Ольга Андреева Ольга Андреева Интеллигенция страдает наследственным анархизмом

Мы имеем в анамнезе опыт страны, где несколько поколений русских интеллигентов были воспитаны в одном-единственном убеждении – государство всегда неправо. А ведь только государство, а вовсе не «прогрессивная общественность» несет реальную ответственность за благополучие страны.

12 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

12 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Морского права больше нет

Действия Трампа в первых числах 2026 года не намекают, а прямо-таки кричат, что он готов обрушить мировую экономику. Морская торговля сегодня – ее фундамент. Трамп готов этот фундамент подорвать.

13 комментариев
12 сентября 2025, 08:30 • Экономика

Украина прощается с мечтой о нероссийском газе

Украина прощается с мечтой о нероссийском газе
@ REUTERS/Gleb Garanich

Tекст: Ольга Самофалова

Проект Киева по поставке азербайджанского газа через Румынию на Украину продлился всего месяц. Уже в сентябре все заглохло. А это значит, что Украина по-прежнему сильно зависит от российского газа, который получает через посредников – Венгрию и Словакию. И если не лукавить, то без России и остальных энергоресурсов у страны бы не было.

Начавшиеся в августе поставки азербайджанского газа на Украину через Трансбалканский магистральный газопровод и Румынию остановились. Уже в сентябре их не было. Об этом сообщило украинское издание «Страна.ua».

За первые десять дней сентября Украина получила 236 млн кубометров газа, но по другим маршрутам. Венгрия и Словакия обеспечили Украине 145 млн кубометров газа, Польша – 101 млн кубометров.

«Страна.ua» делает предположение, что прекращение поставок азербайджанского газа может быть связано с повреждением газотранспортной инфраструктуры на границе с Румынией и Молдавией.

«Есть две версии произошедшего: либо сами поставки остановились, либо было разрушение инфраструктуры. Западные и украинские СМИ, конечно, будут раскручивать вторую версию, что это Россия ударила по газопроводу. Однако на самом деле контракт Украины с азербайджанской компанией SOCAR не был постоянным и долгосрочным. Это было соглашение на поставки отдельных нерегулярных партий газа, и оно могло просто завершиться», – говорит Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ).

Более того, это

соглашение между «Нафтогазом Украины» и азербайджанской SOCAR могло быть подписано просто для отвода глаз. Его неожиданно заключили в июле сразу после того, как в украинских СМИ начали активно писать, откуда же на самом деле берется импортный газ для Украины.

Основные поставщики газа для Украины – это Венгрия и Словакия, а они покупают этот газ у России. До 2025 года Венгрия и Словакия получали российский газ транзитом через Украину. Но с этого года Киев остановил транзит. Однако поставки российского газа удалось перенаправить в эти европейские страны другим маршрутом – через «Турецкий поток». Соответственно, Киев публично в собственной прессе уличили в том, что он покупает российский по происхождению газ. Это был настоящий и опасный скандал.

Подписание договора на поставку газа с азербайджанской SOCAR стало антикризисной информационной кампанией Киева, считает Юшков. Потому что политически это выглядело очень неприглядно для страны, которая запрещает покупать российский газ Европе, да и не только газ, а сама пользуется российскими благами.

«Получается, Украина кричит, что европейцам надо прекратить закупать российские углеводороды и вообще торговать с Россией, чтобы та не зарабатывала, а сама формирует дополнительный спрос на российский газ. Более того, Украина еще и провоцирует дефицит газа на европейском рынке, что позволяет удерживать высокие цены. В итоге Россия с каждого проданного кубометра газа, неважно куда он продан – Венгрии или Украине, зарабатывает больше, чем если бы не было этого дефицита», – рассуждает Игорь Юшков.

Подписание контракта с азербайджанской SOCAR было преподнесено украинскими СМИ как диверсификация поставок газа, чтобы откреститься от обвинений в закупке только российского газа.

«При этом нигде не было прописано, что «Нафтогаз» будет покупать только азербайджанский по происхождению газ. Дело в том, что

азербайджанская компания SOCAR зачастую работает в качестве трейдера, то есть покупает и перепродает чужой газ. Это может быть любой газ, в том числе купленный напрямую или через посредников у Газпрома.

Когда наш газ проходит через «Турецкий поток», то могут оставаться излишки, которые покупают трейдеры для перепродажи», – говорит Игорь Юшков. При этом исключать и удар по газотранспортной инфраструктуре эксперт тоже не стал бы: одно другому не мешает.

Не исключено, что проблема вообще в инфраструктуре. «На реализацию проекта мог повлиять дефицит трубопроводной инфраструктуры. Речь идет о Трансанатолийском (TANAP) и Трансадриатическом (TAP) газопроводах, мощностью 16 млрд и 11 млрд кубометров в год соответственно. Для увеличения поставок в Европу и снабжения новых потребителей Азербайджану придется вводить дополнительную газотранспортную инфраструктуру», – отмечает Сергей Терешкин, генеральный директор Open Oil Market.

Между тем Украина не гнушается не только покупать российский газ через третьи лица, но продолжает скупать нефтепродукты, сделанные из российский нефти, а также электроэнергию, произведенную из российского ядерного топлива.

«Наша нефть идет по нефтепроводу «Дружба» в Венгрию и Словакию, которые имеют право ее закупать. Местные НПЗ имеют право ее перерабатывать и поставлять топливо как для собственных нужд, так и других стран, которые не входят в Евросоюз. Поэтому излишки нефтепродуктов, полученные из российской нефти, Венгрия и Словакия перепродают Украине. Кроме того, атомные станции в этих странах тоже работают на российском ядерном топливе, а излишки электроэнергии, выработанные на них, тоже покупает Украина», – заключает Игорь Юшков.