18 сентября, вторник  |  Последнее обновление — 18:24  |  vz.ru
Разделы

Почему Ил-20 не прикрывался нашими истребителями?

Виктор Алкснис, политический деятель
Сегодня Минобороны РФ рассказывает нам сказки о том, что израильские истребители прикрывались Ил-20, атакуя Латакию, и поэтому сирийцы сбили наш самолет. А почему же не осуществлялся контроль воздушного пространства над Средиземным морем? Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Око за око, зуб за зуб!

Виталий Третьяков, главный редактор журнала «Политический класс»
Обман и подлость – исторически традиционные составляющие политики. Но до сих пор казалось, что у западных военных-то есть какая-то честь. Оказывается, у израильских военных ее нет. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Мы имеем дело с предельно циничными упырями

Андрей Медведев, Политический обозреватель
Накопали про «Боинг»? Ну вот вам. Получите асимметричный ответ. CNN тут же делает вброс, что наш самолет сбит сирийцами по ошибке. Ну да, ну да. Все случайно. Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

    Путин и Си Цзиньпин приготовили блины с икрой и выпили водки

    Владимир Путин и Си Цзиньпин в рамках IV Восточного экономического форума посетили выставку «Улица Дальнего Востока». Там лидеры России и Китая сами приготовили блины с черной и красной икрой. Кроме того, по предложению российского президента по русской традиции они выпили немного водки
    Подробности...

    В США выбрали «Мисс Америка 2019»

    В США состоялся финал конкурса красоты «Мисс Америка 2019», который впервые проводился по новым правилам. Организаторы конкурса заявили, что отказываются от традиционного дефиле в купальниках, так как больше не оценивают внешность участниц и привычные стандарты красоты больше не имеют значения
    Подробности...
    Обсуждение: 26 комментариев

    День города в Москве превратился в большой фестиваль

    Москвичи и гости столицы в субботу начали отмечать 871-летие столицы. Тысячи людей приняли участие в праздничных гуляниях, которые продлятся два дня. День города совпал с открытием театрального сезона, что отразилось на тематике многих мероприятий
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Нетаньяху выразил соболезнования в связи с катастрофой Ил-20
         |  vz.ru

        Читайте также

        Софья Губайдуллина - последний великий композитор

        Фестиваль на каналах – Grachtenfestival в августе этого года проводился в девятый раз. Этот фестиваль – явление уникальное. Как и сами каналы Амстердама
        Композитор Софья Губайдуллина    4 сентября 2006, 17:30
        Текст: Светлана Храмова, Амстердам

        В этом году амстердамский фестиваль на каналах Grachtenfestival посвятили творчеству композитора Софьи Губайдуллиной. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД задала несколько вопросов последнему великому композитору ХХ века.

        Молодые музыканты – победители международных конкурсов, прошедшие строгий отбор, – приезжают из самых разных стран участвовать в летней академии Национального молодежного оркестра. Они играют в лучших залах Голландии. И не только.

        Концертной площадкой становится территория исторических памятников, музеев, специально оборудованные лодки, парки и площади, даже огромное помещение аэропорта Схипхол.

        По всей территории Королевства Нидерландов выступают солисты и ансамбли, представляющие разнообразие направлений современного исполнительства.

        Задействованы и все доступные виды общественного транспорта, что дает возможность заинтересованной публике легко перемещаться внутри страны и охватить как можно большее количество представлений.

        Билет на фестиваль обеспечивает бесплатный проезд на трамваях, автобусах, лодках, паромах, что помогает увидеть Королевство в лучшем виде. Традиционная для страны забота обо всех сразу.

        Молодые дарования получают новый опыт, граждане и гости - незабываемые впечатления, современная музыка развивается, а организаторы снова явили максимум изобретательности и разработали неповторимое событие, сориентированное на специфику местности.

        Эстафета музыкальных опытов

        Для потенциально одаренных студентов консерваторий организованы мастер-классы
        Для потенциально одаренных студентов консерваторий организованы мастер-классы

        Но, пожалуй, важнее всего, что для потенциально одаренных студентов консерваторий организованы мастер-классы и общение с маститыми музыкантами и композиторами.

        Если отбросить блистательность формы проведения – это и есть главная конструктивная идея фестиваля. Полезная для обеих сторон. Помогает носителям прославленных имен не отрываться от реальности, а напористым и подающим надежды – к ней приблизиться.

        В самом деле, в последний день фестиваля Национальный молодежный оркестр играет в Concertgebow симфонию Софии Губайдуллиной – «Слышу… Умолкло», впервые продирижированную много лет назад в Москве Геннадием Рождественским.

        Благодаря ему, кстати, в 1982 году и исполненную. Музыка, по замыслу автора, включает соло дирижера. В одной из двенадцати частей симфонии он управляет не оркестром, а потоками позитивной и негативной энергии. В полной тишине. Рождественский симфонию принял с восторгом, премьера состоялась.

        Сейчас Губайдуллина, которую на Западе называют последним великим композитором ХХ века, делает авторские указания на репетициях в Амстердаме.

        Последний великий композитор ХХ века

        С Софьей Губайдуллиной мы встретились во время концерта в зале «Бимхауза»
        С Софьей Губайдуллиной мы встретились во время концерта в зале «Бимхауза»

        С Софьей Губайдуллиной мы встретились во время концерта в зале «Бимхауза». Исполнялось «Трио для трех тромбонов» – виртуозно написанная небольшая вещь, требующая от исполнителей почти цирковой отточенности каждого движения.

        75-летняя Софья Азгатовна следила за исполнением музыки с напряженным вниманием. И уже острота ее взгляда позволяла понять, что о заслуженном отдыхе мэтра говорить не придется. Казалось, что пронизывающие, насквозь буравящие молодых музыкантов черные глаза исполняют дирижерскую функцию. Она созидала музыку, заново творила ее.

        После антракта, перед исполнением следующего произведения – «У края пропасти», написанной для водофона и семи виолончелей, ей предстояло выйти на сцену для большого интервью со специальным корреспондентом BBC. Но она легко согласилась поговорить.

        - Я всегда рада общению. Слово – сказанное, как и музыка – исполненная, обретают силу воздействия, я осуществляюсь в той энергии, которую могу сообщить всеми доступными мне способами. Я обязана делать то, что в моих силах.

        Мы живем в страшное время. Цивилизация съедает культуру. Мне даже кажется, что противокультурна общая тенденция. Для этого так много делается. Материальный мир торжествует. Успех художника определяется стоимостью картин, успех музыканта – цифрой в контракте, фактически творчество становится второстепенным.

        Это самое важное сейчас для человечества – сохранить культуру в этих ужасающе трудных условиях, когда все направлено на то, чтобы культуру съесть.

        Я несколько часов назад прилетела в Амстердам по приглашению моего друга, голландского музыканта Райнберта де Леу – композитора, пианиста, дирижера, педагога. Он отец и вдохновитель этого фестиваля. Райнберт отдает молодым музыкантам все силы, осознает это как миссию.

        - Вы с таким вниманием слушали. Вы удовлетворены тем, как исполнена ваша музыка?
        - Я слышала и лучшие исполнения, честно говоря. Ощущение, что души музыкантов еще спят. Авангардная музыка, как часто определяют мои произведения, требует не меньшей эмоциональной пробужденности, чем исполнение Шопена. Я слышу энергичные звуки – но нет души.

        Я здесь больше из уважения к Райнберту, честно говоря, я не люблю возиться с еще сырым материалом. Я понимаю, что это важно. Но мне более важен уровень исполнения.

        Хотя однажды, по его же инициативе, я попала на подобный летний фестиваль, проводимый в маленьком американском городе Танглвуд, это репетиционная база Бостонского симфонического. Земли, когда-то дарованные Сергею Кусевицкому, стали собственностью оркестра.

        Встречи на том фестивале стали откровением! Потрясающий опыт – исполнялась моя музыка для хора «Теперь всегда снега» на стихи Геннадия Айги. Произведение много значит для меня, я его очень люблю. Голоса молодых звучали ярко, с таким артистизмом, как даже профессионалы никогда на моей памяти не звучали!

        Во время фестиваля Grachtenfestival
        Во время фестиваля Grachtenfestival

        - То есть и артистизм присутствовал – и душа успела проснуться. Значит, одаренность все-таки главное?
        - Главное – наличие этого особого микроба духовности в крови. Редко сейчас, да и всегда редко, – но встречается.

        Я только что вернулась из Асиаго – итальянского городка в горах, где встретила таких идеалистов, это настолько обнадеживающее впечатление! Со всех концов света люди приехали на фестиваль, проходивший в маленькой церкви с прекрасной акустикой.

        Квартет «Терпсихора» играл мою музыку, а в составе квартета - итальянка, болгарин, француженка и англичанин. Как музыканты нашли друг друга – остается загадкой. Играли удивительно хорошо, а публика оказалась столь благодарной!

        Сейчас повсюду есть какие-то места – островки, где происходит сохранение культуры при общем походе, направленном на ее уничтожение. То в Бадене, то в Стокгольме, где-то на окраинах его – появляются люди, которые со страстью энтузиастов способствуют сохранению баланса, не позволяют миру полностью перейти на существование в материальной плоскости.

        - Ваша музыка религиозна в основе своей – вы согласны с таким мнением?
        - Да, конечно. Более того, – она засмеялась, – я считаю, что вся музыка религиозна!

        Нет, не в смысле церковности. Я понимаю слово «религия» буквально. «Лига» – связь, «ре» – возобновление. Как восстановление связи между человеком и высшим началом. Искусство выполняет роль связующего звена.

        Всякое сочинение – это работа духа, уход от земного. Через искусство дух обретает форму. Потому что существование только в материальной плоскости уничтожает смысл жизни. В этом и суть искусства – возвращать жизни смысл.

        Часто спрашивают – не обидно ли, что меня называют мистиком? Но мистическое – прежде всего прорыв к тайне. И любое искусство – тайна. Творчество таинственно, и непостижимая тайна в творчестве всегда есть. Это правильно, что меня называют мистиком.

        Во время фестиваля Grachtenfestival
        Во время фестиваля Grachtenfestival

        - Представляется ли вам работа над формой специфически сложной – женщины более эмоциональны, менее склонны к конструктивизму. Вы ощущаете женское начало, когда создаете музыку?
        - Мы разделены на женщин и мужчин – и это не так уж и плохо. Есть разные женщины, разные мужчины. Для меня важна софийность искусства.

        София – богиня мудрости. Считается, что она была в основе божественной субстанции. Женский принцип бога – это творческий принцип. Женское начало инициировало творение мира – творчество Бога.

        Творчество двойственно, как и сама София. Она стремится к единству и в то же время инициирует Бога создать мир, то есть множественность элементов. И когда создана множественность – она призывает вернуться к единству.

        Стремление к единству и к множественности, вечное противоречие мужского и женского начал – это и есть двойственность Софии и самой природы творчества. Создание материального мира из множества элементов и стремление объединить его.

        София явилась миру как спасительница духовного начала, которая в тоже время небезразлична к материи, к ее устройству и качеству. Это женский рецепт.

        Так творит женщина – в той или иной сфере. Я слышу звучащее единство вертикали, превращаю ее в горизонтальную множественность, которую стремлюсь объединить.

        - Ваше отношение к программности в музыке? Есть ли в основе вашей музыки идея, которая может быть выражена словами?
        - Трудно припомнить свой собственный опыт. Он настолько интуитивен. Но основа – это звучащий мир. Есть побудительные импульсы, но когда начинаешь писать – то все это отбрасываешь. Остаешься наедине со своим универсумом, где есть только звук.

        - Есть ли мыслители, философия которых повлияла на вашу музыку?
        - Наверное, можно называть имена, да, но множество вещей я изучала и с волнением открывала сама. Установка какая-то может быть близка, но в конечном итоге человек слушает только себя. Самый мощный философ, несомненное влияние которого я всегда чувствую, – Иоганн Себастьян Бах.

        Во время фестиваля Grachtenfestival
        Во время фестиваля Grachtenfestival

        - Ваше имя я хорошо знаю с детства, музыканты всегда произносили его с благоговением. В российской современной классической музыке имя Софьи Губайдуллиной почитается как культовое. Почему уже пятнадцать лет вы живете неподалеку от Гамбурга, почему вы уехали из Москвы?
        - Вы правильно сказали: имя звучало. А музыка – нет. Вход в зал Союза композиторов мне был практически закрыт.

        Да и имени-то не было толком. Раз в десять лет кому-нибудь из музыкантов удавалось выцарапать разрешение на исполнение большого произведения с моим именем в афише. Раз в десять лет, не чаще!

        Ощущение, что все двери закрыты… Я чувствовала полную безнадежность. Продолжала писать, а на жизнь зарабатывала чем-нибудь вроде музыки к мультфильму «Маугли». Осталась страшная боль и привычная открытая рана, которая не заживет никогда.

        В Вене, в 1981 году, впервые прозвучал «Офферториум», концерт для виолончели с оркестром, сыгранный Гидоном Кремером. Моя музыка стала звучать на Западе. Все более и более активно. Приглашения следовали одно за другим.

        Привычные немота и отверженность стали не только невыносимы, но и бессмысленны. В 1992 году я уехала в Германию, живу под Гамбургом – есть такой небольшой город Аппен. Но я даже не там, а в малюсенькой деревушке живу, поблизости. В ней всего две улицы.

        А дальше – пастбища, простор. Я подолгу гуляю, много думаю, очень много пишу. Это самое счастливое время в моей жизни. Идеальная обстановка для творчества. Я могу поставить перед собой очень сложные задачи и стараться их выполнить.

        - Отшельническая жизнь дает вам вдохновение?
        - И хотела бы согласиться, да не могу, – смеется София Азгатовна. – Люди сами приходят ко мне.

        Приезжают из разных стран – музыканты, друзья. Приходят заказы из Чикаго, Бостона, Амстердама, Токио, даже из Китая!

        Я очень легко перемещаюсь по планете из этой деревушки. Чудесным образом обрела быструю связь с миром – с публикой, с исполнителями и композиторами, с критиками, что особенно важно.

        Уйдя от людей – я соединилась с ними. Меня удостоили престижнейших наград – например, в 1998 году от Японской ассоциации искусств – «Premium Imperiale», это нечто вроде Нобелевской премии в музыке и свидетельство истинного признания.

        В 2002 году я получила «Polar Music Prize» – в Швеции. Сам король ее вручает, но премия традиционно предназначена для легкой музыки, серьезная музыка себя неуютно в ней чувствует.

        Во время фестиваля Grachtenfestival
        Во время фестиваля Grachtenfestival

        - Да, в списке лауреатов «Polar Music Prize» – Пол Маккартни, Элтон Джон, Стив Уандер. А формулировка – что-то вроде как «За особые заслуги, значимый вклад в развитие мировой музыкальной культуры и верность творческой идее несмотря ни на что...»
        - Несмотря даже на отсутствие надежды в течение почти сорока лет. – Она снова улыбается. Глаза смотрят иронично и молодо. – Кстати, пять лет назад музыканты в Москве сделали концерты в честь моего семидесятилетия. Моя музыка к тому моменту стала широко признанной на Западе, время советской идеологии прошло. И что вы думаете?

        Да, залы заполнены, я видела радостные глаза публики. И ни одной положительной рецензии! Только отрицательные. Зрителей убедила, а музыковеды снова несчастны. И очень разочарованны. Как всегда.

        Это чем объяснить?

        Впрочем, объяснять уже нет времени. Корреспондент BBC с нетерпением приглашает композитора Софью Губайдуллину на сцену.

        Он представляет ее публике, долго перечисляет музыкальные достижения мастера. Конечно, один из первых вопросов – трудно ли было уехать из России, и что она при этом чувствовала.

        Софья коротко отшучивается и с легкой улыбкой начинает говорить о музыке, которая прозвучит в концерте через несколько минут.

        Есть тайна и боль творчества. Об этом говорить можно. А есть просто боль, которая не проходит. Об этом лучше не говорить.


        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
         
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............