Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияПьеса – хорошо, а спектакль – лучше?
На первый взгляд, популярность пьес знатного «бытописателя» девятнадцатого века Александра Островского в наши дни очевидна. Сочинения его – настоящая энциклопедия житейского опыта, авантюризма и человеческих характеров. Да и роли у классика хороши, то есть артистам любого театра есть куда применить свои умения.
А если у режиссера хватает таланта и ума уйти от быта и адаптировать характеры и коллизии к сегодняшнему дню, то получаются очень пристойные работы. Казалось бы, не так это трудно.
Но, как выяснилось, дается не всем. Ибо случившийся недавно урожай на спектакли по Островскому оказался не слишком удобоварим.
Шумим, Миша, шумим
Возвращать к жизни сочинение хорошего драматурга, можно при одном условии: когда постановщику есть что сказать
Первый опыт постановки Островского в Сатириконе, театре, многие годы специализировавшемся исключительно на западной классике, был впечатляюще удачным: несколько лет назад Константин Райкин поставил «Доходное место», мрачный декадентский спектакль со своими «звездами» Денисом Сухановым, Юрием Лахиным, Григорием Сиятвиндой.
В нынешнем сезоне Марина Брусникина решила освоить трилогию о незадачливом Мише Бальзаминове (спектакль так и назван – «Бальзаминов»), уже с новым актерским поколением. Но ее работу, увы, не причислишь к победам театра. Что тем более скорбно, поскольку Сатирикон практически не выпускает неудачных спектаклей.
Брусникина любит, чтобы на сцене много пели. В «Бальзаминове» поют достаточно: бодрый девичий хор складно выводит русские народные песни – так заканчивается каждая сцена.
Почти сразу понимаешь, что поют лучше, чем говорят. Тем более что и не говорят почти – кричат, да так, что надсаживают связки. Зачем непонятно. Видимо, чтобы компенсировать отсутствие внутренней динамики действия.
Персонажи в «Бальзаминове» выглядят наскоро набросанными карандашными рисунками. С ними сразу понятно, и оттого становится неинтересно. Если им жарко – значит, жарко; если скучно – значит, скучно; если хочется замуж – то все равно за кого.
Мечтательные барышни с оголенными плечами прямо-таки жаждут вырвать себе право на счастье. Однако постоянно что-нибудь мешает – то друзья, то родичи, то стечение обстоятельств.
Да и обаятельный увалень Мишенька Бальзаминов (Александр Гунькин), судьбе поддается быстро, и в борьбу за сердце очередной невесты вступает для вида только.
Однако, несмотря на бездеятельную натуру, Мишенька, пожалуй, единственный, кто вызывает симпатию. Ибо образ получился наполненным и живым, в отличие от схематичности остальных.
Этот Мишенька ни перед кем не притворяется, прислушивается к своей интуиции и никому не делает зла. А интуиция подсказывает ему, что ничего хорошего из той или иной истории не выйдет. Да так и оказывается.
В первом акте жизнь Бальзаминова выглядит еще далекой от полного развала, то во втором уже все намного трагичнее. «Женюсь!» -- бодро говорит он в ответ на согласие тоскующей по мужскому вниманию вдовушки Белотеловой.
Бодро-то бодро, да только тоска за этой бодростью. Ибо не нужна ему эта вдовушка, да и он ей не нужен. А совместная жизнь по принципу «чтобы было» счастья принести не может.
А где смешно?
Режиссер Роман Самгин |
Шедеврами они, безусловно, не являются, но и «Славянские безумства» и «Веселая жизнь и грустная смерть французской артистки Адриенны Лекуврер» крепко сделаны, в меру увлекательны, прилично сыграны. А вот свежее «Горячее сердце» вышеназванным работам, увы, проигрывает.
«Горячее сердце» -- странная пьеса. Вроде бы комедия, но при этом привычно-смешного в ней мало, все больше вывернутого, чудного, даже дикого.
Главный герой, помещик с говорящей фамилией Курослепов, славен тем, что все слабее воспринимает окружающий мир. Все ему чудится, что небо падает. А дабы не пугаться этого, он день и ночь пьянствует с городничим и не замечает, что молодая жена у него под носом крутит роман с приказчиком.
К тому же у помещика дочь на выданье, своенравная девица, вскружившая голову двум добрым молодцам. А тут еще и куча посторонних персонажей бродит да шалит, и чем дальше в пьесу – тем меньше понятия, что происходит. Хотя финал, вроде, счастливый.
- Чертова дюжина
- Апокалипсис now
- Подсобное хозяйство
- Простые движения
- Танцы по случаю новоселья
- Мечта Эйфмана
Если раздумывать, как «Горячее сердце» ставить, на ум приходит разве что водевиль: быстро, броско, весело. Однако Самгин пошел по иному пути: сделал спектакль длинный, мрачный, тягостный и оттого малопонятный.
Хотя, казалось бы, большинство актеров со своей задачей справляются: хороши и Владимир Ершов – Курослепов, и Анна Яновская – его сладострастница жена Матрена, и Павел Акимкин – совестливый скромняга-Гаврило, и Олег Соколов – хитрый приживал Силан.
Но при этом режиссер явно ошибся с выбором главной героини. Сыграй дочь Курослепова Парашу, пылкую, увлеченную фантазиями, но при этом неглупую девицу любимая актриса Самгина Олеся Железняк, спектакль был бы иным.
Однако Парашу играет Алина Сергеева, топорная, начисто лишенная обаяния актриса, способная во всех ролях лишь на два с половиной жеста и одну интонацию. Когда она сквозь зубы нудит в адрес папеньки «Не отнимай ты моей воли!», хлюпая носом, удивляешься: ведь героине в этой ситуации надо бы сочувствовать, а ее хочется запереть покрепче и людям не показывать. А когда она неврастенически тычет пальцем в лицо ошалевшему ухажеру, так и тянет по рукам ударить.
В итоге, лишенный основной героини спектакль теряет целостность. А главное – непонятно, отчего же на сцене все так всерьез?
Чувства счет любят
Самым адекватным в получившейся компании стал спектакль «Женитьба Белугина» |
Малоизвестная пьеса классика, написанная в соавторстве с Н.Я.Соловьевым, довольно жесткая и непохожая по интонации на популярные сочинения Островского. Что достоверно воспроизведено постановщиком.
Сюжет выглядит просто: молодой фабрикант Андрей Гаврилыч Белугин, прибыв из глуши в столицу, влюбляется в обедневшую светскую барышню. Та, хоть и соглашается выйти за него замуж, разумеется, не отвечает ему взаимностью.
Ибо, по законам жанра, ей нравится другой – безденежный и обаятельный. Однако судьба всех героев неожиданно совершит крутой поворот: Белугин из ослепленного чувствами глупца превратится в человека, достаточно понимающего про жизнь, а его легкомысленная возлюбленная разглядит в нем именно того, кто ей нужен.
«Женитьба Белугина», при довольно внятной режиссерской позиции, получилась очень «актерской». Недавно появившийся в Табакерке Евгений Миллер играет Белугина умным, хватким и вполне современным молодым человеком, умеющим не только чувствовать, но и считать деньги.
Смешная, изломанная Ангелина Миримская вполне вписывается в образ порывистой, не очень умной Леночки Карминой, фантазирующей о возвышенной любви и в итоге к ней приходящей.
Привлекательны и Марианна Шульц в роли нервической, склонной к мигреням Нины Александровны Карминой, и Иван Шибанов – авантюрист Агишин, возлюбленный Леночки, и Владимир Краснов – Белугин-старший.
А главное – спектакль интересно смотреть не только тем, кто любит Островского, но и иным поклонникам современной пьесы. Потому что есть в нем очень сегодняшние смысловые посылы.
Сдувание пыли со старых книжных фолиантов – дело похвальное. Когда в том или ином театре возвращают к жизни сочинение хорошего драматурга, можно порадоваться. Но при одном условии: когда постановщику есть что сказать. И цель его – не только занять побольше актеров вверенной труппы или щегольнуть непростым названием. А иначе не стоит и напрягаться.