Возможны действительно тектонические изменения в большой политике так называемого Запада, который начнет распадаться на традиционную Европу и ту глобалистскую помойку, в которую ее превращали последние лет тридцать.
2 комментарияЭффект налоговой амнистии
Эффект налоговой амнистии опровергнут
В среду президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил своему правительству в первой половине года подготовить законопроект о вторичной легализации имущества, при этом в отличие от предыдущей амнистии легализуемые активы будут облагаться налогом в 10%. По мнению некоторых аналитиков, подобные действия показывают безуспешность самой идеи налоговой амнистии.
«Думаю, настало время по-настоящему взвешенно, ответственно рассмотреть проблему амнистии капиталов и имущества, выведенных из легального оборота», – сказал Нурсултан Назарбаев, выступая в парламенте с ежегодным посланием.
Ожидание либерализации
По результатам первой амнистии в Казахстане было получено 480 млн. долларов, а такая сумма не позволяет говорить о существенном экономическом эффекте
В 2001 году Казахстан уже проводил амнистию капиталов, в рамках которой было легализовано 480 млн. долларов. Амнистия распространялась на граждан, направивших денежные средства, ранее выведенные из легального экономического оборота, на специальные счета в банки второго уровня, входящие в систему коллективного страхования вкладов, рассказала в интервью корреспонденту газеты ВЗГЛЯД аналитик ИК «Финам» Ольга Беленькая.
Информация о наличии специальных счетов и количестве денег на них не подлежала разглашению, а наличие специального счета само по себе не могло служить основанием для уголовного или административного преследования. Более того, налоговая амнистия сопровождалась демонстративным уничтожением налоговых деклараций, поданных за годы, предшествовавшие амнистии.
Период легализации средств в Казахстане был установлен в 20 календарных дней, однако затем был продлен. В соответствии с законом суммы, внесенные на специальные счета для последующей легализации, не были включены в налогооблагаемый доход, то есть с них не взимались налоги.
На втором этапе налоговой амнистии, планируемом сейчас, бесплатной легализации капиталов уже не будет, и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил, чтобы декларанты уплачивали специальный налог в 10% от стоимости легализуемых активов. По его мнению, «это небольшая цена» за доходы, которые получены в результате вывода капиталов из легального оборота.
Главный экономист инвестиционного банка «Дойче ОФГ» Ярослав Лисоволик считает, что в связи с ужесточением условий амнистии ожидать серьезных поступлений в бюджет страны не стоит. Кроме того, сама идея второй амнистии провоцирует предпринимателей на ожидание следующих амнистий. «В надежде на дальнейшую либерализацию условий амнистии граждане не станут торопиться с возвращением средств в страну», – уточнил эксперт.
Кроме того, по результатам первой амнистии в Казахстане было получено 480 млн. долларов, а такая сумма не позволяет говорить о существенном экономическом эффекте, рассуждает аналитик компании «Финам». Это косвенно подтверждает и намерение Казахстана провести второй этап налоговой амнистии.
Дефицит доверия
Замминистр финансов РФ Сергей Шаталов (фото: ИТАР-ТАСС) |
Это дает основание понять Минфин России, который отложил до 10 марта подачу в правительство законопроектов по налоговой амнистии. В течение указанного срока документам предстоит пройти окончательное согласование.
Дело в том, что условия амнистии капиталов 2001 года в Казахстане были гораздо более либеральными, чем были изначально у намечающейся налоговой амнистии в России. Но даже тогда, по мнению экономистов, не удалось достичь существенных результатов. Напомним, в российском законопроекте изначально планировалось внесение средств на счета в российские банки, что предполагало проверку происхождения средств службой финансового мониторинга.
Поэтому заявление об упрощенной декларации капиталов было ключевой идеей экономической части прошлогоднего президентского послания. Эта мера позволит вернуть капиталы в Россию, заставить их «работать на нашу экономику, а не «болтаться» в офшорных зонах», заявил тогда Владимир Путин. Легализации должны подвергнуться денежные средства, находящиеся у граждан «под матрасами» и на счетах в зарубежных банках.
В результате работы над законопроектом по налоговой амнистии его концепция была существенно изменена. Теперь предполагается, что гражданам не нужно будет вносить средства на счета в российские банки, а нужно будет только задекларировать средства и уплатить налог в размере 13% от легализованных активов. При этом не будет возникать оснований для проверки декларантов со стороны финансовой разведки, поясняет Ольга Беленькая.
- Налоговая амнистия
- 13% прощения
- 13% чистой совести
- Долларовый поток
- Амнистия откладывается
- Минсельхоз поспорил с Грефом
- Налоговые льготы для «тени»
Однако, по словам замминистра финансов РФ Сергея Шаталова, в законопроекте не предусматривается специального решения вопросов возможного преследования в рамках валютного, таможенного или какого-либо другого законодательства.
Но даже после таких послаблений прогнозы о размерах поступлений в государственный бюджет по итогам амнистии эксперты делать не отважились, так как главной проблемой осуществления всякой налоговой амнистии является дефицит доверия граждан и бизнеса к государству, из-за которого найдется не так много желающих «выйти из тени», отмечает Ольга Беленькая.
И все же главный экономист «Дойче ОФГ» Ярослав Лисоволик сожалеет, что рассмотрение законопроектов по налоговой амнистии отложено. «Этот шаг мог бы в ближайшее время привести к значительным дивидендам, которые стали бы неплохим пополнением для госбюджета», – пояснил экономист в интервью корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.