Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
6 сентября 2010, 21:15 • Экономика

«Чисто политическое решение»

Владимир Фейгин: Инвесторы Nabucco не видят гарантий

«Чисто политическое решение»
@ wikipedia.org

Tекст: Полина Спелова

«Пока что инвесторы Nabucco не видят никаких гарантий», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин главную причину переноса начала работ по проекту на 2012 год. По его мнению, начало строительства Nabucco «будет продавливаться политическими решениями».

В понедельник судьба проектируемого газопровода Nabucco находилась в центре внимания мировых и российских СМИ. Во-первых, его акционеры фактически впервые официально признали задержку проекта его реализация откладывается на 2012 год.

Проект Nabucco рождает большие риски – что-то в этой цепочке может не сработать: либо покупателя не окажется, либо подведет поставщик

Во-вторых, стало известно, что консорциум международных банков выразил готовность инвестировать в Nabucco 4 млрд евро (общая стоимость проекта на сегодняшний день оценивается в 8 млрд евро).

В-третьих, во время встречи с участниками дискуссионного клуба «Валдай» Владимир Путин заявил о том, что проект Nabucco имеет мало шансов на успех. «Главная проблема Nabucco отсутствие гарантированных объемов, необходимого продукта в этой трубе, нет источника заполнения системы», пояснил Путин.

О том, какие перспективы имеются у Nabucco в связи с последними событиями, а также в чем главное отличие проекта этого газопровода от российского «Южного потока», газете ВЗГЛЯД рассказал директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин.

«Предъявить никто и никому не сможет»

ВЗГЛЯД: Сегодня стало известно, что начало реализации проекта Nabucco отложено до 2012 года. С чем это может быть связано?
Владимир Фейгин: Дело в том, что сейчас кризисная ситуация, и потребление в Европе в прошлом году существенно снизилось. И те страны, которые потенциально могут войти в консорциум, говорят, что пока торопиться не надо, поскольку неизвестно, какой объем потребления газа будет в будущем. Поэтому инвесторы видят весь переговорный процесс и тоже не торопятся вкладываться.

ВЗГЛЯД: А в чем вообще главная специфика Nabucco по сравнению с «Южным потоком»?
В.Ф.: Вообще, Nabucco декларирует себя как проект, который делается не стандартно, а по-новому. Есть консорциум, который  находит инвесторов, готовит всю документацию и строит. То есть это открытый проект, в нем могут участвовать те, кто пожелает.

Однако обычно такие проекты строятся либо поставщиками, либо покупателями. Кроме того, есть конкретные контракты на поставку. В этой схеме все понятно с инвестициями, поскольку их возврат гарантирован будущими контрактами.

Проект Nabucco рождает большие риски – что-то в этой цепочке может не сработать: либо покупателя не окажется, либо подведет поставщик. Причем предъявить никто и никому не сможет, поскольку контрактов не будет на поставку газа. Конечно, на словах инвесторам даются гарантии, их убеждают, что рисков не так много.

«Инвесторы не видят гарантий»

ВЗГЛЯД: А как же организаторам Nabucco удалось убедить тот же ЕБРР?

Директор Института энергетики и финансов  Владимир Фейгин считает, что «Южный поток» имеет больше преимуществ  перед Nabucco(Фото: energy-experts.ru)

Директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин считает, что «Южный поток» имеет больше преимуществ перед Nabucco (Фото: energy-experts.ru)

В.Ф.: В том, что ЕБРР согласился инвестировать, ничего удивительного нет. У него есть свои правила финансирования – он не может инвестировать более 30% от общей стоимости проекта. ЕБРР просто уговорили – это чисто политическое решение. Но риски никто не отменял. И остальные инвесторы, которые преследуют коммерческие интересы, задают все те же вопросы о гарантиях возврата средств.

Пока что они не видят никаких гарантий. Ведь возврат средств будет осуществляться за счет платы за газ. Но мы пока не знаем, кто будет пользоваться мощностями Nabucco, соответственно, мы ничего не можем сказать о прибыли. Никто не знает, будут ли задействованы мощности трубопровода полностью, или он будет простаивать.

ВЗГЛЯД: А есть же еще другая проблема – «Южный поток» может конкурировать с Nabucco за Туркмению...
В.Ф.: Дело в том, что ресурсная база для Nabucco пока неясна. Все только на словах, и никаких жестких договоренностей нет, поэтому сейчас конкуренции нет. Такая же ситуация и с покупателями газа. Говорилось о том, что достигнуты договоренности со Швейцарией на поставку газа. Но, если честно, все это выглядит как желание продемонстрировать, что это серьезно. Но движение есть, и очевидно, что оно будет продавливаться политическими решениями.

«У «Южного потока» есть преимущество»

ВЗГЛЯД: А если сравнить по скорости реализации подготовительной фазы, где проделано больше работы по «Южному потоку» или Nabucco?
В.Ф.: По «Южному потоку» подписаны основные межправительственные соглашения, проведена хорошая политическая подготовка. Вроде бы и по Nabucco эта фаза пройдена, даже создан консорциум.

Но у «Южного потока» есть преимущество – он работает по традиционной модели. Это российский проект, который предполагает транспортировку российского газа. В том, что у России газ есть, никто не сомневается. А Nabucco надо все время доказывать, что у него поставщики есть.

ВЗГЛЯД: Сейчас много говорится о том, что России вообще не нужен «Южный поток» в случае, если Газпром и «Нафтогаз Украины» заключат соглашение по созданию СП. Как вы оцениваете такие заявления?
В.Ф.: Все это сослагательное наклонение. Переговоры пока идут, но они не являются гарантией того, что что-то будет создано на самом деле. Конечно, СП будет удобнее для Газпрома, но есть же политический фактор – Украина довольно неустойчива в своих заявлениях.

К примеру, недавно она заявила, что считает действующие  контракты на поставку газа несправедливыми. Как такое можно заявлять на фоне дружественных отношений, не совсем понятно. Поэтому такие опасения будут всегда.

#{biginfographic=330723}

..............