Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
3 комментарияУкраина начала экономическую интеграцию со «страной-агрессором»
Украина начала экономическую интеграцию со "страной-агрессором"
Четыре года потребовалось Украине, чтобы осознать бессмысленность экономической ориентации на Европу. Киев, с одной стороны, кричит о «стране-агрессоре», а с другой – интенсивно налаживает с ней экономические связи, и это наглядно показывает новая статистика товарооборота между двумя странами. Росту взаимной торговли, как ни парадоксально, способствовала украинская гражданская война.
Товарооборот между Россией и Украиной в 2017 году увеличился на 25,6% по сравнению с 2016 годом и составил 12,855 млрд долларов, свидетельствуют данные ФТС РФ. Украина купила в России товаров почти на четверть больше, чем годом ранее – на 8 млрд долларов. Кроме того, Украина нарастила более чем на 26% поставки своей продукции в Россию: она продала «стране-агрессору» товаров почти на 5 млрд долларов.
Вопреки тому, что официально Киев называет Россию «оккупантом» и «агрессором», с экономической точки зрения сосед, наоборот, идет по пути восстановления связей с РФ.
«Заложенный (Украиной) еще в далеком 2012-м курс на евроинтеграцию в ущерб евразийской экономической интеграции в конце концов был осознан и исправлен. Здравый смысл возобладал, и Украина, не отказываясь от имплементации политической части соглашения об ассоциации с ЕС, фактически начала реинтегрироваться в евразийское экономическое пространство», – считает экономист «Украинского выбора» Александр Колтунович.
Для России рост торговли с Украиной не так важен. Доля Украины в общем обороте внешней торговли РФ за 2017 год не изменилась – 2,2%. Москва в целом в 2017 году нарастила объемы торговли со всем миром – рост составил 25% по сравнению с 2016-м. Россия наторговала на 584 млрд долларов, поэтому несколько миллиардов долларов с Украиной выглядят незначительно. А вот для Украины эта торговля крайне важна. Особенно после того, как стало понятно, что ЕС не приветствует на своей территории продукцию с Украины с высокой добавленной стоимостью. Зерно, мед, немного мяса – да, а товаров машиностроения в Европе и своих достаточно.
Конечно, несмотря на рост торговли с Россией, она еще далека от показателей 2013-го, и тем более 2011 года, когда отмечался наибольший расцвет товарооборота. По сравнению с 2011 годом, когда Украина продала России товаров почти на 20 млрд долларов, прошлогодний экспорт в четыре раза меньше.
Если бы Украина полностью восстановила прежние объемы экспорта в Россию, то смогла бы получать более 20 млрд долларов валютной выручки, в стране бы заработали высокотехнологические сектора промышленности, а граждане получили бы рабочие места с высокой заработной платой,
отмечает украинский эксперт. «Украинцы скоро поймут, что есть выгода в восстановлении экономических отношений с Россией», – уверен Колтунович. Прагматизм в экономических отношениях должен победить, как он победил, например, в Грузии, которая сегодня пытается вернуться на российский рынок.
Что же Украина продает «агрессору» и что покупает? «Когда снизилась социальная напряженность вокруг взаимоотношений России и Украины, именно малые предприятия Украины, поставляющие, например, обувь, детскую одежду, фурнитуру для одежды и обуви и так далее, стали искать партнеров в России. Европейский рынок для них слишком высококонкурентен, там строгие правила, и главное – там полно своих производителей, которых ЕС защищает пошлинами», – отмечает Сергей Звенигородский из УК «Солид Менеджмент».
Во-вторых, по его словам, Украина остановила свои химические заводы, и теперь нефтехимию приходится закупать у России – это тоже положительно влияет на товарооборот. В-третьих, для большого агропромышленного комплекса Украины нужны топливо и удобрения, которые дешевле и доступней в России, поэтому украинские фермеры покупают их также у российских продавцов, несмотря на геополитическое противостояние.
- Украинцы ищут заработок за пределами родины, несмотря на рост ВВП
- Перед украинскими долгами бессильно даже золото
- Украину уличили в манипуляциях с численностью населения
Наконец, Украина по-прежнему продает России продукцию металлургии и машиностроения: трубы, котлы, арматуру, трансформаторы, двигатели, станки и т. д. «Украина, конечно, хотела бы продавать те же тракторы в ЕС, но высокие пошлины не дают этого сделать. Фактически возможность продавать России продукцию машиностроения является условием выживания этой отрасли на Украине», – говорит Звенигородский.
По структуре экспорт Украины в Россию практически не изменился, а рост в денежном выражении объясняется ростом спроса со стороны российского рынка. «На протяжении всего прошлого года курс гривны падал, а рубль укреплялся, что давало продукции украинских производителей конкурентные преимущества в цене. Несмотря на объявленную евроинтеграцию, технологические процессы по-прежнему связывают украинскую промышленность с российской», – отмечает Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».
Самое интересное – что же такого российского начали покупать украинцы, что так значительно нарастили импорт из России? Все то же самое, что и раньше – Украина все больше покупает российских энергоресурсов, несмотря на декларируемую Киевом «энергетическую независимость от России». Казалось бы: после отказа Нафтогаза закупать российский газ напрямую у Газпрома доля энергоресурсов в структуре российского экспорта на Украину логично упала (почти на треть). И Нафтогаз начнет снова покупать российский газ только в марте 2018 года – ибо таково решение Стокгольмского арбитража. Откуда же рост?
Дело в том, что Украина так и не отказалась от российской нефти, нефтепродуктов и, что еще более важно, от российского каменного угля. Еще в 2016 году Украина закупила у России угля на 635 млн долларов, а нефтепродуктов – на 501 млн. «По большей части Украина наращивала импорт за счет закупки энергоресурсов, что в целом могло бы быть объяснено положительной динамикой изменения стоимости нефти на мировых рынках, если бы речь шла о любой другой стране. Но в случае с Украиной рост обеспечил каменный уголь, которого только в январе – ноябре Украина закупила на 800 млн долларов, а нефти и нефтепродуктов – на 100 млн больше. Объемы закупки последних остались примерно прежними, выросла лишь цена», – объясняет Яковенко.
Парадоксально, но ключевым фактором роста товарооборота между двумя странами является именно геополитический конфликт, заключает эксперт. Ведь, как известно, до этого конфликта Украина сама себя обеспечивала тем же углем – а теперь, отрезав от себя ДНР и ЛНР, Киев покупает американский и африканский антрацит и более привлекательный по цене российский каменный уголь.
Стоит ожидать, что в 2018 году товарооборот между двумя странами продолжит увеличиваться.