26 апреля, четверг  |  Последнее обновление — 18:10  |  vz.ru
Разделы

Почему многие не замечают появления у России новой национальной идеи

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Путин представляет именно тот образ и тот путь в настоящем и в будущем, который наметил сам народ. Так что это за путь? Что за образ? Что за национальная идея России, у которой пока еще нет имени, но она сама уже есть? Подробности...
Обсуждение: 95 комментариев

Европейские депутаты брали взятки черной икрой

Наталия Янкова, публицист (Германия)
СМИ Германии обсуждают коррупционный скандал в Совете Европы, напрямую связанный с Азербайджаном. Возникает вопрос: почему столько лет не давали хода делу, в котором замешаны европейские чиновники такого высокого ранга? Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Похожи ли события в Армении на февральскую революцию 1917 года?

Владимир Ворожцов, Генерал-майор внутренней службы (в отст.)
Я лично знал Сержа Саргсяна во времена его пребывания на посту министра внутренних дел. Карен Карапетян, с которым также неоднократно лично встречался, к сожалению, не политик. Преодолеет сегодняшний риск маленькая Армения? Подробности...

    Генштаб продемонстрировал обломки сбитых в Сирии крылатых ракет

    Генштаб продемонстрировал публике обломки уничтоженных в небе Сирии крылатых ракет США «Томагавк». На обломках остались следы огневого воздействия сирийских зениток, что развеивает миф Пентагона о том, что ни одна из американских ракет не была сбита
    Подробности...

    Трамп и Макрон показали переговоры на языке тела

    Очередная встреча американского лидера Дональда Трампа и президента Франции Эммануэля Макрона вызвала огромный резонанс в СМИ. Оба лидера явно испытывали к частям тела друг друга чрезмерно повышенный интерес, что выразилось в многочисленных прикосновениях. Сам Макрон заявил, что рукопожатия и объятия с Трампом нельзя назвать невинными
    Подробности...
    Обсуждение: 5 комментариев

    Беспорядки в Ереване завершились отставкой главы Армении

    Возглавлявший Армению 10 лет Серж Саргсян подал в отставку на фоне многотысячных протестов оппозиции. Число протестующих в Ереване накануне достигло сотен тысяч, причем к ним примкнули даже военные. Беспорядки перебросились на провинцию. Еще неделю назад власть Саргсяна казалась незыблемой
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Пентагон предложил разрешить поставку российского оружия в три страны

        Главная тема


        "Рука Москвы" ведет к независимости еще одно государство

        «не будут препятствовать»


        Собчак договорилась с Киевом о поездке в Крым через Украину

        территория ссср


        МИД придумал уничижительное название для «автокефальной УПЦ»

        внезапный удар


        Американский аналитик описал сценарий победы над Россией в Третьей мировой войне

        передача «Бесогон»


        Глава МЧС обрушился с критикой на Никиту Михалкова

        «Георгиевский колорад»


        Опубликован секретный документ ВСУ с планами диверсий против ДНР, ЛНР и России

        обломки ракет США


        Почему Генштаб изменил количество сбитых в Сирии крылатых ракет

        «разворот» Казахстана


        Как России реагировать на появление военных США в каспийских портах

        визит в вашингтон


        Трамп унизил Макрона «тактильной дипломатией»

        «поперли из адвокатов»


        Андрей Бабицкий: «Люди со светлыми лицами» уже не могут купить страховку от неприятностей

        новая национальная идея


        Ирина Алкснис: Люди не замечают крайне важных процессов, протекающих в стране

        «внезапно открыла для себя»


        Елена Кондратьева-Сальгеро: Сильный удар получила рукопожатная честь Ангелы Меркель

        на ваш взгляд


        Является ли происходящее в Армении цветной революцией?

        «Было бы правильно реформировать»

        Эксперт рассказал, почему нельзя взять и отдать часть налогов на местный уровень

        29 марта 2012, 22:11

        Текст: Ольга Самофалова

        Версия для печати

        «У Тувы и Дагестана как ничего не было, так и не появится. А, например, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО получат еще больше доходов», – комментирует идею децентрализации налоговых доходов гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков. Однако ряд налогов все же можно передать на региональный уровень – при соблюдении определенных условий.

        Идею о децентрализации власти президент Медведев озвучил еще весной прошлого года. В конце года в Госдуму был внесен пакет законопроектов по серьезному распределению властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. Дополнительные доходы составят до триллиона рублей. Практическая реализация может начаться в 2013 году в экспериментальном режиме, но растянется на три–пять лет.

        Рабочая группа под руководством вице-премьера Александра Хлопонина предложила ряд мер по увеличению доходов региональных и местных бюджетов. В частности, направить на региональный уровень налог на прибыль организации в размере 2%, часть «годового прироста НДС» и водный налог, а также разработать механизм поощрения регионов в виде дотаций за успехи в сфере развития предпринимательства и привлечения инвестиций.

        Накануне глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что считает целесообразным довести число налогов, формирующих региональные бюджеты, до 50% от общего их количества. Он выразил надежду, что новое правительство и новый президент сделают это уже в текущем году.

        О том, надо ли вообще реформировать систему перераспределения налоговых доходов между центром и регионами и какие сложности стоят на пути, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков.

        ВЗГЛЯД: Надо ли реформировать систему перераспределения доходов от налогов между центром и регионами?

        Александр Андряков: В какой-то мере было бы правильно ее реформировать, чтобы дать больше экономической самостоятельности субфедеральным органам власти, чтобы они были больше заинтересованы в развитии своих экономик.

        В России большинство налогов федеральные и регулируются федеральными органами, а у регионов незначительные права по изменению своей налоговой базы. А муниципалитеты почти все доходы получают от регионов в виде отчислений.

        Регионы абсолютно экономически не самостоятельны. И для устранения этого недостатка было бы правильно несколько изменить налоговую систему – сделать часть налогов региональными с правом регионов регулировать эти налоги, устанавливать ставки, льготы и т. д.

        ВЗГЛЯД: Как в рамках межбюджетных отношений сделать так, чтобы слабые регионы типа Дагестана и Тувы, бюджеты которых на 92% формируются за счет федеральной помощи, совсем не остались на сухом пайке, а сильные регионы имели стимул увеличивать доходы бюджета, чтобы развивать свою экономику, а не «кормить» более бедные регионы?

        А. А.: Регионы могут быть богатыми или бедными в силу поведения местной власти. Но могут иметь разный экономический уровень и в силу исторического развития или сложившегося хозяйства. К примеру, регион может быть богатым, потому что на его территории залежи полезных ископаемых. Такие различия надо выравнивать, однако выровнять их налогами нельзя.

        При передаче больших налоговых полномочий регионам эти различия между регионами будут только расти. У Тувы и Дагестана как ничего не было, так и не появится. А, например, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО получат еще больше доходов. Без трансфертов из федерального центра нельзя обойтись. Да и никакое федеральное государство – ни Германия, ни США – не обходится без трансфертов.

        В последние несколько лет у нас отмечается регресс в развитии механизмов трансфертов в России. Начали множиться каналы ручной передачи трансфертов, выходящие за рамки имеющихся механизмов перераспределения. Нам надо идти к более объективной форме распределения трансфертов.

        Чтобы стимулировать регионы развиваться, надо использовать и неналоговые механизмы. К примеру, сейчас если региональные власти предпринимают успешные усилия по развитию собственно экономики и их доходы поднимаются, то автоматически начинают уменьшаться и трансферты. То есть за усилия по ускоренному экономическому росту наказывают рублем. Однако в последнее время постепенно развиваются стимулирующие компоненты механизмов распределения трансфертов, такие успешные регионы не сразу теряют трансферты, а постепенно.

        В Бюджетный кодекс включены механизмы, которые нефинансово стимулируют региональные власти к росту экономики. Есть некие ограничения в бюджетных правах в зависимости от объемов трансферта, который получает регион. Например, есть ограничения по установлению уровня зарплат чиновников, по объемам заимствования, по размещению временно свободных средств. Эти ограничения нарастают в зависимости от роста объема трансферта.

        То есть стимулы есть и сейчас, но можно сделать еще больше стимулов для развития регионов. Одним из этих стимулов является и распределение налогов, но в смысле не передачи денег, а передачи права по регулированию налогов. Чтобы у региональных властей были экономические рычаги для создания конкуренции в борьбе за ресурсы, как трудовые, так и капитальные, внутри страны, чтобы они зазывали строить предприятия у себя в регионе.

        Для привлечения инвестора региональные власти могут снизить административные барьеры, плюс к этому смогут еще и предоставить налоговые льготы. Но надо понимать: если региону отдали право управления налогом, то он не может, сделав низкую ставку налога, потом пойти в правительство и просить трансферты. Передача налогов регионам должна сопровождаться усиленным контролем за поведением региональных властей со стороны гражданского общества, а не сверху. В этом направлении можно двигаться, но постепенно. Это дело не одного года.

        ВЗГЛЯД: Как, на ваш взгляд, надо реформировать систему распределения налоговых доходов?

        А. А.: Идея сделать часть налогов региональными с правом регионов регулировать эти налоги давно висит в воздухе, ее стали озвучивать уже и первые лица страны. Но так сложилось, что неочевидно, как это сейчас можно сделать.

        Например, при передаче регионам налога на прибыль нужно сначала задушить трансфертное (то есть внутрифирменное) ценообразование (это касается таких ситуаций, когда налоговые органы, проверяющие организацию, признают цену сделки нерыночной и применяют налоговые последствия (доначисление налогов, пеней, штрафов и иные меры ответственности), исходя из определяемой ими рыночной цены – прим. ВЗГЛЯД). Например, надо привязать уплату налога к реальному производству в рамках больших холдингов, чтобы не получались внутренние офшоры.

        Передать регионам можно и налог на доходы физических лиц. Но это должно сопровождаться еще более ответственным поведением региональных властей. Они могут, например, начать необоснованно понижать ставки у себя в регионе, а потом просить деньги у центра. Ответственности у региональных властей перед населением нет, потому что губернаторы назначаются.

        В такой ситуации отдавать регионам серьезные налоги, которые составляют значительную часть бюджета, нельзя. Передачу налогов регионам надо сопровождать появлением ответственности властей перед населением и зрелого гражданского общества. Существующая налоговая система сложилась в свое врёмя отчасти для большей дисциплины, и это правильно.

        Но я думаю, что постепенно можно идти к передаче части налоговых полномочий регионам, но с вышеуказанными оговорками.

        ВЗГЛЯД: Если не полностью налог на прибыль или НДС передавать регионам, а только часть?

        А. А.: Часть – это деление. Это значит, что будет федеральный налог на прибыль и региональный налог на прибыль. Это вызовет путаницу. Я говорю именно о передаче полностью конкретных налогов регионам с правом их регулирования.

        ВЗГЛЯД: Стоит ли НДС передавать регионам?

        А. А.: Это очень тонкий вопрос. В связи с тем что НДС возмещается из федерального бюджета, этот налог довольно сложен для передачи регионам. Если производство экспортноориентированное, то возникает проблема, так как НДС возмещается на конечном этапе.

        Так просто отдавать или делить пополам НДС нельзя. В России уже был период, когда часть НДС оставляли регионам. Часть доходов центр отдавал регионам, а потом из своей части возмещал НДС по факту экспорта продукции. Иногда получалось так, что размер НДС, поступивший в федеральный бюджет от конкретного региона, оказывался отрицательным.

        ВЗГЛЯД: Рабочая группа под руководством вице-премьера Александра Хлопонина в прошлом году предлагала также передать регионам акцизы на этиловый спирт, табак и на автобензин. Это можно сделать?

        А. А.: Этот вопрос можно рассматривать, хотя акцизы дают не очень большой доход в бюджет регионов. Впрочем, для Северного Кавказа это может оказаться и существенной прибавкой к доходам.

        Что касается акцизов на автобензин, то по смыслу они должны тратиться на строительство дорог. Несмотря на то что у нас по закону нельзя привязывать расходы к доходам, акцизы на бензин, на мой взгляд, должны делиться равномерно к объемам обязательств по строительству дорог. То есть перераспределение акцизов на бензин должно строиться не на государственном принципе – какому уровню власти какую часть акцизов отдать, а скорее на смысловом и экономическом принципе – у кого какие обязательства по финансированию дорог.

        ВЗГЛЯД: Налог на недвижимость тоже хотят отдать регионам...

        А. А.: И это правильно. Мобильные налоги нужно оставлять на общенациональном уровне, а немобильные, которые привязаны к территории, нужно отдавать вниз. Поэтому налог на недвижимость должен быть передан на региональный и местный уровень. Другое дело, что этот налог маленький. Ведь 70% налоговых доходов дают налог на прибыль и подоходный налог, остальные в районе нескольких процентов.

        ВЗГЛЯД: Реально ли реализовать предложение Сергея Степашина, высказанное им накануне: поровну поделить доходы от налоговых поступлений между центром и регионами?

        А. А.: Это уже было, и, на мой взгляд, это не совсем верно. Непонятно, почему именно 50 на 50? Ведь кому сколько давать налогов – определяется тем, у кого сколько расходных обязательств. Каждый уровень власти должен профинансировать определенные госуслуги, и в зависимости от этого идет распределение денег.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............