Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевДорогой малыш Иисус
В Питере показали малыша Иисуса и хищных оленей
Молодежный кинофестиваль в Питере вобрал в себя около 70 картин от режиссеров, которым на момент съемок не исполнилось еще 30 лет. В частности, любителей экспериментального кино порадовали историей электромонтера, чье воображение будоражит певица. А философов – злоключениями малыша Иисуса, который обращается к богу, потому что боится ночью дойти до туалета. Открыла же международный фестиваль лента «Однажды в провинции» о беспросветности российской глубинки.
Saint Petersburg International Youth Film Festival открылся в кинотеатре «Мираж Синема» вечером во вторник. Как подобает в подобных случаях, по полу фойе расстелили красную ковровую дорожку (правда, покороче, чем в Каннах, из-за ограниченности места), а гардероб отдали на откуп моделям – открытию фестиваля предшествовал небольшой модный показ. К чести организаторов, очень демократичный: лицезреть моделей могли не только те, кто специально пришел на фестиваль, но и те, кто оказался в кинотеатре ради «Суррогатов» или «Пункта назначения-4».
Россия представлена шестью фильмами, причем все – от питерских режиссеров. Из Москвы нам тоже присылали работы, но они нас в этот раз не вдохновили
Основное же действо пришлось на зрительный зал под названием «Молния», который оказался заполненным практически до отказа. В первом ряду расположились маститые члены жюри, включая председателя – директора Российского института культурологии, кинокритика и продюсера Елену Яцура («В движении», «9 рота»). На сцене же солировали две миловидные девушки. Они поприветствовали зал (одна – по-русски, вторая – по-английски) и рассказали, что нынешний кинофорум поддержал не кто иной, как президент России Дмитрий Медведев. В ответ на вздох удивления ведущие объяснили, что глава государства провозгласил этот год Годом молодежи, посему и сегодняшнее событие вполне вписывается в русло государственной политики.
Председатель жюри Кирилл Разлогов в свою очередь вспомнил, что не так давно сидел в жюри другого кинофестиваля – в Канаде. И там 99 фильмов из 100 показались ему знакомыми, он испытал «дежавю». Разлогов выразил надежду, что в Питере все картины смотра будут для него «новыми и интересными».
Но первым фильмом фестиваля стала картина не новая – «Однажды в провинции» режиссера и члена жюри Кати Шагаловой, ранее показанная на XXX ММКФ. «Мне очень приятно, что мой фильм начинает этот фестиваль, – отметила она. – Желаю вам приятного… нет, удачного просмотра. Все-таки, фильм не очень-то веселый».
- «Пророку» напророчили «Оскар»
- Чужой среди своих
- Люди, которые смотрят на козлов
- Кустурица предал русских
- Нацисты с перспективой
- Кино экономкласса
- Каннский фестиваль: надуть и улететь
- Фестивали заменили прокат
Несмотря на это предостережение, ощущения от картины остались самые лучшие. Это качественная, глубокая работа: о жизни русского провинциального городка, чье население спивается, а на смену русским приходят представители «некоренных национальностей»; о том, что чужие порой нам ближе, чем родные; о беспросветности и убогости существования в отдельно взятом уголке страны.
Единственное замечание – «Однажды в России» стилистически очень напоминает «Груз 200» Алексея Балабанова. Те же трубы мрачного промышленного предприятия, та же задорная советская музыка, никак не вяжущаяся с кошмаром, который творится вокруг, те же нищета, пьянь и бытовуха. Даже актерский ансамбль в лице Леонида Бичевина и Алексея Полуяна частично перекочевал из «Груза 200» в «Провинцию». Временами возникало ощущение, что это «Груз 200. Вторая серия». Как будто прошло двадцать лет, но в стране ничего не изменилось, только корейцев и узбеков в российских селениях стало побольше.
Выбор картины с таким названием в качестве официального старта может быть оправдан, прежде всего, признательностью стране-хозяйке: фестиваль все-таки международный, в его программе десятки фильмов со всего света, представлены испанские, французские, канадские, норвежские, английские, израильские, бразильские ленты самой разнообразной тематики.
Так, любителей испанского кино порадует «Дорогой малыш Иисус». Шестилетний Хесус просыпается ночью от того, что очень хочет писать, но боязнь темноты не позволяет ему пройти по длинному коридору, отделяющему его комнату от туалета. Тогда, следуя советам матери, он обращается за помощью к богу…
#{movie}Словенский фильм «От электрика с любовью» повествует об электромонтере, приехавшем в паб чинить свет и запавшем на выступающую в нем певицу. А российская комедия Константина Иванова «Пять минут» рассказывает о том, как Людмила Гурченко и ее одноименная песня вдохновляют обитателей одного дома на самые разнообразные действия.
Вне конкурса, в перерывах между основными показами, зрителей потчуют мультиками. Любопытный французский мультик – «Против жизни. Или за нее»: стадо оленей в лесу разворачивается и направляется прямиком на стаю охотничьих собак, преследовавших их. Погоня происходит на фоне удивительных пейзажей.
Директор кинофестиваля Тигран Айрапетян признался корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что организовать это действо во второй раз было даже сложнее, чем в первый: «В прошлом году мы проводили мероприятие в таком полутестовом режиме. А сейчас отнеслись ко всему гораздо серьезнее».
К тому же в мире свирепствует кризис. Бюджет фестиваля пришлось урезать, все стало несколько скромнее. Но, как объяснил директор, непосредственно на программе фестиваля эти трудности никак не сказались. «В этом году мы покажем около 70 фильмов, – рассказал Айрапетян. – География работ увеличилась. Около 30 стран против 20 на прошлом фестивале. Россия представлена шестью фильмами, причем, все – питерских режиссеров. Из Москвы нам тоже присылали работы, но они нас в этот раз не вдохновили».
Всего в рамках отбора на фестиваль было отсмотрено около 400–500 картин. Но фильмов оказалось так много, а сеансов так мало, что часть работ было решено даже «перенести» на следующий год.
«Наш программный директор на самом деле проделала колоссальную работу, – признался директор кинофестиваля. – Она встречалась практически с каждым режиссером лично. Мы искали и выбирали лучшие картины молодых режиссеров с других мировых фестивалей, изучали крупные кинопорталы, обращались к нашим друзьям в киношколах в разных странах мира. Кто-то выходил на нас сам».
Главной тенденцией молодежного кино этого года Айрапетян считает расширение границ кинематографа: «В прошлом году мы устраивали французский, немецкий, испанский дни. В этом все гораздо запутаннее. Абсолютно разные фигуры, страны…»
Продлится смотр до 11 октября. По итогам фестиваля будут вручены статуэтки за лучший игровой и документальный фильмы, а также лучшую режиссуру. При этом стоит констатировать, что у смотра молодежных киноталантов в Петербурге есть все шансы получить мировую известность.
«Мне звонили с Каннского фестиваля, – признался Тигран Айрапетян. – Предлагали разместить там нашу рекламу. Вообще, у нас с ними идет творческий обмен. Мы смотрим их картины, они просматривают наши».