«Доверие стоит дорого»

@ из личного архива

6 февраля 2012, 16:18 Мнение

«Доверие стоит дорого»

С точки зрения экономической логики участники народного IPO ВТБ сделали не самое плохое вложение. Они просто оказались в плохое время в плохом месте, купив акции финансовой компании накануне мирового долгового кризиса.

Александр Разуваев Александр Разуваев

независимый фондовый аналитик

Одной из главных экономических новостей последней недели стало поручение премьер-министра Владимира Путина банку ВТБ осуществить выкуп акций у участников народного IPO 2007 года. Наиболее вероятно, что выкуп будет осуществлен за счет средств банка и не потребует привлечения средств налогоплательщиков. Сейчас цена акции второго коммерческого банка страны составляет 7,3 копейки, размещение в мае 2007 года состоялось по 13,6 копейки. Большинство моих коллег – участников фондового рынка справедливо полагают, что государство или эмитент не должны компенсировать убытки инвесторам, взявшим на себя рыночные и корпоративные риски. И, в принципе, с точки зрения рыночной морали они абсолютно правы. Биржа, наверное, самое жесткое и циничное место на земле, и над слезами там принято смеяться или просто их не замечать.

Реформаторы говорили, что сделают из России Америку, где каждая домохозяйка владеет акциями

В принципе, с точки зрения экономической логики участники народного IPO ВТБ сделали не самое плохое вложение. Они просто оказались в плохое время в плохом месте, купив акции финансовой компании накануне мирового долгового кризиса, который в наибольшей степени ударил именно по капитализации (т. е. стоимости акций) финансового сектора. Стоит также сказать, что финансовые результаты ВТБ всегда сильно зависели от ситуации на финансовых рынках, которые также стали основными жертвами кризиса. Участникам народных размещений Сбербанка и Роснефти повезло значительно больше. Обе данные бумаги сейчас котируются выше цены размещения, при этом в некоторые периоды акции Роснефти были значительно дороже данной цены. Что касается Сбербанка, то при Германе Грефе банк значительно улучшил прозрачность и показатели прибыльности, что, естественно, сказалось на котировках. В общем, акционерам ВТБ повезло меньше всех.

Однако не все так однозначно. В 1992 году, когда у нас стартовала ваучерная приватизация, реформаторы говорили, что сделают из России Америку, где каждая домохозяйка владеет акциями. Америки, мягко сказать, не получилось, а доверие к фондовому рынку оказалось подорвано. В 90-е годы государство допустило появление различных финансовых пирамид, а ваучеры многих россиян ушли в чековые фонды. Акции подавляющего большинства ЧИФов стали неликвидами, по ним выплачивались мизерные дивиденды или не платились вовсе. В некоторых случаях менеджеры фондов просто сбежали с деньгами акционеров. При этом рядовому инвестору в 90-х на фондовом рынке делать было нечего. Стандартная сделка на рынке тогда была 300–500 тыс. долларов. Тогда на нашей бирже присутствовали только иностранцы, а также некоторые российские олигархи, чиновники и силовики.

В нулевые ситуация изменилась, и уже в середине прошлого десятилетия у среднего класса крупных городов стало просто модно иметь собственный портфель ценных бумаг. А публичность известных трейдеров и аналитиков сделала их популярными спикерами ведущих печатных и электронных СМИ, телевизионных и радиопрограмм. Однако недоверие к рынку акций у широких слоев населения сохранилось. И именно для этого власти затеяли народные IPO. Злые языки, правда, говорят, что первое IPO Роснефти было устроено с целью вбить последний гвоздь в гроб ЮКОСа. Вряд ли кто-то посмеет тронуть активы, которые принадлежат большому числу простых россиян, а значит, пересмотра «дела ЮКОСа» не будет.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. Мировой кризис спутал российскому правительству все карты. Участники народных IPO покупали акции крупных государственных компаний, полугосударственный статус эмитентов имел для них не последнее значение. Так сказать, здесь точно не обманут. Поэтому поручение премьера имеет своей целью хоть как-то вернуть доверие простых россиян к рынку акций. Да, это не совсем рыночный ход. Но покажите мне страну, которая в кризис думала о таких пустяках. Кстати, инвесторы все равно окажутся в убытке. Дивиденды по акциям ВТБ были незначительными, а инфляцию с 2007 года никто не отменял.

Естественно, выкуп у миноритариев должен быть сделан грамотно. Надо исключить возможность заработать для рыночных спекулянтов. Сделать это достаточно просто. У ВТБ есть список участников размещения, а сумму выкупа можно ограничить 1 млн рублей. Для банка данная операция, конечно, не будет напрямую финансово выгодной, однако доверие стоит дорого. Доверие россиян к своей экономике и к своей стране.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............