«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.
2 комментарияЧтобы по справедливости
Счетная палата хочет передать регионам 50% налогов
Главный ревизор страны Сергей Степашин предлагает вернуться к «бюджетному федерализму» и оставлять 50% налогов в бюджетах регионов. Существующая система межбюджетных отношений, по его мнению, не дает стимулов регионам для развития. Однако достичь равенства между федеральными и региональными доходами не так и просто, указывают эксперты.
Счетная палата считает целесообразным довести число налогов, формирующих региональные бюджеты, до 50% от общего их количества. Сергей Степашин выразил надежду, что новое правительство и новый президент сделают это уже в текущем году.
Я считаю, надо вернуться к понятию конституционный федерализм или бюджетный федерализм, как угодно. Давайте вернемся к 50 на 50
«Я считаю, надо вернуться к понятию конституционный федерализм или бюджетный федерализм, как угодно. Давайте вернемся к 50 на 50. Надо оставлять 50% налогов в бюджетах регионов, в том числе доноров», – сказал глава Счетной палаты Сергей Степашин, выступая на заседании Совета Федерации, передает «Интерфакс».
По его мнению, «прошло время, когда нужно было управлять из центра налогами и бюджетами в силу политической ситуации». «У нас другая страна, и выборы это показали, кому бы они нравились или не нравились, у нас другая страна, нам не надо ни с кем бороться в регионах, не давая им денег», – отметил он.
По его словам, ведомство считает целесообразным расширить число налогов и сборов, закрепленных за региональными и местными бюджетами, на постоянной основе, а также установить на длительную перспективу нормативы отчислений и размеры ставок федеральных налогов, зачисляемых в субфедеральные бюджеты.
Кроме того, отметил он, необходимо сократить число предоставляемых субсидий и субвенций регионам за счет ускорения перехода к консолидированной субсидии и единой субвенции.
Собственные доходы региональных бюджетов в общем объеме бюджетной системы составляли в 2009 году 38%, а в 2011 году снизились до 35%. При этом 13% из 65% доходов, которые поступают в федеральный бюджет, затем возвращаются на территории в виде межбюджетных трансфертов. По его словам, доходы консолидированного бюджета регионов в 2011 году выросли по сравнению с 2010 годом на 17%. «Однако это происходит на фоне смещения центра тяжести в системе межбюджетных отношений в сторону федерального центра», – заявил Степашин.
- Счетная палата намерена "помотать нервы" Бородину
- Чиновники не потратили по назначению деньги на безопасность
- Счетная палата проверит траты на антитеррор
- Счетная палата проверит Газпром на операции в офшорах
- Счетная палата нашла нарушения у Роскосмоса
«Сложившаяся система бюджетной обеспеченности лишает стимула наиболее развитые регионы, так как быстрые темпы социально-экономического развития не всегда приводят к соответствующим изменениям бюджетной обеспеченности», – считает председатель СП. Регионы-доноры передают в федеральный бюджет от 55 до 85% своих доходов, а наименее развитые регионы отвыкают решать свои задачи за счет собственных средств, добавил он. Доходы 15 регионов, среди которых, в частности, Чеченская Республика, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Карелия, более чем наполовину сформированы за счет безвозмездных поступлений. По мнению Степашина, наблюдающаяся тенденция может привести к увеличению в 2012–2014 годах числа дотационных регионов с 69 до 72.
На днях замглавы Счетной палаты Валерий Горегляд привел сравнение с Германией, где между федеральными землями перераспределяется 10% ресурсов, тогда как в РФ «этот объем несопоставимо выше», у некоторых субъектов РФ, это Дагестан, Тува, бюджет на 92% формируется за счет федеральной помощи. Поэтому полностью отказаться от практики предоставления межбюджетных трансфертов регионам РФ, по его мнению, вряд ли возможно. «Разве можно говорить о самостоятельном бюджете в этой ситуации? Надо создать такую систему, в которой будут собственные доходные источники (регионов). Но провозгласить это довольно легко, а в условиях Российской Федерации реализовать очень трудно», – считает Горегляд. По его словам, усложняют передачу полномочий и доходных источников с федерального уровня на региональный большие различия в бюджетной обеспеченности и экономическом развитии регионов.
Бюджетные доходы в Ханты-Мансийском автономном округе и в Ингушетии кратно разнятся. «И в этих условиях, если пытаться реализовать эту справедливую схему в строгом виде, рассчитывать каждому субъекту, то получается очень тяжелая картина», – сказал он.
В некоторых субъектах РФ, это Дагестан, Тува, бюджет на 92% формируется за счет федеральной помощи
Одна из причин такого неравномерного развития регионов, по его словам, состоит в крайне неровном распределении по территории страны производительных сил. Кроме того, отраслевая политика, направленная на укрупнение компаний и создание холдингов, не учитывает задачи региональной политики и, в частности, необходимость более равномерного развития субъектов РФ, добавил Горегляд.
«Чтобы регионы смогли создавать свои источники налоговых доходов, нужно изменить очень многое: нужно оздоровить бизнес-климат в регионе и научить граждан платить налоги. Сейчас у нас налоговая система сжалась в замкнутый круг – денег не хватает на социальные и хозяйственные вопросы, повышение ставок только сокращает поступления, поскольку граждане не видят реальной отдачи и не хотят платить налоги впустую», – говорит партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов. В любом случае это не быстрый процесс, перейти к новым формам можно только постепенно, добавляет юрист.
Предложение же председателя Счетной палаты лишено конкретики. «Однако идея может быть оценена скорее положительно, чем отрицательно. «Уравниловка» никогда не была хорошим методом управления где бы то ни было, потому что лишает мотивации к повышению эффективности и слабых, и сильных. Тем более что федеральный бюджет и сейчас оставляет себе только половину от всех налоговых доходов, при этом забирая «сливки» у регионов-доноров и субсидируя депрессивные регионы», – считает партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов.
По его мнению, если достигать равенства между региональными и федеральными доходами планируется за счет сокращения доли федеральных налогов и увеличения региональных, то там, где налоговые поступления по отдельным статьям были незначительными, большой разницы не обнаружится. «А если предположить, что все налоговые ставки поделят строго пополам и каждую поступающую сумму будут распределять на два бюджета, то это бы действительно привело к равенству, но это чрезвычайно хлопотный и затратный способ», – указывает Варламов.
Нужно сказать, что глава Счетной палаты Сергей Степашин любит предлагать собственные решения наболевших проблем. О необходимости рассмотреть вопрос перераспределения доходов и полномочий между федеральным центром и регионами власти заявили в прошлом году.
Правда, далеко не всегда идеи главы СП находят поддержку на высшем уровне. К примеру, Степашин еще в 2007 году предлагал ввести монополию на оборот этилового спирта путем создания госкорпорации, а также перенести весь объем акциза на его производителей. Однако эти предложения так и остались на бумаге и не были поддержаны правительством.
Еще семь лет назад, как говорил сам Степашин в прошлом году, он предлагал перенести тяжесть акцизных сборов с алкогольных напитков на этиловый спирт, так как контролировать его продажу легче. Однако ни тогда, ни сейчас подобного решения правительство не приняло. Пять лет назад Минфин признал предложения Счетной палаты в области регулирования алкогольного рынка неэффективными.
В 2008 году Сергей Степашин предлагал снизить ставку НДС с 18% до 12–13%, аргументируя это необходимостью бороться с коррупцией. Просто одним из самых распространенных нарушений является незаконное возмещение НДС на экспортируемые товары, когда товар за рубеж на самом деле не вывозится, а НДС возвращается. Однако с тех пор ставка НДС остается неизменной.
Буквально в феврале этого года Сергей Степашин в рамках объявленной премьером Владимиром Путиным борьбы с офшорами, в которые уходят российские активы, предложил интересный, но трудновыполнимый способ решить проблему. В интервью «Российской газете» он предложил просто-напросто «закрыть все офшоры». «Всем вместе договориться – с крупными странами, с крупными экономиками, с крупными предпринимателями в мире, чтобы они не играли в офшоры. По Кипру сейчас почти договорились. Я понимаю, что это трудновыполнимое предложение, потому что деньги не пахнут», – заявил глава СП.