«Смерть за други своя, за свой народ, за Отечество»
![]() |
17 апреля 2014, 11:30
Фото: ИТАР-ТАСС Текст: Михаил Бударагин |
В четверг прошла двенадцатая по счету прямая линия с президентом России Владимиром Путиным. В разговоре с гражданами глава государства уделил большое внимание воссоединению Крыма с Россией, ситуации на Украине, взаимоотношениям с Западом. Среди прочего Путин предположил, что Барак Обама спас бы его от смерти, объяснил, почему в стране все еще нет первой леди, и ответил на вопрос о том, что есть русский народ.
Это была первая прямая линия, так явно обращенная вовне: значительная часть вопросов касалась Украины и внешней политики. Внутренние проблемы были затронуты по отраслям и регионам: проблемы есть в здравоохранении, не очень все хорошо в Ингушетии, за туристов тревожится Сочи, а Дальний Восток переживает из-за паводка.
Отдельно и несколько раз Путин вступился за военных в Крыму, легитимизировав там их присутствие. Да, наши. Этого признания все мы ждали очень долго, и спасибо Владимиру Баранцу, ответившего за наших военных.
Еще год назад прямая линия была суммой самых разнообразных просьб – от починки водопровода до снижения цен. Теперь просят объяснить, что вообще будет дальше.
Путин выступил в этот раз не столько как президент, сколько как лидер Русского мира, границы которого простираются сколь угодно широко. Стоит отметить, что и либералам дали в этот раз слово и даже – под занавес – «Дождь» помиловали.
Новая политика – нам нужны все и всякие, пусть и вчерашние враги, если раскаявшиеся, пусть и давние партнеры, запутавшиеся в собственных обязательствах, пусть и геополитические противники. Лишних нет – не вчера придуманная универсальная формула – оказывается теперь снова работающей.
«Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». Это – Федор Михайлович Достоевский, «Пушкинская речь», 1880 год.
Зачитав вопрос с призывом расстреливать чиновников-коррупционеров (и тогда весь народ будет с ним), Путин хотя и сказал, что у нас за воровство не расстреливали, специально подчеркнул, что взял этот вопрос для того, чтобы чиновники видели, какие настроения у народа. Учитывая, что сегодня основное внимание было уделено Украине и внешней политике в целом, а о чиновниках говорилось очень мало, это предупреждение элите дорогого стоит.
Начался блиц
– Будут ли менять губернаторов?
– Будут.
(Путин говорит о проблемах Ингушетии. Молча встает глава региона Юнус-Бек Евкуров.)
– Самый любимый фильм?
– «Чапаев», конечно.
– Надо пару дней отдохнуть. Когда на российских купюрах появится герб?
– Это ЦБ решает, подумаем.
– Расстреляйте 350 воров.
– Пусть чиновники видят настроения народа. Не будем расстреливать.
– Будет ли снова железный занавес?
– Не будет.
– Из Крыма. Оформил машину в лизинг, а ПриватБанк ушел из Крыма. Что делать?
– Ну, катайтесь спокойно.
– Согласны ли вы оставаться президентом пожизненно?
– Нет.
(Передает привет детскому дому и мальчику Данилу Щетину.)
– Как вы думаете, спас бы вас Обама, если бы вы тонули?
– Думаю, что он порядочный человек. Он бы сделал это.
– Кристина. Готова приехать пожать руку.
– Спасибо, Кристина.
– Что такое для вас русский народ?
– В основе наших особенностей лежат ценностные ориентиры. Человек Русского мира думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение, он обращен не в себя любимого, а развернут вовне. Только у нашего народа могла родиться поговорка «На миру и смерть красна»: смерть за други своя, за свой народ, за Отечество – в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма.

Вопрос о том, что делать либералам после Крыма?
Путин: Либеральная площадка, важная составляющая нашего общества, никогда не была большой. Государство ничего не сокращает и слушает всех.
Константин Ремчуков, главный редактор «Независимой газеты», пытается защитить корректоров и верстальщиков, которые страдают от закрытия СМИ: Вам нужен общенародный консенсус или большинство?
Путин: Я только что об этом сказал. Мы должны слышать любую другую точку зрения. Мы хотим хороших отношений с Западом, но не должны уступать свои интересы. Это невозможно.
Виктор Баранец резко и эмоционально заступается за людей, которых называют «зелеными человечками», и говорит о том, что либеральные хомячки вгрызаются своими зубками в наши опоры: Стоит большая государственная задача – уметь защищать наши победы.
Путин: Обойдемся и без «зеленых человечков», и без «хомяков с гнилыми зубами».
После вопроса о спортсменах-паралимпийцах Ситтель задает вопрос, знает ли президент о том, что глухие люди не могут вызвать скорую.
Путин: Это решаемая проблема, обязательно попрошу коллег из Агентства стратегических инициатив.
Обсуждение медицины.
Растут цены на препараты, закрываются фельдшерские пункты и т. д. Две самые больные темы: закрытие сельских больниц и низкие зарплаты медиков.
Сергей Александрович, Волгоград: Почему официально озвучивается зарплата в 49 тысяч рублей, а реально получают врачи 12–13 тысяч?
А в реальности все по-другому, говорят люди.
Путин: Очень странно, что закрываются ФАПы, в рамках модернизации здравоохранения мы выделяли на село огромные деньги. Если что-то где-то закрывается, должны открываться межпоселковые ФАПы. Закрытие – это недопустимая практика. О зарплате врачей. Заработная плата растет опережающими темпами.
Все нужно смотреть конкретно. Прямая линия выходит на привычный формат: просьба – реакция.

Пустой Олимпийский парк (как говорит ведущий Антон Верницкий, он пугает местных жителей), очень тревожный вопрос о будущем Сочи. Доступных авиабилетов нет.
Путин: Инфраструктура Крыма рассчитана на людей с небольшими доходами.
Президент защищает Крым, объясняя, что противопоставления Крыма и Сочи нет. Сочи будет поддержан, не будет забыт. Вот и Ткачев пригодился, Путин апеллирует к нему, рассказывая о том, что олимпийские объекты будут использоваться и перепрофилироваться.
Клейменов: Возможна ли отмена чемпионата мира по футболу из-за требований США?
Путин: Нет. Футбол вне политики.
Иван Беляев, студент Российского международного олимпийского университета: Кто и как будет обслуживать олимпийские объекты?
Путин: Ваня, я только что об этом сказал. Все будет сделано.
Вопрос дня. Когда мы увидим первую леди?
Путин: Мне сначала свою бывшую жену нужно замуж выдать, потом о себе подумаю.

Эдвард Сноуден, по видео.
Путин: Как же без этого...
Сноуден по-английски, Клейменов быстро пишет, видимо, перевод. Вопрос касается массовой слежки в Сети, сбора информации. Занимается ли Россия перехватом, хранением и анализом переговоров миллионов людей, оправдан ли подобный контроль?
Путин: Вы – бывший агент, я раньше имел отношение к разведке, будем говорить на профессиональном языке. Необходимо разрешение суда. В соответствии с законом массовой слежки быть не может. Мы не позволяем себе массовой слежки, а спецслужбы находятся под строгим контролем государства и общества.
Почему цена на зерно падает, а стоимость хлеба растет?
Путин: В цене хлеба стоимость зерна – это 30%. У нас в этом году планируется инфляция 6–6,5%, но что меня настораживает, что в структуре роста цен все неоднородно. Виноват и просевший рубль, и импорт, мы много покупаем.
Ситтель: Вопрос стоит о продовольственной безопасности.
Путин: Сельское хозяйство важнее, чем пушки. Будем за всем следить и реагировать.
Клейменов зачитывает важный вопрос: Почему россиян за неуплату от газа отключают, а Украину нет?
Путин: Всегда нужно исходить из конкретной ситуации. Нужно смотреть, в каком состоянии находится семья. Что касается Украины, то в 2009 году мы заключили контракт. Украина, пусть со сбоями, но платила. Формула цены с тех пор не менялась. В 2010 году мы подписали Харьковское соглашение о пребывании нашего флота в Крыму и начали платить вперед. За 4 года мы заплатили 11,4 млрд долларов. Возникает вопрос: где эти деньги?
Президент рассказывает, зачем Газпром повышает цену для Украины и почему она будет 485 долларов. Мы будем терпеть месяц. Если месяц платежей не будет, мы перейдем на предоплату.
Клейменов цитирует Жана Баррозу, который пытается переложить ответственность на Россию.
Путин: Транзит – ответственность Украины.
Путин отвечает на вопрос о санкции бизнесменам, среди которых есть его друзья: Они занимались бизнесом с 90-х, конечно, никакой связи санкций и Крыма нет. Мне не стыдно за своих друзей.