Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевРегионам дадут и деньги, и полномочия
Целый ряд налогов будет платиться регионам, а не Москве
Не исключено, что целый ряд налогов будут платиться не в федеральный центр, а напрямую регионам, а налоговая нагрузка в разных регионах будет различна. Такие идеи прозвучали в ходе заседания Госсовета, посвященного децентрализации власти. Однако глава Минфина считает подобные предложения потенциально опасными.
Идею о децентрализации власти Медведев озвучил еще весной этого года. На прошлой неделе, оглашая послание Федеральному собранию, он заявил, что в Госдуму будет внесен пакет законопроектов по серьезному распределению властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. Дополнительные доходы, по его словам, составят до триллиона рублей. Практическая реализация может начаться в 2013 году и растянуться на три–пять лет.
У нас не должно быть бездумного засаживания полномочий, когда центр сбрасывает их в регионы, а регионы без копейки денег их потом не исполняют
В понедельник рабочая группа под руководством вице-премьера Александра Хлопонина на заседании Госсовета предложила ряд мер по увеличению доходов региональных и местных бюджетов.
Перераспределение налогов
Рабочая группа предложила передать на региональный уровень налог на прибыль организаций в размере 2% и водный налог, что позволит увеличить доходы региональных бюджетов более чем на 240 млрд рублей.
Хлопонин также предложил направить регионам части «годового прироста НДС». «Например, 50% прироста НДС может составить около 200 млрд рублей по году», – цитирует Хлопонина «Интерфакс».
Он говорит о необходимости разработать механизм поощрительных дотаций регионов, «которые достигли наилучших результатов в сфере развития предпринимательства и привлечения инвестиций». На это из федерального бюджета предусмотрено 10 млрд рублей.
Кроме того, Хлопонин предлагает частично отменить льготы по региональным и местным налогам, которые установлены федеральным законодательством. Это, по его словам, позволит увеличить доходы субъектов РФ еще на 200 млрд рублей.
«Речь идет о льготах по налогу на имущество и земельному налогу, которые предоставлены в отношении земельных участков, предназначенных для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности, охраны правопорядка и таможенных нужд», – пояснил Хлопонин. Однако отмена этих льгот не должна привести к росту тарифов на услуги естественных монополий и необходимости субсидирования госорганизаций, предупредил вице-премьер.
«Следующее предложение – это передача регионам акцизов на спирт этиловый, табачную продукцию, спиртосодержащую продукцию, автомобильный бензин, дизтопливо и так далее, производимых на территории РФ. По оценкам экспертов, общий объем поступлений от данных акцизов в региональный бюджет может составить еще свыше 170 млрд рублей», – сказал вице-премьер.
С 2013 году уже предполагается постепенный переход к единому налогу на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество, напомнил Хлопонин.
Регионам также может быть предоставлено право устанавливать штрафы и сборы. «Предлагается рассмотреть вопрос об уплате налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика и по месту учебы налогового агента. Реализация данного предложения приведет к укреплению доходной части значительного числа региональных и местных бюджетов», – считает Хлопонин.
#{smallinfographicleft=456811}Впрочем, по итогам заседания Госсовет решил отложить вопрос о передаче поступлений от некоторых акцизов, в частности на алкоголь, табак и бензин, на региональный уровень, заявил Дмитрий Медведев. «Вопрос с акцизами очень сложен», – сказал он. «Я предлагаю сейчас решение не принимать, но и вопрос не закрывать и посмотреть на проблему под различными углами», – добавил президент.
Необходимо подумать, по его словам, и по вопросу единого налога на недвижимость, а также по предоставлению регионам права устанавливать свои штрафы и сборы.
Дмитрий Медведев предложил начать процесс децентрализации власти с пилотных проектов в нескольких субъектах страны. Кроме того, он не исключил, что в будущем регионы получат разные правовые, инвестиционные и налоговые режимы. «Вообще, на мой взгляд, нам давным-давно пора признать, что Россия настолько сложна как Федерация, что мы не должны стесняться учитывать эти различия, более тщательно создавая дифференцированные правовые, инвестиционные и, может быть, даже налоговые режимы в отдельных регионах», – заявил президент, выступая на заседании Госсовета.
Распределение полномочий
Регионам предлагается передать также ряд надзорных функций. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, в общей сложности субъектам хотят отдать полномочия восьми федеральных ведомств. По его словам, регионы сами смогут принять решение о дальнейшей судьбе этих органов или взять на себя ответственность за их работу.
- Медведев: Впереди существенные испытания и трудности
- Утвержден главный финансовый документ страны на три года
- Прогнозы развития экономики РФ все более оптимистичны
- Путин призывает монополии прекратить кормить Москву
- В России может быть возвращен налог с продаж
Однако премьер Путин обратил внимание на необходимость внимательно просчитать последствия децентрализации полномочий. Он высказал свои поправки к вопросам, которые содержатся в проекте решения Госсовета. Про его словам, в области ветеринарного и фитосанитарного надзора должны быть единообразно понимаемые правила по всей территории страны, особенно в условиях вступления в ВТО.
По поводу передачи регионам функции санитарно-эпидемиологического надзора он обратил внимание на то, что основная цель его – госнадзор в области качества и безопасности пищевых продуктов. «Качество и безопасность – это очень национальная задача, как мне представляется. Это не значит, что органы на местах, в регионах не могут этого делать, но нужно подумать над этим еще раз», – сказал он.
Некоторые опасения вызвали у премьера и предложения о передаче в регионы функций технического надзора. По его словам, трагедия, например, в Кузбассе – это результат недостаточного технического надзора или неправильной его организации. «Мы не можем, на мой взгляд, разбить этот технический надзор по регионам, чтобы везде был разный стандарт», – считает глава правительства.
На предложение отдать в регионы функцию соблюдения трудового законодательства Путин возразил: «У нас не может быть пермского законодательства, владивостокского, хабаровского, московского или питерского. У нас единообразное трудовое законодательство, единое для всей страны».
Опасения у премьера вызвало также предложение о передаче пожарного надзора в регионы. «Пожар спрашивать не будет – он перекинулся с одного региона в другой, и все. И мы будем принимать решение, чья эта ответственность, кто должен тушить пожар – регионы или какие-то федеральные органы власти», – сказал Путин.
Что касается здравоохранения, то, по словам премьера, очень многое и так отнесено на уровень регионов РФ.
«И, наконец, еще одна вещь, которая, казалось бы, вообще не должна относиться к Федерации. Здесь, наверное, многие со мной не согласятся. 15-й пункт звучит так: нормативно-правовое регулирование и оказание государственных услуг в сфере народных художественных промыслов. Мелочь, казалось бы. Я никого не хочу обидеть, но попса и так выживет, а народное творчество, народная культура, народные промыслы нуждаются в государственной поддержке», – подчеркнул глава правительства.
Предлагается рассмотреть вопрос об уплате налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика и по месту учебы налогового агента
Медведев также отметил, что ряд вопросов требует обсуждения. В частности, по его словам, целесообразно рассмотреть вопрос о передаче полномочий с регионального на федеральный уровень. «У нас не должно быть бездумного засаживания полномочий, когда центр сбрасывает их в регионы, а регионы без копейки денег их потом не исполняют. Это категорически неприемлемая ситуация», – отметил президент.
Медведев также предложил обсудить вопросы передачи полномочий регионам не только с органами власти, но и с общественными и предпринимательскими кругами. «Они сами нам должны сказать: вот, нам кажется, что это будет работать, а вот это не будет работать», – отметил президент.
«Опасная ситуация»
Глава Минфина Антон Силуанов предупреждает, что увеличение доходов регионов несет в себе потенциальную опасность. Он уверен, что вопрос об увеличении доходной части бюджетов субъектов РФ надо рассматривать с учетом расходных обязательств.
Так, по его словам, сегодня предлагается передать с федерального на региональный уровень доходы, по объему равные 1% ВВП. «Доходы у нас ложатся неравномерно, поэтому экономически развитые регионы, в которых существует развитый налоговый потенциал, получат, конечно, большую часть средств, различие в социально-экономическом развитии субъектов РФ и в бюджетной обеспеченности значительно возрастет», – предупреждает министр.
В этой ситуации, по его словам, государству придется больше тратить на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. «С другой стороны, Федерация уменьшит свою доходную составляющую на один процентный пункт. Откуда мы эти деньги можем взять? Это может быть либо увеличение налогового бремени, что невозможно. Либо увеличение заимствований федерального бюджета», – сказал Силуанов.
По его словам, Минфину придется с рынка выбирать ликвидность и через бюджет перераспределять, вместо того «чтобы эта ликвидность работала в виде кредитов на кредитование экономики». «Здесь очень опасная, на самом деле, ситуация, потому что именно федеральный бюджет ответственен за макроэкономическую стабильность», – подчеркнул глава Минфина.
«Я могу только приветствовать эту инициативу, потому что считаю, что при централизованном сборе всех средств эффективного распределения в такой огромной стране не добьешься», – говорит газете ВЗГЛЯД заместитель генерального директора Института региональных проблем Георгий Чижов.
«Децентрализация регионов полезней, конечно, для регионов, которые сами зарабатывают. Если часть полномочий будет передана всем регионам, то центр будет вынужден увеличить трансферы из федерального бюджета в дотационные регионы, чтобы у них были средства для реализации полномочий», – соглашается Чижов.
«Дифференциация налогообложения по регионам – это скользкий путь. Я думаю, что будет проведена новая черта между регионами-донорами и дотационными регионами. Если сейчас при очень высоком налогообложении в пользу центра у нас по-прежнему всего лишь с десяток регионов относятся к донорам, то после круг доноров расширится. Но правила игры должны быть одинаковы для всех, просто надо говорить, что именно дотационный регион получает, если не может сам заработать по объективным причинам», – считает эксперт.
Инициатива президента о дифференциации налоговых режимов будет направлена на подъем дотационных регионов, в частности Северного Кавказа, Калининграда и Приморья, считает политолог Алексей Макаркин. Для некоторых регионов могут быть сделаны послабления для дополнительного стимулирования экономики, однако облегчение налогового режима для ряда регионов может быть негативно воспринято в других субъектах Федерации, особенно в кризис, считает Макаркин. «Это может привести к обострению ситуации в других регионах, в том числе и в более успешных», – отметил он.