Взгляд
5 февраля, воскресенье  |  Последнее обновление — 19:45  |  vz.ru
Разделы

Где готовили этот креативный класс

Антон Беликов
Антон Беликов, художник, кандидат философских наук
На наших глазах значительное количество того самого креативного сословия, состоящего из художников, дизайнеров и прочих творцов, людей, выпестованных в государственных учебных заведениях, совершило акт государственного предательства. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Запад стер из своей памяти важные знания о России

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Западные элиты забыли то, что усвоили из многочисленных и полезных, хотя местами весьма болезненных уроков прошлого – Россию можно обмануть, Россию можно разложить изнутри, но Россию нельзя победить просто грубой силой. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Перспективы России на нефтяном рынке внушают оптимизм

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Перенастройка экспортных потоков, безусловно, является болезненной – и для покупателей нефти, и для самой России. Россия, вероятно, будет вынуждена временно сократить добычу нефти в среднесрочной перспективе. Подробности...

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве. Памятная дата отмечается не только в России, но и за ее пределами. Основные торжества прошли в Волгограде, где состоялся военный парад и другие торжественные мероприятия. Сталинградская битва была одной из крупнейших в истории человечества
Подробности...

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Россия предупредила о подготовке украинскими спецслужбами масштабной провокации в Краматорске

    Главная тема


    Китайский шар вскрыл проблемы ПВО США

    украинский конфликт


    Израильский эксперт назвал причину откровений Беннета о Путине, Украине и Западе

    поставки вооружений


    Шольц заявил о «консенсусе» с Зеленским по отказу от ударов по России

    конкурс красоты


    Россиянка впервые удостоилась титула «Миссис Вселенная»

    Видео

    наступательная операция


    Освобождение Артемовска приведет к перелому в боях за Донбасс

    «Коридор без выхода»


    Зачем Украина создает восемь новых штурмовых бригад

    акции протеста


    Украинские продукты разоряют европейских фермеров

    объединенная группировка


    Зачем Германия поглощает армию Нидерландов

    Несбиваемый аэростат


    США оказались бессильны перед китайским воздушным шаром

    уроки прошлого


    Ирина Алкснис: Запад стер из памяти важные знания о России

    нефтяной фактор


    Глеб Простаков: Перспективы России на нефтяном рынке внушают оптимизм

    никаких иллюзий


    Вадим Трухачёв: О нейтралитете Австрии и Швейцарии пора забыть

    на ваш взгляд


    Как часто вы используете ненормативную лексику в разговоре?

    Невзгоды режиссера

    Роберт Стуруа
       12 июня 2007, 16:04
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Алиса Никольская

    Роберт Стуруа из тех режиссеров, что пользуются безраздельной любовью у московской публики. Возглавляемый им Театр имени Шота Руставели регулярно наведывается в столицу, демонстрируя прекрасную труппу и мудрый, интеллигентный подход режиссера к текстам и темам. Поэтому, глядя на творящееся в двух показанных на Чеховском фестивале спектаклях, так не хотелось верить, что в программке стоит имя Стуруа.

    Семейная комедия со специями

    На этот раз Стуруа, славный в первую очередь интерпретациями классических пьес (в разные годы мы видели его «Макбета», «Короля Лира», «Ричарда Третьего», «Двенадцатую ночь»), привез две истории на национальном материале.

    Грузинская диаспора достаточно живо реагировала на события обоих спектаклей. Из чего можно сделать вывод: только им и понятна та реальность, о которой говорит режиссер…

    Первая пьеса – молодого драматурга Ираклия Самсонадзе «Сладковато-печальный запах ванили», вторая – почти вековой давности комедия Давида Клдиашвили «Невзгоды Дариспана».

    Первоначально в афишу гастролей должен был войти спектакль «Солдат, Любовь, Мальчик из охраны…и Президент», в основе которого две пьесы Лаши Бугадзе, одного из самых ярких грузинских драматургов.

    Однако по неким политическим причинам спектакль решили не привозить. А зря. Возможно, это позволило бы картине гастролей не быть столь досадной.

    Поначалу «Сладковато-печальный запах ванили» выглядит как традиционное юмористическое сочинение о том, как сложно обзаводиться семьей.

    Мужчина по имени Гурам привел в дом новую жену; парочку тут же оккупировали активные тесть с тещей да надоедливый сосед с бесконечной потребностью поговорить; по ходу дела к ним присоединяется бывшая пассия главного героя, оказавшаяся подругой его жены.

    Вроде бы наивно, но симпатично. Весьма эффектная декорация: уютный дом, в стены которого вламываются огромные любопытствующие головы кукол; куклы же составляют и часть обстановки – то диван поддерживают, то из клетки выглядывают. Ощущение, что герои живут у всех на виду.

    И мелкие обаятельные режиссерские находки тут есть. Скажем, когда герой подводит жену к фотографии своих умерших родителей и долго ее представляет, та украдкой показывает снимку язык.

    Или герои со слезами провожают наконец-то собравшихся уехать родителей, а когда за теми захлопывается дверь, пускаются в пляс. Однако если бы в таком – сдержанном и стильном – ключе продолжался весь спектакль, его можно было бы смотреть с удовольствием.

    Но ритм то и дело сбоит, а режиссерские штучки выглядят откровенно лишними. Быть может, дело в полном отсутствии событий у автора (хотя тогда сразу встает вопрос – зачем брать столь неудачную пьесу?).

    С чего вдруг мама с дочкой то ходят, то вдруг приплясывают под клавесин, а папа неожиданно снимает один носок и так ходит битый час?

    Все бегают, кричат, встают на четвереньки – но при этом остаются пустыми и неинтересными, как те самые куклы. Смотришь на весь этот сумбур, что называется, с холодным носом: не смешно, никак не задевает.

    Действие с места не сдвинулось

    Второй акт начинается пугающей фразой: «Прошло семь месяцев, дело с места не сдвинулось».

    Событий и правда больше не становится, зато появляются странные абсурдистско-политические подтексты. На первый план выходит неожиданно вернувшийся из Америки сын того самого соседа, познакомившийся со всеми прелестями «самоанализа».

    Этот странный тип (названный в программке Печальный Незнакомец) в галифе и цилиндре разгуливает по сцене под свет лампочных гирлянд, матерится по-русски и по-английски, как сомнамбула, повторяет «новое эго», «самореформа» и пытается рассказать про свое детство, откуда тот самый запах ванили.

    Его сопровождает еще один чудик – лохматый худой юноша по имени Зиги (это, надо полагать, Зигмунд Фрейд), изображающий собаку. Семейство, о котором вроде бы была история, возникнет по касательной.

    Речь идет только о молодой жене, переживающей беременность и оттого чудящей со страшной силой. Тут же врываются слова «роды как революция», «у него будет эго реформатора».

    Наверное, в подобных текстах есть глубокий смысл, связанный не то с политическими событиями в Грузии, не то еще с чем, – время, а следовательно, и контекст совершенно неясны.

    И зрителю никто не потрудился их раскрыть.

    В итоге спектакль выглядит вульгарно-броским и отчаянно скучным зрелищем, где никто, включая персонажей, не понимает, что, собственно, происходит.

    Печаль его темна

    «Невзгоды Дариспана» – тоже семейная комедия, только сочиненная почти век назад.

    Живет себе человек по имени Дариспан, есть у него четыре дочери, и ни одна не замужем, потому что мужчины или воюют, или просто не хотят жениться. Поэтому появившийся на горизонте соседский молодой человек прямо-таки берется в плен и вызывает дикую ненависть, когда говорит, что у него уже есть невеста.

    Однако сюжет выглядит так понятно лишь в виде синопсиса в буклете. Разобраться, что происходит на сцене, временами трудно, а временами просто невозможно.

    Простенький сюжет растягивается на все лады. Громкая музыка, актерские трюки и трючки, настоящий автомобиль, разъезжающий по сцене, табло для титров, живущее своей жизнью, – всего этого так много, что самой истории почти не видно, она проясняется только моментами.

    В «Дариспане» заняты превосходные давно знакомые в столице актеры. И смотреть на них – горько. Решительно непонятно, почему тонкая, глубокая, красивая Нино Касрадзе, играя бойкую тетушку Марту, кричит так, что боишься за ее связки, и страшно пережимает.

    Почему Заза Папуашвили (тот самый Дариспан), актер удивительного обаяния и внутренней силы, здесь почти не привлекает внимания. А молодые актеры просто огорчают. Хотя на их совести лишь тот факт, что они добросовестно выполняют режиссерский рисунок. А зачем режиссер решил сделать героев морально неполноценными – вопрос без ответа.

    Самое интересное, что находящаяся в зале грузинская диаспора достаточно живо реагировала на события обоих спектаклей. Из чего можно сделать простой вывод: им понятна та реальность, о которой говорит режиссер.

    Однако зрителю столичному, не осведомленному о тонкостях грузинского менталитета и знающего о событиях в Грузии исключительно из обрывочных новостей, многое осталось непонятным.

    И нельзя упрекать за это зрителя. Скорее это камень в огород режиссера: да, он ставит, что называется, о своем. Но на то он и мастер своего дела, чтобы «свое» донести, сделать понятным любому, вне зависимости от национальной принадлежности.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •