Рыба ждет»

Представления о вкусной и здоровой пище, которые остались в наследство от СССР с его огромной рыбной промышленностью, канули в Лету, а то, что пришло им на замену, не выдерживает никакой критики.

Георгий Карлов

депутат Госдумы, член комитета по Природным ресурсам и экологии

Удивительная ситуация – Россия обладает огромными водными пространствами и возможностями промысла рыбы, а при этом на прилавках отечественных магазинов лежит преимущественно импортный продукт. Почему мы закупаем в гигантских количествах норвежскую семгу, когда наши рыбаки способны полностью удовлетворить внутренний спрос?

О том, что есть своя нормальная рыба – кета, горбуша, треска, минтай и хек – все как-то забыли

Ситуация в российской рыбной промышленности и проблемы рыбаков, занимающихся промысловым выловом, – тема в СМИ непопулярная и, на мой взгляд, незаслуженно забытая. Мы говорим о развитии собственной экономики, но при этом оставляем за бортом целую отрасль.

Сейчас россиянин в среднем съедает 22 килограмма рыбы в год, что соответствует европейскому показателю, пять лет назад эта цифра была значительно меньше – 1314 кг. На человека. Цифры звучат очень оптимистично, произошел скачок, и можно говорить о том, что потребление рыбы у нас выходит на новый уровень, но массовая культура потребления рыбы пока так и не сформировалась. Представления о вкусной и здоровой пище, которые остались в наследство от СССР с его огромной рыбной промышленностью, канули в Лету, а то, что пришло им на замену, не выдерживает никакой критики. В итоге один, глубокомысленно цитируя Булгакова, размышляет вслух у рыбного прилавка о том, что осетрина может быть только одной свежести, а другой подсчитывает, насколько реальна скидка, назначенная большой торговой сетью на дорадо или сибаса. Но и тот, и другой даже не подозревают, что купят они продукт, который не принесет пользы их здоровью – эта рыба выращена на комбикормах и стимуляторах роста. Такой рыбный аналог «ножек Буша». О том, что есть своя нормальная рыба – кета, горбуша, треска, минтай и хек все как-то забыли. Все едят искусственно выращенных где-то в Азии пангасиусов-тилапий или норвежскую семгу. Причем не по собственной воле – интересы крупных зарубежных корпораций не оставили россиянам выбора.

В Китае выращивается 40 млн тонн рыбы, которая реализуется как внутри страны, так и за рубежом, Вьетнам выращивает 4,5 млн тонн, а огромная Россия с ее природными возможностями 140 тысяч тонн. И даже это реализовать не могут – российскому бизнесу проще торговать рыбой в высоком ценовом сегменте, а дешевый минтай никому не интересен. В результате суда стоят в портах, холодильники забиты, а рыба... ждет.

И если у взрослого человека хоть мало-мальски есть выбор, то мнения детсадовцев, школьников и их родителей никто не спрашивает. Какая именно рыба закупается для питания в детских садах, школах и больницах? Импортная. У страны есть ресурс для того, чтобы обеспечить своих маленьких граждан нормальной, выросшей в естественных условиях рыбой. Тем временем деньги отечественных налогоплательщиков идут на закупку рыбной продукции сомнительного качества и происхождения у компании-перекупщика. Деньги уходят в Китай, а не остаются у наших рыбаков, потому что, согласно 94–ФЗ, регламентирующего поставку товаров и услуг государственных и муниципальных учреждений, главное не качественно, а дешево. В итоге на детсадовский стол попадает не минтай или треска, нагулявшая вес в естественных условиях, а рыба-мутант, выращенная в грязной азиатской воде и напичканная антибиотиками.

Казалось бы, в этом случае должны включиться механизмы здорового лоббизма. Но лоббировать оказалось некому – Федеральное агентство по рыболовству одиннадцать раз меняло вывеску, но контролировать отрасль и адекватно реагировать на ее запросы так и не смогло. Рыбак занят выяснением отношений с государством, которое, по логике вещей, должно минимизировать административные препоны на пути отечественных рыбаков и производителей к своему покупателю, а с другой стороны поставить заградительные барьеры на пути проникновения некачественной продукции на наш рынок. Но этого не делает.

Кроме того, проблему качества питания в детских учреждениях должно решать не только Росрыболовство, но и Министерство здравоохранения и Министерство образования, перед которыми стоят задачи по пропаганде здорового образа жизни, и питания в том числе. Культура потребления складывается не за один год, она передается из поколения в поколение. Сейчас у нас есть возможность обеспечить наше подрастающее поколение нормальной дикой рыбой. Если с детства приучить человека питаться вкусной и полезной рыбой, то помимо того, что он вырастет здоровым гражданином, он же позже, став взрослым, сам в силу привычки будет поддерживать отечественного производителя.

Пока же ситуация такова, что спрос на отечественную рыбу падает, рыба не продается, и то, что должно составлять основу нашего здорового рациона, копится на складах на Севере и Дальнем Востоке. Только через принятие адекватной законодательной базы, где главным должен быть принцип «не навреди российскому рыбаку, а он сам все сделает», мы можем добиться того, чтобы в обозримом будущем российская рыба заняла свое законное место на прилавках магазинов и на столах наших сограждан, потеснив своих «зарубежных коллег».

Однако внесение необходимых изменений в закон, регулирующий отрасль, в очередной раз откладывается на неопределенный срок. В Думе эти законопроекты проработаны, заключения от профессиональных рыбацких ассоциаций получены, но мы, как у моря погоды, ждем заключения от правительства, которое, похоже, не считает эту проблему первоочередной.

..............