Андрей Полонский Андрей Полонский Во время войны все и всегда ждут мира

Существует прекрасное православное понятие – трезвение, смысл которого заключается в бдительности, бодрствовании и воздержанности от резких поступков и высказываний. Вера в свою армию и страну, а также трезвение общества – лучшее, что мы можем пожелать себе в непростые дни начала 2025 года.

18 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Откуда у словаков дух противоречия Западу

Словакия – маленькая страна в глухом углу Восточной Европы и большой логистической ценности для Запада не представляет. Поэтому после окончания холодной войны Братислава чувствовала себя относительно свободно на фоне других стран Европы. Однако времена меняются.

15 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Священная корова «гендерного разнообразия» сдохла

Политика DEI за последние десять лет стала одним из идеологических столпов леволиберального космоса. Главным словом в триаде «разнообразие, равенство, включение» всегда считалось специфически понятое равенство.

15 комментариев
30 августа 2012, 11:53 • Экономика

Крах Штокмана

Сланцевая революция заморозила освоение Штокмана

Крах Штокмана
@ gazprom.ru

Tекст: Вера Козубова

Газпром решил приостановить реализацию одного из своих масштабных проектов – освоение Штокмановского месторождения в Баренцевом море. В газовой монополии объяснили это тем, что ожидаемая прибыль не оправдает вложений в ближайшие годы. По мнению экспертов, причиной такого решения стали падение спроса в Европе и дешевый сланцевый газ из США.

Газпром и его партнеры – Total и Statoil – решили на неопределенное время приостановить разработку Штокмановского месторождения из-за слишком высоких затрат, заявил член правления газового концерна Всеволод Черепанов. «Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе», – сказал он.

Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе

Сейчас участники собирают новую информацию, касающуюся проекта, добавил Всеволод Черепанов. «У нас значительные запасы газа. Мы не должны принимать поспешные решения», – отметил член правления Газпрома.

Всеволод Черепанов уточнил, что Газпром планирует заново выбрать партнеров в течение месяца, в числе кандидатов – компания Shell, для которой проект весьма интересен. Окончательное инвестиционное решение по проекту ожидается не ранее 2014 года, сообщает Reuters.

Освоением Штокмана также по-прежнему заинтересован Statoil, который летом формально вышел из проекта, списав почти 340 млн инвестиций. Норвежская компания продолжает прямой диалог с Газпромом, но уже по новым условиям.

По словам Всеволода Черепанова, технически проект сдерживает то, что пока неясно, какая технология сжижения газа подходит для Арктики, а также какое оборудование использовать – надводное или подводное.

Официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов заявил The Financial Times, что компания может пересмотреть решение только после того, как поменяются условия на рынке: либо вырастут цены, либо сократятся расходы.

Финальное инвестрешение для Штокмана неоднократно переносилось в последние годы. Партнеры объясняли это неурегулированным налоговым режимом на шельфе, высокими затратами, техническими противоречиями и сложностью рынка. Между партнерами царили разногласия, которые касались того, как лучше развивать этот проект. Зарубежные компании были также недовольны финансовыми условиями, предложенными правительством России.

«Основными проблемами Штокмана были отсутствие льгот и неопределенность по поводу основного рынка сбыта. Все это осложняло техническое и финансовое планирование. Несмотря на множественные обещания, льготы проекту выделены так и не были», – объяснил газете ВЗГЛЯД содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг.

По оценкам специалистов, в водах Арктики содержится до 25% мировых запасов углеводородов. Запасы Штокмановского месторождения оцениваются в 3,9 трлн кубометров газа. Оператор реализации первой фазы месторождения – Shtokman Development AG, где Газпрому принадлежало 51%, французской Total – 25%, норвежской Statoil – 24%.

Нефтяные и газовые месторождения на Крайнем Севере являются весьма спорными, тем более что реализация газовых проектов может натолкнуться на протесты со стороны зеленых. На этой неделе экологи провели акцию, захватив плавучую платформу Газпрома в Арктике, пишет The Guardian.

Официальный представитель Greenpeace Бен Эйлифф отметил, что заморозка Штокмана стала ясным предупреждением для инвесторов, что Арктику нельзя назвать «землей молока и меда» для нефтяной и газовой промышленности.

«Такие компании, как Shell и Газпром, потратили миллиарды в Арктике, но остались ни с чем, и это неудивительно. Технические проблемы и затраты, а также работа в таких экстремальных условиях означают, что разработка углеводородов на Крайнем Севере представляет собой огромный риск», – подчеркнул Бен Эйлифф.

Эксперт британского института Chatham House Пол Стивенс считает, что инвестиционное решение по Штокману подорвала сланцевая революция. «Это нормально, если Европу вскоре наводнят дешевым сланцевым газом. Однако если вся эта революция окажется обманом, то Европа не успеет вложить деньги в альтернативные долгосрочные проекты. Все это будет иметь негативные последствия в виде повышения цен на газ», – объяснил Пол Стивенс.

По мнению британских экспертов, решение отложить Штокман на неопределенный срок может сильно ударить по экономической, а, возможно, даже по политической стратегии Кремля. Россию часто обвиняют в использовании энергоносителей в качестве инструмента внешней политики. Но теперь политическая власть может перейти в руки США, которые становятся важным поставщиком газа.

Выход из Штокмана также рассматривается некоторыми аналитиками как признак более прагматичного коммерческого мышления Газпрома.

По мнению аналитика ИФК «Солид» Дмитрия Лукашова, разработка Штокмановского месторождения вступит в активную фазу после подорожания природного газа. «Нужен рост цены на 30–40%. На мой взгляд, это может произойти после того, как США объявят об отказе от всяких планов экспорта сланцевого газа. Полагаю, трех–четырех лет будет достаточно, чтобы ажиотаж вокруг сланцев закончился. Вот тогда Штокман снова будет актуальным», – сказал Лукашов.

Напомним, недавно Минэкономики существенно снизило прогнозы объемов экспорта и цены российского газа. В базовом прогнозе министерства в 2012 году Россия экспортирует 193 млрд кубометров газа вместо 212 млрд. Прогноз экспорта и цены на газ также снижен из-за перспектив добычи сланцевого газа и снижения спроса в Европе.

..............