Взгляд
15 января, пятница  |  Последнее обновление — 22:59  |  vz.ru
Разделы

Мы знаем о Казахстане далеко не всё

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Пока большинство эмоциональных всплесков у наших казахстанских друзей было связано с Китаем. Пекин в Казахстане постоянно подозревают в скрытых поползновениях на казахстанские территории. Однако в этот раз основное внимание было привлечено к территориальным отношениям с Россией. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Когда рухнет Америка

Дмитрий Юрьев
Дмитрий Юрьев, политолог
Нас ждут времена не просто тяжелые, а небывало тяжелые. Утратившая самоконтроль, деградирующая, наглая, внутренне единая новая Америка стоит у нашего порога как стадо восставших зомби. Подробности...
Обсуждение: 82 комментария

Как Германия превратилась в арену уличной войны

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
15 января 1919 года произошло жестокое убийство двух лидеров германских марксистов – Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Фрайкоровцы избили их прикладами, расстреляли в упор и выбросили в реку. Событие еще пару лет назад было немыслимым. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Умер создатель «Ералаша» Борис Грачевский

Художественный руководитель детского юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский, с конца прошлого года боровшийся с COVID-19, умер на 72-м году жизни. Коллеги отмечают, что с его смертью ушла целая эпоха и высказывают надежды на сохранение «Ералаша»
Подробности...

Капитолий превратился в казарму Нацгвардии США

Палата представителей США рассматривает вопрос об импичменте президенту Дональду Трампу. А в это время коридоры Капитолия заполнили бойцы Национальной гвардии. Однако обстановка спокойная и сотни мужчин в камуфляже и с огнестрельным оружием разлеглись на полу, занимаясь своими делами. Многие спят
Подробности...

Сторонники Трампа разгромили Капитолий

Многочисленные сторонники президента США Дональда Трампа взяли в среду штурмом Капитолий и устроили в нем погром. Стражи правопорядка с трудом вытеснили активистов за пределы парламента. В результате столкновений есть погибшие и раненые. Для многих наблюдателей эти события стали предвестником гражданской войны
Подробности...
17:52
собственная новость

Девять школ искусств Якутии оснастят в 2021 году в рамках нацпроекта «Культура»

Более 47,8 млн рублей получат девять районных детских школ искусств Якутии на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в 2021 году, сообщила пресс-служба Минкультуры Якутии.
Подробности...
11:55

В Якутии по нацпроекту решили открыть девять модельных библиотек

В Якутии выбрали девять библиотек, которые в этому году приобретут статус модельных по национальному проекту «Культура».
Подробности...
17:54

В шести горных селах Дагестана отремонтировали дома культуры

Дома культуры в шести горных селах Дагестана капитально отремонтировали в 2020 году по нацпроекту «Культура». Два из них уже открылись после капремонта, остальные планируется открыть до конца декабря, сообщила врио министра культуры Дагестана Зарема Бутаева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: В МИД России оценили идею создания нового договора взамен ДОН

    Главная тема


    "Северный поток – 2" поставил Байдена в трудное положение

    открытое небо


    США потребовали от европейских участников ДОН данные мониторинга за территорией России

    мнение медиков


    Врачи прокомментировали видео с конвульсиями американки после вакцины от COVID-19

    запрещенные артисты


    Литва назвала Киркорова и Шуфутинского инструментами российской пропаганды

    Видео

    Гайдаровский форум


    Чубайс выступил за современную концепцию либерального развития

    борьба за власть


    Эксперт сказал, к чему приведет попытка объявить импичмент Трампу

    цепь революций


    «Арабская весна» рискует повториться из-за русского хлеба

    Киев — Кишинев


    Стратегическое партнерство Молдавии и Украины грозит России новым кризисом

    референдум-провокация


    Идея воссоединиться с Россией вызвала политическую бурю в Эстонии

    казахстанские друзья


    Тимофей Бордачёв: Мы знаем о Казахстане далеко не всё

    тяжелые времена


    Дмитрий Юрьев: Когда рухнет Америка

    германские марксисты


    Тимур Шерзад: Как Германия превратилась в арену уличной войны

    на ваш взгляд


    Когда вы убираете из квартиры новогоднюю елку?

    Мировое кинобратство

    Президент ММКФ Никита Михалков и кинорежиссер Эмир Кустурица    21 июня 2007, 19:01
    Фото: Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД
    Текст: Константин Рылёв

    По расстеленной малиновой дорожке проследовали к кинотеатру «Пушкинский» под восторженные вопли зевак и традиционный духовой оркестр участники и гости 29-го Московского кинофестиваля: артисты Леонид Броневой, Андрей Соколов, Маша Шукшина с дочерью, Сергей Маковецкий… Вообще традиции как основная идея этого фестиваля были озвучены кинокритиком Петром Шепотинником еще три недели назад, на первой конференции, посвященной кинофоруму. Мол, так получилось, что во многих фильмах (их около 200) упоминается Россия.

    Церемония открытия

    Фактическим закреплением славянской идеи было приглашение в качестве почетного гостя ММКФ выдающегося сербского режиссера Эмира Кустурицы… Который во время открытия и проследовал расслабленной, свободной походкой за торжественно-презентабельным президентом кинофеста Никитой Михалковым.

    Мэр стоит возле городских ворот и сам выбирает жителей. Это где-то между парадоксами Хармса и рассказами Чехова

    Задача фестиваля – перекинуть мостик от прошлых российских успехов к будущим. Главным трофеем прошлого был объявлен фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», получивший в 1957-м «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

    После проникновенно-блюзового исполнения Сергеем Мазаевым «Журавлей» Бернеса были награждены призом «За вклад в развитие кинематографа» исполнители главных ролей: Алексей Баталов и Татьяна Самойлова. Баталов заметил: «Имеет смысл жить долго, чтобы дожить до таких моментов, когда картина, признанная во всем мире, наконец оценена на родине».

    Михалков в тронной речи поблагодарил тех, кто помог фестивалю выжить в трудные годы. «Спасибо вам, братья!»

    Слово «брат» становится ключевым для фестиваля. И первые, кому оно адресовано, – братья-славяне. Но и председатель жюри основного конкурса австралиец Фред Скепси тоже имеет отношение к России, поскольку снял фильм по роману Джона Ле Каре в 1990 году «Русский Дом».

    Что касается Кустурицы, то он был объявлен в качестве «нашего сербского брата».

    «Я считал раньше Михалкова большей души человеком, а теперь вот не знаю…» – заметил он, одернув костюмчик. Засмеявшись, Никита Сергеевич посетовал, что сербский классик прибыл сюда одетым как бомж. Костюм выдали.

    «А когда Эмир вошел, костюм так ладно на нем сидел, что пришлось подарить… Цыгане есть цыгане, никуда не денешься», – завершил под смех публики спич Никита Сергеевич, упомянув нацию, представителей которой предпочитает снимать Эмир. Тот в свою очередь заметил, что, если бы таких настоящих фильмов, как «Летят журавли», сейчас выходило больше, мир бы улучшился.

    Между Тарантино и Тарковским

    Кадр из фильма «Завет» режиссера Эмира Кустурицы
    Кадр из фильма «Завет» режиссера Эмира Кустурицы

    В своей ленте «Завет», открывшей ММКФ, серб и сам старается следовать этому правилу.

    Действие фильма разворачивается в небольшом селе, где живут дед с 14-летним внуком. Несмотря на ветхий внешний вид, их жилище механизировано. Куча технических приспособлений как во французских комиксах о коте Геркулесе: невпопад откидывающиеся кровати, люки, двери.

    Сильна нота связи с Россией. Когда победившая на соревнованиях спортсменка плачет на экране телевизора под российский гимн, дед рыдает вместе с ней.

    Он посылает внука в город: продать корову, купить икону и привезти жену. Таковы его заветы. Город оказался американизированным донельзя. Как воплощение западной оккупации там выступает со своей бандой местный усатый авторитет, растлевающий население. Корову он крадет для зоофилических надобностей клиентов. Последовательно превращая мир в бардак и убивая мешающих этому, усатый таскает с собой как образ идеала макет американского Международного торгового центра. Он мечтает поставить такой же в родном городе.

    После мытарств главный герой – подросток Цане – оказывается у двух полубандитских-полупартизанских лысых типов в клетчатых рубашках и ковбойских сапогах. Сначала они с недоверием относятся к нему, однако, установив происхождение подростка, восклицают: «Ты наш брат!»

    Цане положил глаз на местную красавицу Ясну. Но на нее имеет виды и усатый, желая сделать ее содержанкой и самой дорогой проституткой борделя, смеси ночного клуба, дискотеки и стриптиз-бара, – олицетворения западных «достижений». Банду усатого Кустурица изображает, пародируя «Криминального чтиво» Тарантино.

    Дед строит храм и все никак не решится сделать предложение грудастой учительнице. Дед отливает колокол. Напрашиваются аллюзии с «Андреем Рублевым» Тарковского.

    В городском цирке запускают из пушки мужика в красно-синем наряде Супермена. Он комично летит через весь фильм. Народ, глядя на его полет над Сербией, крестясь, шепчет: «Рогатый».

    После похищения Ясны Цане со товарищи берет бордель приступом и увозит невесту в деревню. Он выполнил заветы. Там и происходит окончательная битва «славянофилов» и «западников». Супермен падает на построенный храм. Но все заканчивается победой главных героев. Женится и дед, и внук. Свадебные фото повисают в кадре с надписью «Хеппи-энд».

    Хеппи-энд как рекомендация

    Эмир Кустурица (фото: Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД)
    Эмир Кустурица (фото: Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД)

    Пресс-конференцию Эмир начал с того, что передал привет украинскому «брату»:

    – Этот фильм – мой частный поклон в сторону Довженко. Я сделал картину о людях, далеких от города.

    – Реалии в фильме – украинские, родины Довженко. Похожие на те, что в России. А выход из ситуации – сказочный, карнавальный… – подхватили тему журналисты.

    – Действительно, это жанр сказки. На сегодняшний момент только сказка может подсказать выход из положения. Не только украинский, российский и сербский зритель узнает в фильме новую реальность, но любой житель постсоветского пространства. Многие страны с трудом перенесли переломный этап – поворот к материальным ценностям.

    – Мир поляризуется. Запад принес с собой цирк, переходящий в бордель. Славяне, как пограничная нация между Западом и Востоком, пытаются строить храм. Сейчас состояние войны между этими двумя формациями. Возможен ли реальный хеппи-энд для данной ситуации?

    – Хеппи-энда в глобальном смысле быть не может. Но люди, которые стремятся к чему-то светлому, свой хеппи-энд найти в состоянии. Я, например, в сербских горах построил небольшое село, все дома там деревянные. Мы стараемся жить натуральным хозяйством. Сами сажаем, выращиваем, производим. В этом нашли выход. Идея хеппи-энда в фильме – как рекомендация – искать его индивидуально. В странах Восточной Европы идеи демократии внедряются не без поддержки криминальных структур. Конечно, денежными делами в таких огромных масштабах занимаются не балерины, а граждане иного склада. Они вооружены до зубов и способны пожертвовать жизнью. Люди в Сербии распяты между идеей своего архетипа и поисками чего-то нового. Я показал в фильме хеппи-энд как возможность группового катарсиса. Как вы могли заметить, плохие герои в картине гибнут. Это необходимо. В кино!

    (Аплодисменты.)

    – Не собираетесь ли вы сделать что-нибудь на русском материале?

    – Выбрать сложно. Особенно когда грани размыты и стало непонятно, что же такое, собственно, кино. Сейчас можно экранизировать даже телефонный справочник. А уж тем более Чехова. Его рассказы спокойно можно перевести на современный язык.

    – Что делать с обещаниями прошлому режиму? С той же клятвой пионера?

    – Мы должны жить с ними в разумном компромиссе. Возможности человеческого мозга огромны. В нем множество складов, куда мы можем поместить прошлое. В том числе и иллюзии.

    – Расскажите о главном герое?

    – Паренька зовут Урос Милованович. Его нашел реквизитор. Когда мы начинали работать, он не проявлял никакого актерского таланта, но, попав в мое магнитное поле, потихоньку разыгрался. Я применяю методы гипноза (смех в зале).

    – Расскажите о деревне, которую вы построили. Вы не сторонник демократии. Какими нормами вы руководствуетесь там?

    – Я выстроил село, потому что мне уже хватило демократии (дом Кустурицы в Сараеве был разбомблен американской авиацией. – К.Р.). Во всех городах мэра определяют путем выборов. А в моем местечке наоборот: градоначальник выбирает жителей. Критерий: чтобы человек был добрым, красивым и возвышенным. Это античная идея. Представьте себе фантастическую картину: мэр стоит возле ворот и выбирает по этому принципу. Это где-то между парадоксами Хармса и рассказами Чехова.

    – Сейчас всплеск документального кино. Снимете фильм о вашей деревне?

    – О такой красивой вещи нелегко снять хороший фильм. В своей деревне я снял две последние игровые ленты. Этого достаточно, боюсь испортить идею. Фильм «Завет» снимался буквально в трех километрах от деревни. Это практически копия того места, где я живу.

    – Как вам в голову пришел сюжет картины?

    – Сюжет напоминает японскую сказку. Мальчик идет в город и должен сделать там три вещи. Когда у меня впервые возникла эта идея, никто в нее не верил, кроме близких друзей. Но в итоге все получилось. Это кино – мой вклад в психотерапию. Поскольку кино – это или потеря времени, или попытка улучшить человечество. Люди должны испытывать позитивные ощущения. Я, как режиссер, выступил в роли психотерапевта. Один настоящий врач-психотерапевт сказал, что вылечил женщину, страдающую эпилепсией, музыкой Моцарта. Статистика показывает – в 70% состояние эпилептиков улучшается под воздействием моцартовских мелодий. Я стараюсь двигаться в том же направлении. Хотя я, конечно, не Моцарт (смех в зале). Я скорее Мусоргский!

    – Казалось, что до «Андеграунда» вы резко шли в гору, а сейчас вы идете по плато в течение 10 лет. Будет ли новый подъем?

    – Нет, думаю, теперь только вниз (дружный смех, аплодисменты).

    – Раньше у вас больше было реалистичности, теперь – гротеска? Каков ваш основной творческий почерк?

    – Будучи студентом, я увлекался Рабле. Я люблю и французскую, и латиноамериканскую литературу. У Балкан много общего с Латинской Америкой. Карьеру я специально не выстраивал, двигаясь интуитивно. Взлеты в карьере – все это в руках Бога. Не во власти человека решать, великим он будет или маленьким. Я снимал «Андеграунд» в тяжелый период своей жизни. Но одновременно это была для меня пора немалого вдохновения. Художнику трудно менять время, в котором он живет, чтобы оно стало для него более подходящим. В наши дни кино приобретает черты показов мод, а не искусства: летняя коллекция, зимняя коллекция. Больше всего страдают авторы. Если вы сравните ситуацию с той, которая существовала несколько лет назад, то сейчас нет режиссеров, постоянно присутствующих на фестивалях. Эмир Кустурица и Никита Михалков – единственные славянские режиссеры Восточной Европы, на которых европейцы покупают билеты. Это не значит, что мы лучшие. Других не знают. Нам необходима защита авторского пространства. Раньше эту функцию выполняли фестивали. Но сейчас они не смогут продержать 20 лет на плаву нового Антониони. Десять своих последних лет я сам расцениваю как неуспех.

    – Кто из кинорежиссеров вам близок, чьи работы похожи на ваши картины? Что вы любите пересматривать?

    – Я, напротив, люблю фильмы, которые сам бы не мог снять. Поэтому смотрю картины Джармуша, Альмадовара, Пола Андерсена, Китано. Количество хороших режиссеров сейчас не меньше, чем в годы расцвета кино – после Второй мировой. Голливуд это пытается скрыть. Три года назад, когда я был председателем Каннского фестиваля, мне казалось, что настал конец авторскому кино. Там было всего две-три ярких картины. Всем режиссерам авторского кино желаю долгих лет и счастья!

    – Ваш фильм открывает ММКФ, что для вас значит этот фестиваль?

    – Через три дня в Париже премьера моей оперы (панк-оперная версия «Времени цыган». – К.Р.) Но я – здесь! Значит, Московский фестиваль чрезвычайно для меня важен. То, что повлияло на меня в детстве и юности, стало еще более ценным. Во время учебы в Пражской киношколе я помню свои впечатления от фильма Михалкова «Раба любви». Мне, тогда студенту, можно было только мечтать, чтобы снять такой фильм. Приезжая сюда, я вспоминаю свою молодость. Но этим я не хочу сказать, что постарел!


     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •