Взгляд
20 мая, пятница  |  Последнее обновление — 00:51  |  vz.ru
Разделы

Украинцев используют как подопытных кроликов

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Когда кажется, что на Западе идет украинизация, то это вовсе не кажется. Процесс этот тщательно подготовлен и целенаправленно запущен – для обеспечения управляемости западного общества, что становится все более актуально в свете накрывающего весь мир кризиса. Подробности...

Киев сдает свою нацистскую элиту, как стеклотару

Андрей Медведев
Андрей Медведев, Политический обозреватель
Когда власть – это актеры и продюсеры, то и боевые действия планируются, как сериал. В данном случае – о героях нации, которые даже в подвалах завода воюют с москальскою ордою. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Почему для России важно поддерживать осколки СССР

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
В ситуации обострения вокруг Приднестровья неизбежно встает вопрос: что представляет этот анклав для России – осколок былого влияния или форпост национальной внешней политики? Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...

Ученые показали первое фото черной дыры в центре нашей галактики

Ученые из международной группы EHT (более 300 исследователей из 80 институтов по всему миру) опубликовали первое в истории фото сверхмассивной черной дыры Стрелец A* (она в 4,3 млн раз тяжелее Солнца) в центре нашей галактики Млечный Путь – на расстоянии 27 тыс. световых лет от Земли
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Шольц обвинил Россию в глобальном продовольственном кризисе

    Главная тема


    Кто придумал миф об угрозе глобального голода

    «возможны перебои»


    Глава «Газпром нефти» описал масштабные последствия нефтяного эмбарго

    «времена меняются»


    Джордж Буш подтвердил, что США нарушили обещание не расширять НАТО

    освобождение донбасса


    Посол ЛНР рассказал о панических настроениях в рядах ВСУ в Северодонецке

    Видео

    бывший канцлер ФРГ


    Создателю «Северного потока» отомстили за верность дружбе с Россией

    «зеленый эксперимент»


    Как советы Греты Тунберг разорили целое государство

    армия и вооружения


    Россия делает ставку на боевые лазеры

    Североатлантический альянс


    Турция потребовала от Запада крупную дань за расширение НАТО

    автомобили Lada


    Россия после ухода Renault сохранит производство современных авто

    имперские амбиции


    Игорь Караулов: «Русофобскую дугу» замкнуть не получится

    субъективные интересы


    Сергей Худиев: Личная выгода на празднике ненависти

    коллективная гибель


    Владимир Можегов: «Коллективный Запад» исчезает на наших глазах

    на ваш взгляд


    Ваше отношение к идее создания всероссийской детской организации?

    Свинцовые мерзости детской жизни

    «В фильме моральными уродами выглядят все», – констатирует автор первоисточника
       2 декабря 2009, 14:06
    Фото: kinopoisk.ru
    Текст: Денис Шлянцев

    Экранизация мучительной автобиографической драмы Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» вышла советским бытовым хоррором с прекрасными актерскими работами. Так, Светлана Крючкова в образе демонической бабушки главного героя буквально заставляет себя возненавидеть. И хотя поклонники повести разнесли картину в пух и прах, упрекая режиссера в наигранной мрачности, данную киноисторию о мальчике, что мечтает о могилке за плинтусом, действительно стоит посмотреть.

    «Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу».

    Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом. Там не будет червей, не будет темноты

    От книги, начинающейся подобным образом, легкости ждать не приходится. Однако у ее главного героя, забитого мышонка Саши Савельева, находится время не только на то, чтобы быть жертвой неумеренной любви со стороны своей бабушки-тирана, но и на типичные детские развлечения, на жажду жизни. Непосредственный Саша рассказывает читателю ужасающие вещи, и этот контраст – между беззаботным тоном и страшными деталями, ребячьим, снизу вверх видением и интимными подробностями – бьет по читателю сильнее пощечины. Наотмашь.

    Судя по отзывам о книге, что-что, а впечатляться у нас не разучились. Исповедь, написанная с целью личного исцеления, катарсиса и всепрощения, неожиданно нашла отклик у большинства – многие усмотрели в тексте, во-первых, что-то глубоко свое, во-вторых, чуть ли не идеальный портрет советской эпохи, где за репрессиями скрывается неимоверная любовь к малым сим.

    При этом экранизация повести, казалось, изначально была обречена на неудачу: адекватно передать щемящую, невыносимую легкость «Плинтуса», так выгодно играющую на фоне тумаков и ругательств, смог бы лишь автор книги, переживший все это лично. По крайней мере, так считали поклонники повести.

    Однако Павел Санаев после молодежных триллеров («Нулевой километр», «Последний уик-энд») увлекся окучиванием совсем уж запредельной аудитории – подростков-геймеров («На игре»), а к «Плинтусу» приложил руку лишь на уровне сценария. Режиссерское кресло было доверено Сергею Снежкину, автору нашумевшей перестроечной картины «ЧП районного масштаба» по повести Юрия Полякова, разговорной драмы «Цветы календулы» и телесериалов «Убойная сила», «Женский роман» и «Улицы разбитых фонарей 2».

    В итоге Снежкин довольно сильно переосмыслил и книгу, и сценарий, что послужило причиной недовольства самого Санаева, который высказался в том плане, что, оказывается, Снежкин неправильно понял и воплотил в жизнь изначальный замысел.

    «Моя повесть была про правоту всех неправых и неправоту всех правых. В фильме моральными уродами получились все. Мне такие вольности с книгой не понятны. Я могу понять режиссерские отступления, когда они продиктованы необходимостью перевести литературный текст в действие, но при этом сохраняется смысл», – сказал Санаев в интервью «Российской газете».

    Мысль ясна, с ней можно даже согласиться, однако отказывать режиссеру в собственном видении, мягко говоря, самонадеянно. Тем не менее против Снежкина ополчились и реальные прототипы, например Елена Санаева, не узнавшая себя в Шукшиной и категорически выступившая против такого воплощения Ролана Быкова.

    Режиссер же, видимо, посчитал, что все светлое и жутковато-наивное, все полутона в книге о детстве, лейтмотивом которой являются слова главного героя («Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом. Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище»), при переносе на пленку становятся излишеством. И волюнтаристски вывел на первый план бабушку Саши Савельева в блестящем – на грани инфаркта – исполнении Светланы Крючковой, изрядно демонизировав и наделив ее «приметами эпохи».

    Судя по конечному продукту, имел право.

    Актеры и работа с ними – основной козырь фильма. Дедушку главного героя, прототипом которого выступил народный артист СССР Всеволод Санаев, сыграл народный артист РСФСР Алексей Петренко. Маму Саши, актрису Елену Санаеву – Мария Шукшина, а отчима – того самого «карлика-кровопийцу», под которым подразумевался Ролан Быков, – Константин Воробьев.

    Не отстал от матерых коллег и дебютант Саша Дробитько, убедительно передав на экране любовь, гнев, страх и отчаяние шестилетнего ребенка, лишенного матери и дня рождения.

    Стоит отметить также намеренный, почти телевизионный аскетизм картинки и будничный тон, с которым рассказывается история, – все это в работе Снежкина вызывает страх и запросто может оттолкнуть. Обыденность происходящего в нашем случае шокирует намного сильнее, чем условность монстров из фильмов ужасов, что поднимает планку качества картины намного выше пресловутого «плинтуса».


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •