Когда после радостного улюлюкания медиа Европы по поводу начала обстрелов ракетами типа ATACAMS вглубь российской территории в ответ прилетело что-то непонятное и очень быстрое, наступила информационная тишина. Будем считать это началом фазы «отрицание».
16 комментариевНа электронные переводы ФБК пожаловались в Генпрокуратуру
Юрист и член Общественной палаты Илья Ремесло направил в Генпрокуратуру и ФНС сообщение о присвоении начальством ФБК* блогера Алексея Навального пожертвований, переданных фонду в криптовалюте.
В Генпрокуратуру и Федеральную налоговую службу (ФНС) направлено обращение о присвоении пожертвований руководством Фонда борьбы с коррупцией** (ФБК*)* Алексея Навального. Его автор - юрист и член Общественной палаты Илья Ремесло. Речь идёт о пожертвованиях ФБК** в криптовалюте.
Из опубликованного недавно отчета сети штабов Навального* следует, что в прошлом году на биткоин-кошелек оппозиции поступило 9,7 млн рублей, передает RT.
Это в шесть раз меньше суммы, собранной в криптовалюте в 2017 году во время президентской кампании Навального (57,3 млн рублей). По подсчетам RT, в 2019-м биткоин-поступления ФБК составили по меньшей мере 45 млн рублей. Куда делась разница в 35,3 млн, остается непонятным. Эксперты предполагают, что эти деньги могли переводить на непубличные биткоин-кошельки, чтобы проще было запутать тех, кто захочет проверить финансовые потоки ФБК.
Нанести «удар по единороссам» обещает команда Навального в своей свежей рассылке с просьбой о пожертвованиях. Через три месяца во многих регионах должны состояться выборы губернаторов и местных представительных органов власти. Для них и предназначен удар.
«Насколько сильным получится этот удар, зависит от нас с вами», – говорится в сообщении команды Навального.
Далее прилагается ссылка, перейдя по которой, можно сделать пожертвование.
Если верить отчету, опубликованному главой сети штабов Навального Леонидом Волковым, в прошлом году аналогичный удар в финансовом выражении вышел в полтора раза слабее по сравнению с президентской кампанией Навального в 2018 году.
Сама кампания длилась 16 месяцев – с декабря 2016-го по апрель 2018 года, когда фонд «Пятое время года», через который велись дела, был исключен из ЕГРЮЛ по решению суда о его ликвидации. Отчет Волков опубликовал сначала с данными на конец 2017-го, а потом в отдельном сообщении был подведен итог всей кампании. Сравнение будет именно с первым вариантом как с наиболее соответствующим годовому. Финансовый отчет сети штабов за 2018 год по неизвестным причинам не публиковался.
Как написал в своем блоге Волков, сейчас речь идет о «41 региональном штабе и федеральной структуре в Москве, координирующей работу сети».
В 2019 году сумма пожертвований на штабы составила 191,4 млн рублей, а в 2017-м им удалось собрать 275,4 млн рублей – почти в полтора раза больше. Но и штабов тогда было в два раза больше – 81.
При этом, согласно отчету за 2017 год, сумма пожертвований в биткоинах составила 57,3 млн рублей. Это в шесть раз больше, чем в 2019 году, когда собрали 9,7 млн рублей в криптовалюте.
Примечательно, что только в январе 2018 года биткоин-кошелек несистемной оппозиции пополнился на 9,21 млн рублей – сумму, сопоставимую с криптовалютным доходом за весь прошлый год.
Вместе с тем донаты через PayPal увеличились – с 27,82 млн рублей в 2017-м до 35,5 млн рублей в 2019-м (система работала до октября прошлого года).
В свежем призыве донатить от команды Навального есть адрес биткоин-кошелька, на который можно переводить криптовалюту.
Это тот самый кошелек Волкова, который заявлялся как временный до появления избирательного счета. Но с тех пор и по сей день используется, как видно, только он, во всяком случае публично.
О том, как пополняется этот кошелек перед каждым очередным «расследованием» ФБК, СМИ писали неоднократно. Во время предвыборных кампаний на него также поступали солидные пожертвования.
Так, по подсчетам RT, с 1 января по 1 декабря 2019 года на основной биткоин-кошелек Волкова поступило 109,6 BTC – почти 45 млн рублей по курсу на конец года. Основные транши делались во время предвыборной гонки в Мосгордуму – с апреля по сентябрь.
В отчете самого ФБК нет ни слова о криптовалютных поступлениях. Там говорится только об онлайн-платежах, общая сумма которых в 2019 году составила 82,3 млн рублей.
И если финансировать штабы предлагается в том числе и по ссылке на биткоин-кошелек, то у ФБК такой формы нет. Фонд использует формулировку «онлайн-переводы через платежный шлюз».
Входят ли криптовалютные пожертвования в эту категорию? Если нет, то все они причитаются штабам, а их сумма в отчете составляет 9,7 млн рублей. Разница с выявленными поступлениями в 2019 году составляет по меньшей мере 35,3 млн рублей. Она нигде не отражена.
Бывший замглавы и юрист московского штаба Навального Виталий Серуканов предположил, что оставшиеся биткоины могли быть обналичены и легализованы через фирмы-прокладки, ассоциированные с сотрудниками ФБК.
«Уверен, у ФБК не один электронный кошелек, есть еще непубличные, – сказал RT Серуканов. – Главный вопрос: сколько всего средств прошло через эти кошельки, сколько потерялось по дороге и куда ушло? Наверняка у них есть сотрудники, которые обналичивают биткоины и регулярно вносят наличные суммы на счета юридических лиц-прокладок, связанных с сотрудниками ФБК».
Как полагает экс-сотрудник ФБК, однозначно можно утверждать одно: «Все это направлено на то, чтобы запутать человека, который будет разбираться в финансовых потоках. Эти суммы могут переводиться на какие-то теневые траты. Отчет Волкова нам не дает никакого ответа на эти вопросы. Это просто «веселые картинки», отчетом это назвать нельзя».
Ряд серьезных финансовых несоответствий в отчете штабов также обнаружил юрист Илья Ремесло, член Общественной палаты.
«Полагаю, Леонид Волков просто положил себе остаток денег в карман и куда-то их припрятал, – считает эксперт. – Любой может сложить количество транзакций (за 2019 год) и пересчитать их по курсу. Получится гораздо большая сумма, чем показывает Волков».
Ремесло выразил уверенность, что «оставшаяся сумма не тратилась на деятельность ФБК в 2019 году».
«Нет никаких данных, подтверждающих это, – документов и выписок из банка, – аргументирует юрист. – Готов заявить под запись: эти деньги были потрачены не на нужды ФБК. Если Волков считает иначе, пусть подает на меня в суд. Там мы с большим удовольствием разберемся во всех этих перипетиях».
Кроме того, эксперт обратил внимание на то, что приход и расход в отчете Волкова сходятся фактически до копейки: 191,4 млн рублей собрали и 191,4 млн рублей потратили (включая 8,8 млн рублей, замороженных следователями по «делу ФБК»).
«Обычно такого не бывает, должен быть какой-то остаток, непотраченные средства, – пояснил он. – И нет никакой конкретики: указания, сколько конкретно на какой счёт поступило, выписок. Остаётся только верить на слово Волкову и его отчёту, который состоит из двух картинок».
С этими сомнениями Илья Ремесло обратился в правоохранительные и налоговые органы.
«Я направил по этому поводу обращения в Генпрокуратуру и ФНС, чтобы этой ситуации была дана надлежащая оценка», – сообщил юрист.
Впрочем, повод для разбирательства имеется, и не один.
Так, каждый, кто жертвует штабам Навального биткоины, автоматически соглашается на оферту с некоммерческой организацией «Фонд защиты прав граждан «Штаб».
По данным источников RT в правоохранительных органах, «Штаб» может быть замешан в отмывании денежных средств, добытых третьими лицами преступным путем. Уголовное «дело ФБК» по соответствующей статье (п. «б» ч. 4 ст. 174) УК РФ было возбуждено Следственным комитетом России в августе 2019 года.
Финансовыми вливаниями в «Штаб», как выяснил RT в своем расследовании, занимается в том числе коммерческая фирма ООО «Страна приливов». На ней торговля мерчем ФБК, а принадлежит компания штатному юристу фонда Евгению Замятину. В прошлом году он внес на счет фирмы 8,6 млн рублей из собственных средств, происхождение которых неочевидно.
В частности, по данным RT, в 2019 году фирма потратила 10,8 млн рублей на пожертвования четырем подконтрольным фондам «защиты прав граждан» в регионах (в том числе и «Штабу») и выплаты 132 сотрудникам команды Навального.
Общая сумма поступлений компании в прошлом году, согласно имеющимся у RT финансовым данным, составила 15,4 млн рублей, а расходов – 17 млн рублей.
В отчете Волкова по штабам за 2019 год говорится, что прибыль «фандрайзингового магазина» составила 6,5 млн рублей, а общие расходы на зарплату бюджета штабов Навального – 80,9 млн рублей (это основная расходная статья). Всего, по словам Волкова, речь идет более чем о 180 сотрудниках.
В отчете за 2017 год данных о числе сотрудников нет. Их зарплаты тогда также занимали первую строчку в расходах – 80,64 млн рублей, в то время как штабов, напомним, было в два раза больше.
Как уже упоминалось, по мнению экс-юриста ФБК Виталия Серуканова, миллионы неизвестного происхождения, поступающие на счета подконтрольных фондов и личные счета команды Навального, могут быть, помимо прочего, и обналиченной криптовалютой – «вторым бюджетом ФБК».
Это предположение подкрепляется тем, что коммерческая фирма у сотрудников ФБК не одна – они есть и в России, и за рубежом, а десятки миллионов обналиченных биткоинов не раз вносились на счета подконтрольных организаций, полагают эксперты.
Так, по данным Минюста, через подконтрольный ФБК фонд «Пятое время года» во время президентской кампании Навального легализовались биткоины. Проверка ведомства показала, что через счета этого фонда за 2017 год прошло 164 млн рублей.
«Фонд собирает средства в биткоинах, что предусматривает анонимность транзакций, тогда как анонимным жертвователям запрещается вносить деньги на счета зарегистрированных кандидатов в президенты», – заявил Минюст.
В 2018 году на основании этого аргумента, по решению Мещанского суда Москвы, «Пятое время года» было ликвидировано.
Аналогичная судьба может ожидать и Фонд защиты прав граждан «Штаб», куда сейчас призывает переводить пожертвования, в том числе и биткоины, команда Навального.
Арбитражный суд Башкортостана (фонд зарегистрирован в этой республике) должен был 9 июня рассматривать дело о банкротстве «Штаба». С соответствующим заявлением в суд обратилась межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №40. Поводом стала налоговая задолженность фонда в размере 4,2 млн рублей.
Судя по картотеке арбитражных дел, разбирательство вновь отложено – на этот раз до 8 сентября.
В случае признания «Штаба» банкротом его средства пойдут на погашение задолженности кредиторам.
В ФБК не могут об этом не знать, так как заявление о банкротстве «Штаба» было подано еще в феврале. Поэтому нынешнее заявление команды Навального о намерении потратить собранные пожертвования на продвижение «умного голосования» выглядит как минимум неоднозначно по отношению к собственным сторонникам.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента