Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

В США подтвердили причастность Израиля к аварии на ядерном объекте Ирана

12 апреля, понедельник  |  Последнее обновление — 06:15  |  vz.ru
Разделы

Отступать «Русскому Донбассу» просто некуда

Андрей Бабицкий
Андрей Бабицкий, журналист
Люди далеки от чувства отчаяния или безнадежности. Да, жизнь в ЛНР и ДНР не безоблачная, но самый главный выбор – в пользу своего языка, своей культуры, своей истории – был сделан в 2014 году. Подробности...
Обсуждение: 145 комментариев

С Навальным носятся как с писаной торбой

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
Либеральная общественность может, конечно, на «Эхе дождя» озаряться великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола – у нас свобода. Но какой политический профит она собирается получить от такой поэмы экстаза, не вполне понятно. Подробности...
Обсуждение: 57 комментариев

Эрдоган показал себя настоящим султаном

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Визит топовых европейских чиновников в Турцию закончился грандиозным скандалом. Негативные последствия для Европы понимают все – кроме этих самых чиновников. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Французское вино спасают с помощью костров

Урожай французского вина 2021 года оказался под угрозой. Из-за аномальных для начала апреля морозов (до минус пяти) виноградники в регионах Бургундия, Шабли и Бордо пришлось обогревать с помощью костров и жаровен. Сообщается, что больше всего от заморозков пострадал цветущий раньше других сорт Шардоне
Подробности...

Скончался супруг английской королевы принц Филип

Муж британской королевы Елизаветы Второй, принц Филип Маунтбеттен, герцог Эдинбургский умер в пятницу в возрасте 99 лет. Они прожили в браке 75 лет. Кстати, по отцовской линии умерший – праправнук российского императора Николая Первого
Подробности...

Старейший кинотеатр Москвы открылся после семи лет реконструкции

После семи лет реконструкции открылся старейший кинотеатр Москвы – «Художественный». Построенному 111 лет назад кинотеатру вернули прежнее название – «Художественный электро-театръ». Также была реконструирована подстанция, питающая «Художественный». Стоимость билетов на регулярные сеансы будет начинаться от 290 рублей
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...
21:35

В Пермском крае несколько театров модернизируют в рамках нацпроекта «Культура»

Руководство Пермского края решило провести ремонт сразу в нескольких театрах региона, соответствующий вопрос обсуждался на заседании краевого правительства под председательством губернатора Дмитрия Махонина.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: В США подтвердили причастность Израиля к аварии на ядерном объекте Ирана

    Главная тема


    На срочное расширение БАМа пришлось бросить армию

    Минские соглашения


    В Кремле заявили о неприемлемости войны с Украиной

    «сильный ответ»


    В Европарламенте предложили отключить Россию от SWIFT

    на границе с Украиной


    Министр обороны Германии захотела узнать, куда перемещаются войска России

    Видео

    настоящий султан


    Эрдоган унизил Евросоюз по личным причинам

    война в донбассе


    Главные мировые русофобы послали Зеленскому опасные сигналы

    новый план


    Спецпосланник США найдет повод похоронить «Северный поток – 2»

    претензии за оккупацию


    Лукашенко открыл исторический фронт против Польши

    российский «Спутник»


    Игорь Мальцев: Вакцинация в Европе перетекла в скандал

    ситуация на украине


    Глеб Простаков: Слабость Зеленского ведет к новому конфликту

    официальный визит


    Геворг Мирзаян: Эрдоган показал себя настоящим султаном

    специальный репортаж


    В Байкальском заповеднике лесники отбиваются от браконьеров

    на ваш взгляд


    Кто должен заниматься сексуальным просвещением детей?
    Александр Андряков

    «Было бы правильно реформировать»

    Александр Андряков
    генеральный директор Экономической экспертной группы
    29 марта 2012, 22:11

    «У Тувы и Дагестана как ничего не было, так и не появится. А, например, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО получат еще больше доходов», – комментирует идею децентрализации налоговых доходов гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков. Однако ряд налогов все же можно передать на региональный уровень – при соблюдении определенных условий.

    Идею о децентрализации власти президент Медведев озвучил еще весной прошлого года. В конце года в Госдуму был внесен пакет законопроектов по серьезному распределению властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. Дополнительные доходы составят до триллиона рублей. Практическая реализация может начаться в 2013 году в экспериментальном режиме, но растянется на три–пять лет.

    Было бы правильно сделать часть налогов региональными с правом регионов регулировать эти налоги, устанавливать ставки, льготы

    Рабочая группа под руководством вице-премьера Александра Хлопонина предложила ряд мер по увеличению доходов региональных и местных бюджетов. В частности, направить на региональный уровень налог на прибыль организации в размере 2%, часть «годового прироста НДС» и водный налог, а также разработать механизм поощрения регионов в виде дотаций за успехи в сфере развития предпринимательства и привлечения инвестиций.

    Накануне глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что считает целесообразным довести число налогов, формирующих региональные бюджеты, до 50% от общего их количества. Он выразил надежду, что новое правительство и новый президент сделают это уже в текущем году.

    О том, надо ли вообще реформировать систему перераспределения налоговых доходов между центром и регионами и какие сложности стоят на пути, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков.

    ВЗГЛЯД: Надо ли реформировать систему перераспределения доходов от налогов между центром и регионами?

    Александр Андряков: В какой-то мере было бы правильно ее реформировать, чтобы дать больше экономической самостоятельности субфедеральным органам власти, чтобы они были больше заинтересованы в развитии своих экономик.

    В России большинство налогов федеральные и регулируются федеральными органами, а у регионов незначительные права по изменению своей налоговой базы. А муниципалитеты почти все доходы получают от регионов в виде отчислений.

    Регионы абсолютно экономически не самостоятельны. И для устранения этого недостатка было бы правильно несколько изменить налоговую систему – сделать часть налогов региональными с правом регионов регулировать эти налоги, устанавливать ставки, льготы и т. д.

    ВЗГЛЯД: Как в рамках межбюджетных отношений сделать так, чтобы слабые регионы типа Дагестана и Тувы, бюджеты которых на 92% формируются за счет федеральной помощи, совсем не остались на сухом пайке, а сильные регионы имели стимул увеличивать доходы бюджета, чтобы развивать свою экономику, а не «кормить» более бедные регионы?

    А. А.: Регионы могут быть богатыми или бедными в силу поведения местной власти. Но могут иметь разный экономический уровень и в силу исторического развития или сложившегося хозяйства. К примеру, регион может быть богатым, потому что на его территории залежи полезных ископаемых. Такие различия надо выравнивать, однако выровнять их налогами нельзя.

    При передаче больших налоговых полномочий регионам эти различия между регионами будут только расти. У Тувы и Дагестана как ничего не было, так и не появится. А, например, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО получат еще больше доходов. Без трансфертов из федерального центра нельзя обойтись. Да и никакое федеральное государство – ни Германия, ни США – не обходится без трансфертов.

    В последние несколько лет у нас отмечается регресс в развитии механизмов трансфертов в России. Начали множиться каналы ручной передачи трансфертов, выходящие за рамки имеющихся механизмов перераспределения. Нам надо идти к более объективной форме распределения трансфертов.

    Чтобы стимулировать регионы развиваться, надо использовать и неналоговые механизмы. К примеру, сейчас если региональные власти предпринимают успешные усилия по развитию собственно экономики и их доходы поднимаются, то автоматически начинают уменьшаться и трансферты. То есть за усилия по ускоренному экономическому росту наказывают рублем. Однако в последнее время постепенно развиваются стимулирующие компоненты механизмов распределения трансфертов, такие успешные регионы не сразу теряют трансферты, а постепенно.

    В Бюджетный кодекс включены механизмы, которые нефинансово стимулируют региональные власти к росту экономики. Есть некие ограничения в бюджетных правах в зависимости от объемов трансферта, который получает регион. Например, есть ограничения по установлению уровня зарплат чиновников, по объемам заимствования, по размещению временно свободных средств. Эти ограничения нарастают в зависимости от роста объема трансферта.

    То есть стимулы есть и сейчас, но можно сделать еще больше стимулов для развития регионов. Одним из этих стимулов является и распределение налогов, но в смысле не передачи денег, а передачи права по регулированию налогов. Чтобы у региональных властей были экономические рычаги для создания конкуренции в борьбе за ресурсы, как трудовые, так и капитальные, внутри страны, чтобы они зазывали строить предприятия у себя в регионе.

    Для привлечения инвестора региональные власти могут снизить административные барьеры, плюс к этому смогут еще и предоставить налоговые льготы. Но надо понимать: если региону отдали право управления налогом, то он не может, сделав низкую ставку налога, потом пойти в правительство и просить трансферты. Передача налогов регионам должна сопровождаться усиленным контролем за поведением региональных властей со стороны гражданского общества, а не сверху. В этом направлении можно двигаться, но постепенно. Это дело не одного года.

    #{intervieweco}ВЗГЛЯД: Как, на ваш взгляд, надо реформировать систему распределения налоговых доходов?

    А. А.: Идея сделать часть налогов региональными с правом регионов регулировать эти налоги давно висит в воздухе, ее стали озвучивать уже и первые лица страны. Но так сложилось, что неочевидно, как это сейчас можно сделать.

    Например, при передаче регионам налога на прибыль нужно сначала задушить трансфертное (то есть внутрифирменное) ценообразование (это касается таких ситуаций, когда налоговые органы, проверяющие организацию, признают цену сделки нерыночной и применяют налоговые последствия (доначисление налогов, пеней, штрафов и иные меры ответственности), исходя из определяемой ими рыночной цены – прим. ВЗГЛЯД). Например, надо привязать уплату налога к реальному производству в рамках больших холдингов, чтобы не получались внутренние офшоры.

    Передать регионам можно и налог на доходы физических лиц. Но это должно сопровождаться еще более ответственным поведением региональных властей. Они могут, например, начать необоснованно понижать ставки у себя в регионе, а потом просить деньги у центра. Ответственности у региональных властей перед населением нет, потому что губернаторы назначаются.

    В такой ситуации отдавать регионам серьезные налоги, которые составляют значительную часть бюджета, нельзя. Передачу налогов регионам надо сопровождать появлением ответственности властей перед населением и зрелого гражданского общества. Существующая налоговая система сложилась в свое врёмя отчасти для большей дисциплины, и это правильно.

    Но я думаю, что постепенно можно идти к передаче части налоговых полномочий регионам, но с вышеуказанными оговорками.

    ВЗГЛЯД: Если не полностью налог на прибыль или НДС передавать регионам, а только часть?

    А. А.: Часть – это деление. Это значит, что будет федеральный налог на прибыль и региональный налог на прибыль. Это вызовет путаницу. Я говорю именно о передаче полностью конкретных налогов регионам с правом их регулирования.

    ВЗГЛЯД: Стоит ли НДС передавать регионам?

    А. А.: Это очень тонкий вопрос. В связи с тем что НДС возмещается из федерального бюджета, этот налог довольно сложен для передачи регионам. Если производство экспортноориентированное, то возникает проблема, так как НДС возмещается на конечном этапе.

    Так просто отдавать или делить пополам НДС нельзя. В России уже был период, когда часть НДС оставляли регионам. Часть доходов центр отдавал регионам, а потом из своей части возмещал НДС по факту экспорта продукции. Иногда получалось так, что размер НДС, поступивший в федеральный бюджет от конкретного региона, оказывался отрицательным.

    ВЗГЛЯД: Рабочая группа под руководством вице-премьера Александра Хлопонина в прошлом году предлагала также передать регионам акцизы на этиловый спирт, табак и на автобензин. Это можно сделать?

    А. А.: Этот вопрос можно рассматривать, хотя акцизы дают не очень большой доход в бюджет регионов. Впрочем, для Северного Кавказа это может оказаться и существенной прибавкой к доходам.

    Что касается акцизов на автобензин, то по смыслу они должны тратиться на строительство дорог. Несмотря на то что у нас по закону нельзя привязывать расходы к доходам, акцизы на бензин, на мой взгляд, должны делиться равномерно к объемам обязательств по строительству дорог. То есть перераспределение акцизов на бензин должно строиться не на государственном принципе – какому уровню власти какую часть акцизов отдать, а скорее на смысловом и экономическом принципе – у кого какие обязательства по финансированию дорог.

    ВЗГЛЯД: Налог на недвижимость тоже хотят отдать регионам...

    А. А.: И это правильно. Мобильные налоги нужно оставлять на общенациональном уровне, а немобильные, которые привязаны к территории, нужно отдавать вниз. Поэтому налог на недвижимость должен быть передан на региональный и местный уровень. Другое дело, что этот налог маленький. Ведь 70% налоговых доходов дают налог на прибыль и подоходный налог, остальные в районе нескольких процентов.

    ВЗГЛЯД: Реально ли реализовать предложение Сергея Степашина, высказанное им накануне: поровну поделить доходы от налоговых поступлений между центром и регионами?

    А. А.: Это уже было, и, на мой взгляд, это не совсем верно. Непонятно, почему именно 50 на 50? Ведь кому сколько давать налогов – определяется тем, у кого сколько расходных обязательств. Каждый уровень власти должен профинансировать определенные госуслуги, и в зависимости от этого идет распределение денег.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •