Взгляд
12 августа, пятница  |  Последнее обновление — 07:44  |  vz.ru
Разделы

Американские ВВС беспомощны против России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Для чего США перегнали с Аляски в Польшу шестерку своих F-22? Для устрашения. Но может ли напугать «супероружие», которое применить невозможно из-за его непригодности вести бой с равным противником и способного лишь гонять по пустыне партизан в тапочках? Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

В России сменился режим историчности

Дмитрий Орехов
Дмитрий Орехов, писатель
Когда писатель Дмитрий Быков и ему подобные говорят о «конце», «ужасе», «пробитом дне», «пропасти», «черной яме истории» и тому подобном, они абсолютно правы. Мы действительно наблюдаем конец либерального нарратива. Но это конец самих либералов, не России. Подробности...
Обсуждение: 46 комментариев

Нынешняя волна эмиграции из России оказалась самой бессмысленной

Борис Толчинский
Борис Толчинский, кандидат политических наук, писатель, публицист
Чтобы достойно пережить опыт эмиграции либо вовсе отказаться от него, нужно любить свою родину и понимать, что вместе с родиной против ее врагов успеешь больше, чем с врагами против родины. Подробности...
Обсуждение: 42 комментария

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке
Подробности...

В подмосковной Истре сгорел склад интернет-магазина Ozon

В истринском районе Подмосковья сгорел склад интернет-магазина Ozon – одного из крупнейших в России. В момент возгорания на складе находилось более тысячи человек. По предварительным данным, в результате пожара погиб один человек, еще 13 пострадали. Местонахождение 20 человек остается неизвестным. По одной из версий, причиной возгорания мог стать поджог
Подробности...

В Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ

В Петербурге и Кронштадте прошел Главный военно-морской парад страны, в нем участвовали более 40 кораблей, катеров и подлодок, а также более 3,5 тыс. военнослужащих. Мероприятие было приурочено к 326-й годовщине Военно-морского флота России
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Согласован выход двух судов с зерном из портов Украины

    Главная тема


    Время стало играть против Украины

    «от Волги до Тихого океана»


    В США предложили «деколонизировать Россию»

    «было человеческое горе»


    Командир морпехов ВСУ Волына извинился перед жителями Донбасса

    «прислушаться к критике»


    СМИ: Зеленского призвали признать преступления ВСУ

    Видео

    война будущего


    Как беспилотники открыли новую эпоху в военном деле

    новая эмиграция


    Латвия увидела опасность в российских оппозиционерах

    запрет на въезд


    От ненависти к России Европа предает свои главные ценности

    стратегические вооружения


    Цинизм помешал Пентагону посмотреть на секретные объекты РФ

    НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ


    Как Россия восстанавливалась после краха СССР

    готова сражаться


    Владимир Можегов: Венгрия выбрала Чака Норриса вместо трансвеститов

    пропагандировать и продвигать


    Игорь Караулов: В сфере культуры не стоит копировать Украину

    проект-300


    Герман Садулаев: России пора вернуть свое небо

    на ваш взгляд


    Надо ли запретить въезд в Россию гражданам Латвии и Эстонии в ответ на санкции против россиян?

    Звери диковинные, разные

    Представленный в музее Прокофьева перформанс Владимира Смоляра «Бестиарий»
       30 октября 2007, 15:11
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Юлия Бурмистрова

    В музее Сергея Прокофьева зрителям показали перформанс «Бестиарий». Генеральную репетицию оперы. Двенадцать известных поэтов и пять композиторов представили зверей, с которыми они себя ассоциируют. Летучие волки, снежные львы, черепахи, дельфины, мамонты, бабочки, олени... Насколько им удалось соединить несоединимое, превратив чтение стихов под музыку в оперу, читайте в нашей статье.

    Представленный в музее Прокофьева перформанс Владимира Смоляра «Бестиарий» – генеральная репетиция оперы. Да, да, именно оперы. Мы так привыкаем к словам, вернее, к их значениям, порой удивляясь несовпадению с привычным… Как так – поэты читают стихи под музыку, называя это оперой? А опера прежде всего означает «сочинение», «драма или комедия, положенная на музыку».

    Репетиция оркестра

    Научиться писать короткое и в то же время драматическое произведение, чтобы в две минуты уложить роман

    Вот и «бестиарий», позабытый средневековый жанр описания реальных или мифических животных в стихах, возродился вновь в новой для него форме. Собирая, а скорее вбирая в себя не только зверей, но и поэтов, композиторов, художников.

    Двенадцать диковинных животных, придуманных двенадцатью поэтами. Владимир Аристов, Игорь Вишневецкий, Мария Галина, Марианна Гейде, Вадим Месяц, Андрей Родионов, Мария Степанова, Андрей Тавров, Борис Херсонский, Шиш Брянский и Аркадий Штыпель. Двенадцатым должен был быть Дмитрий Александрович Пригов, скоропостижно скончавшийся летом. Но поэты не умирают – остался записанный для репетиций голос.

    Пять композиторов придумали музыку: Сергей Загний, Владимир Мартынов, Федор Софронов, Ольга Субботина и Антон Ровнер. В исполнении «Ансамбля ХХ век» под руководством Марии Ходиной.

    Разрушая клетки

    Двенадцать диковинных животных, придуманных двенадцатью поэтами
    Двенадцать диковинных животных, придуманных двенадцатью поэтами

    Автор проекта Владимир Смоляр считает, что идея абсолютной ценности личности и ее свободы выражения привело к такому разнообразию творцов, что стало практически невозможно понимание друг друга даже в рамках одного и того же вида искусства. Литераторы, музыканты, художники перестали олицетворять направление искусства, олицетворяя только себя. Каждый сам себе зверь, сам себе жанр.

    «Первая ассоциация, столкнувшись с современной поэзией и поэтами, – говорит Смоляр, – дремучий лес, наполненный диковинными зверьми».

    Собрав вместе не только поэтов, но и музыкантов и художников, он хочет если не разрушить, то хотя бы поколебать границы между жанрами, между людьми.

    Так и вышло. Перформанс как генеральная репетиция оперы стал, по сути, репетицией разрушения границ. Отсюда и неровность действия, и осторожность музыкантов в момент, когда начинали звучать слова.

    Поэтому самым органичным зверем был «Летучий волк» Пригова. Звучавший в записи голос, звучавшая в записи музыка Владимира Мартынова, исполненная ансамблем OPUS POSTH под управлением Татьяны Гринденко.

    «Живой звук» остальных компиляций стихов и музыки был рваный. Поэты то прислушивались к произносимым ими же словам, то уступали место музыке. Кто-то говорил тихо, прикрываясь листочком с текстом давно выученного стиха. Кто-то пытался победить музыку, выкрикивая слова, отчаянно жестикулируя и мимикрируя, захватывая зрителя зрелищем такой битвы.

    Музыканты играли хорошо, ровно. И только дирижеру Вячеславу Валееву, пропускавшему все сквозь себя, удалось стать центром перформанса. Тем идеалом, презревшим межжанровые границы. Он был органичен и неотразим в своей пластике.

    Из всех искусств важнейшим является процесс

    Но не подумайте, что все было плохо и я ругаюсь. Именно это и было интересно. Попытка соединиться, услышать друг друга отражалась в лицах, слышалась в словах, звучала в музыке.

    Ведь в искусстве главное – не только результат, в данном случае сыгранная опера. Немаловажен, а подчас и первичен сам процесс. В этом и заключается перформанс. Можно было отрепетировать, никому не показывая, и явить готовую оперу «Бестиарий». Нам показали самое интересное, то, что обычно остается за кулисами, – творческий спор, столкновение жанров.

    После перформанса я поговорила с автором проекта, с поэтами, музыкантами, задавая практически одни и те же вопросы. Все отвечали разное, в основном о себе, о себе в проекте, о положении поэзии или музыки в целом. Но сходились в одном – необходимо разрушать границы, соединяться, прорастая новым жанром.

    – Насколько сложно делать такие перформансы? – спросила я у Владимира Смоляра
    – Это невыносимо сложно. Посмотрите, тут собрался настоящий зверинец. Поэты, которые друг друга за поэтов не считают, музыканты. Кот и лев в одной клетке. Только стоящий в центре зала дирижер – как некий идеал того, что должно быть.

    – Как родилась идея проекта?
    – Все достаточно просто. Современное искусство всегда представлялось мне неким бестиарием.

    – Как удалось соединить, уговорить, сподвигнуть?
    – Проект построен на энтузиазме, на инициативе. Поэтапно. Поэт сочиняет стихотворение и читает на диктофон, композитор слушает и рефлексирует. Я, как художник, слушаю это все и пытаюсь увидеть в поэте зверя, отразив на фотопленке.

    – Что будет дальше с проектом? Он обрастет костюмами, декорациями?
    – Дальше перформанс превратится в нормальную оперу. Насчет внешних деталей пока не знаю. На репетиции были художники, режиссеры, возможно, из этого родится что-то. Разные люди не считают это оперой или бестиарием. Главное, что я так считаю.

    Разговоры после

    Композитор Антон Ровнер

    – Небольшие по времени произведения сложней писать?
    – Сложней, поэтому это и надо делать. Был повод мне как композитору не распыляться, не растягиваться. Научиться писать короткое и в то же время драматическое произведение, чтобы в две минуты уложить роман. Как про Вебера говорили, что он пишет роман в одном вздохе. В минимуме дать максимум. К тому же было интересно попробовать выражать слова в музыке.

    – Такой проект – шанс для современного академического композитора выйти к публике?
    – К сожалению, классический академический и авангардный академический жанры не востребованы большим количеством населения. Не всегда находятся исполнители. Не всегда есть проекты вроде этого. Композиторы слишком варятся в своем соку, что способствует узости восприятия. Хорошо, когда возникает такое сотрудничество музыки и слов. Музыка становится слышна в контексте широкой культуры, и это ей на пользу.

    Поэт Вадим Месяц

    – Если честно, я боялся, скептически ждал, что получится как всегда – «поэты у микрофона под музыку». Как по радио. Но получилось гораздо большее, что пока не оформляется в слова.

    Поэт Игорь Вишневецкий

    – Сегодняшний вечер удался?
    – Наша культура слишком разрознена по группам, подгруппам.

    Задача заключалась в том, чтобы свести как можно больше поэтов и композиторов и представить стилистическую разноголосицу. Но, мне кажется, получилось единое пространство, даже несмотря на элемент некоей неизбежной нестыковки из-за такого количества не просто участников, а личностей. Но мы это будем делать не один раз. Кроме того, это попытка завоевать другое пространство, отличающееся от пространства чистой словесности.

    – Будет ли развиваться проект?
    – Безусловно, необходимо развивать дальше. Перегородки, существующие в искусстве между профессиональными сообществами, должны быть сняты. И нужно повышать социальную значимость того, что мы, поэты и композиторы, делаем. Потому что мир воспроизводит сам себя, отказываясь понимать социальную неадекватность такого воспроизведения. Сложно говорить об адекватности. Ну, вот сегодня был забит зал, вроде бы аншлаг, а на самом деле это человек двести. Аншлаг будет, когда придет несколько тысяч.

    Руководитель «Ансамбль ХХ век» Мария Ходина

    – Ваш ансамбль новый, но уже так хорошо сыгран, подобран…
    – В ансамбле играют студенты института им. М. М. Ипполитова-Иванова, где существует уникальная кафедра современного исполнительского искусства. К сожалению, академическую музыку XX века знают очень мало, музыканты не востребованы. Наша задача – это изменить.

    – Как вам сегодня игралось, какой опыт приобрели?
    – У нас есть опыт общения с рядом авторов – Сафронов, который преподает в институте, Ровнер, Субботина – выпускница нашего института. Неожиданности начались во время соприкосновения с текстом. Мы никогда не работали со словом. Это впервые.

    Сегодня было много нивелировано в музыке ради того, чтобы был донесен текст. Под сурдинку выравняли в одной динамике, а ведь произведения сильные, разные. Заканчивался текст, начинались аплодисменты, а музыка еще идет. Тут еще много работы, и внутри, и со зрительским восприятием.

    Послесловие

    Вместо итога скажу так – это интересно.

    Правда, справедливости ради стоит еще добавить, что интересно – зрителю, хоть немного подготовленному. А значит, опять границы. Но в то же время – новая цель. Если опера «Бестиарий» состоится как результат, у нее есть все шансы одолеть новую вершину.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •