Взгляд
28 сентября, вторник  |  Последнее обновление — 07:25  |  vz.ru
Разделы

Как США, Россия и Украина видят правила сосуществования в общей лодке

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Москва, в частности, против американской инициативы по созыву «саммита демократий», который будет разделять мир на условно полноценные страны и недоразвитые, после чего противопоставлять их друг другу. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Россия победила в Карабахе силой и эмпатией

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай", научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
В результате российского вмешательства война между Азербайджаном и Арменией привела к практически идеальному дипломатическому результату – обе стороны оказались одинаково неудовлетворенными. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Зеленский блестяще имитирует борьбу с олигархами

Андрей Манчук
Андрей Манчук, политолог
На Украине готовятся принять «закон об олигархах». При этом понятие «олигарх» выписано в законе максимально расплывчато – таким образом, что при желании под него можно подвести всякого богатого украинца, который испортил отношения с президентом. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Кремль опубликовал кадры отдыха Путина и Шойгу в Сибири

Пресс-служба Кремля опубликовала кадры отдыха президента России Владимира Путина и министра обороны страны Сергея Шойгу в тайге – глава государства и руководитель Минобороны были там в начале сентября. Они ловили рыбу, варили уху и даже встретили маралов и медведей
Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Названа победительница конкурса красоты «Мисс Крым-2021»

В Ялте состоялся ежегодный конкурс красоты «Мисс Крым» с участием 15 представительниц в возрасте от 16 до 22 лет из разных городов полуострова. На этапе отбора девушки проходили различные испытания и радовали зрителей дефиле в нарядах от известных дизайнеров
Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Вулкан Кумбре-Вьеха превратил в ад один из Канарских островов

На испанском острове Пальма в Атлантическом океане продолжается извержение вулкана Кумбре-Вьеха. Есть опасения, что потоки лавы достигнут побережья и смешаются с водой, что может спровоцировать взрывы и выбросы вредных газов. На данный момент лава покрыла 154 гектара земли, разрушены сотни зданий
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: США создали группу эсминцев для противодействия России в Атлантике

    Главная тема


    Венгрия перекрывает Украине российский газ

    «визовое сдерживание»


    В генконсульстве России в Хьюстоне возникла угроза сокращения штата до двух человек

    новое оружие


    США успешно испытали гиперзвуковую ракету

    осенние работы


    Агроном рассказал, как правильно подготовить на даче почву и уличные растения к зиме

    Видео

    выборы в бундестаг


    Немцы задержали Меркель до Рождества

    балтийское море


    Литва перекладывает рыбные проблемы на Россию

    разваленная армия


    Чего не хватает Украине для военного паритета с Россией

    «секретный план»


    Зачем Испания вмешалась в «газовое противостояние» с Россией

    политический блок


    США создали глобальный антикитайский заговор

    закон об олигархах


    Андрей Манчук: Зеленский блестяще имитирует борьбу с олигархами

    дипломатический результат


    Тимофей Бордачёв: Россия победила в Карабахе силой и эмпатией

    саммит демократий


    Геворг Мирзаян: Как США, Россия и Украина видят правила сосуществования в общей лодке

    на ваш взгляд


    Собираете ли вы сами грибы в лесу?

    Софья Губайдуллина - последний великий композитор

    Композитор Софья Губайдуллина    4 сентября 2006, 17:30
    Текст: Светлана Храмова, Амстердам

    В этом году амстердамский фестиваль на каналах Grachtenfestival посвятили творчеству композитора Софьи Губайдуллиной. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД задала несколько вопросов последнему великому композитору ХХ века.

    Молодые музыканты – победители международных конкурсов, прошедшие строгий отбор, – приезжают из самых разных стран участвовать в летней академии Национального молодежного оркестра. Они играют в лучших залах Голландии. И не только.

    Концертной площадкой становится территория исторических памятников, музеев, специально оборудованные лодки, парки и площади, даже огромное помещение аэропорта Схипхол.

    По всей территории Королевства Нидерландов выступают солисты и ансамбли, представляющие разнообразие направлений современного исполнительства.

    Задействованы и все доступные виды общественного транспорта, что дает возможность заинтересованной публике легко перемещаться внутри страны и охватить как можно большее количество представлений.

    Билет на фестиваль обеспечивает бесплатный проезд на трамваях, автобусах, лодках, паромах, что помогает увидеть Королевство в лучшем виде. Традиционная для страны забота обо всех сразу.

    Молодые дарования получают новый опыт, граждане и гости - незабываемые впечатления, современная музыка развивается, а организаторы снова явили максимум изобретательности и разработали неповторимое событие, сориентированное на специфику местности.

    Эстафета музыкальных опытов

    Для потенциально одаренных студентов консерваторий организованы мастер-классы
    Для потенциально одаренных студентов консерваторий организованы мастер-классы

    Но, пожалуй, важнее всего, что для потенциально одаренных студентов консерваторий организованы мастер-классы и общение с маститыми музыкантами и композиторами.

    Если отбросить блистательность формы проведения – это и есть главная конструктивная идея фестиваля. Полезная для обеих сторон. Помогает носителям прославленных имен не отрываться от реальности, а напористым и подающим надежды – к ней приблизиться.

    В самом деле, в последний день фестиваля Национальный молодежный оркестр играет в Concertgebow симфонию Софии Губайдуллиной – «Слышу… Умолкло», впервые продирижированную много лет назад в Москве Геннадием Рождественским.

    Благодаря ему, кстати, в 1982 году и исполненную. Музыка, по замыслу автора, включает соло дирижера. В одной из двенадцати частей симфонии он управляет не оркестром, а потоками позитивной и негативной энергии. В полной тишине. Рождественский симфонию принял с восторгом, премьера состоялась.

    Сейчас Губайдуллина, которую на Западе называют последним великим композитором ХХ века, делает авторские указания на репетициях в Амстердаме.

    Последний великий композитор ХХ века

    С Софьей Губайдуллиной мы встретились во время концерта в зале «Бимхауза»
    С Софьей Губайдуллиной мы встретились во время концерта в зале «Бимхауза»

    С Софьей Губайдуллиной мы встретились во время концерта в зале «Бимхауза». Исполнялось «Трио для трех тромбонов» – виртуозно написанная небольшая вещь, требующая от исполнителей почти цирковой отточенности каждого движения.

    75-летняя Софья Азгатовна следила за исполнением музыки с напряженным вниманием. И уже острота ее взгляда позволяла понять, что о заслуженном отдыхе мэтра говорить не придется. Казалось, что пронизывающие, насквозь буравящие молодых музыкантов черные глаза исполняют дирижерскую функцию. Она созидала музыку, заново творила ее.

    После антракта, перед исполнением следующего произведения – «У края пропасти», написанной для водофона и семи виолончелей, ей предстояло выйти на сцену для большого интервью со специальным корреспондентом BBC. Но она легко согласилась поговорить.

    - Я всегда рада общению. Слово – сказанное, как и музыка – исполненная, обретают силу воздействия, я осуществляюсь в той энергии, которую могу сообщить всеми доступными мне способами. Я обязана делать то, что в моих силах.

    Мы живем в страшное время. Цивилизация съедает культуру. Мне даже кажется, что противокультурна общая тенденция. Для этого так много делается. Материальный мир торжествует. Успех художника определяется стоимостью картин, успех музыканта – цифрой в контракте, фактически творчество становится второстепенным.

    Это самое важное сейчас для человечества – сохранить культуру в этих ужасающе трудных условиях, когда все направлено на то, чтобы культуру съесть.

    Я несколько часов назад прилетела в Амстердам по приглашению моего друга, голландского музыканта Райнберта де Леу – композитора, пианиста, дирижера, педагога. Он отец и вдохновитель этого фестиваля. Райнберт отдает молодым музыкантам все силы, осознает это как миссию.

    - Вы с таким вниманием слушали. Вы удовлетворены тем, как исполнена ваша музыка?
    - Я слышала и лучшие исполнения, честно говоря. Ощущение, что души музыкантов еще спят. Авангардная музыка, как часто определяют мои произведения, требует не меньшей эмоциональной пробужденности, чем исполнение Шопена. Я слышу энергичные звуки – но нет души.

    Я здесь больше из уважения к Райнберту, честно говоря, я не люблю возиться с еще сырым материалом. Я понимаю, что это важно. Но мне более важен уровень исполнения.

    Хотя однажды, по его же инициативе, я попала на подобный летний фестиваль, проводимый в маленьком американском городе Танглвуд, это репетиционная база Бостонского симфонического. Земли, когда-то дарованные Сергею Кусевицкому, стали собственностью оркестра.

    Встречи на том фестивале стали откровением! Потрясающий опыт – исполнялась моя музыка для хора «Теперь всегда снега» на стихи Геннадия Айги. Произведение много значит для меня, я его очень люблю. Голоса молодых звучали ярко, с таким артистизмом, как даже профессионалы никогда на моей памяти не звучали!

    Во время фестиваля Grachtenfestival
    Во время фестиваля Grachtenfestival

    - То есть и артистизм присутствовал – и душа успела проснуться. Значит, одаренность все-таки главное?
    - Главное – наличие этого особого микроба духовности в крови. Редко сейчас, да и всегда редко, – но встречается.

    Я только что вернулась из Асиаго – итальянского городка в горах, где встретила таких идеалистов, это настолько обнадеживающее впечатление! Со всех концов света люди приехали на фестиваль, проходивший в маленькой церкви с прекрасной акустикой.

    Квартет «Терпсихора» играл мою музыку, а в составе квартета - итальянка, болгарин, француженка и англичанин. Как музыканты нашли друг друга – остается загадкой. Играли удивительно хорошо, а публика оказалась столь благодарной!

    Сейчас повсюду есть какие-то места – островки, где происходит сохранение культуры при общем походе, направленном на ее уничтожение. То в Бадене, то в Стокгольме, где-то на окраинах его – появляются люди, которые со страстью энтузиастов способствуют сохранению баланса, не позволяют миру полностью перейти на существование в материальной плоскости.

    - Ваша музыка религиозна в основе своей – вы согласны с таким мнением?
    - Да, конечно. Более того, – она засмеялась, – я считаю, что вся музыка религиозна!

    Нет, не в смысле церковности. Я понимаю слово «религия» буквально. «Лига» – связь, «ре» – возобновление. Как восстановление связи между человеком и высшим началом. Искусство выполняет роль связующего звена.

    Всякое сочинение – это работа духа, уход от земного. Через искусство дух обретает форму. Потому что существование только в материальной плоскости уничтожает смысл жизни. В этом и суть искусства – возвращать жизни смысл.

    Часто спрашивают – не обидно ли, что меня называют мистиком? Но мистическое – прежде всего прорыв к тайне. И любое искусство – тайна. Творчество таинственно, и непостижимая тайна в творчестве всегда есть. Это правильно, что меня называют мистиком.

    Во время фестиваля Grachtenfestival
    Во время фестиваля Grachtenfestival

    - Представляется ли вам работа над формой специфически сложной – женщины более эмоциональны, менее склонны к конструктивизму. Вы ощущаете женское начало, когда создаете музыку?
    - Мы разделены на женщин и мужчин – и это не так уж и плохо. Есть разные женщины, разные мужчины. Для меня важна софийность искусства.

    София – богиня мудрости. Считается, что она была в основе божественной субстанции. Женский принцип бога – это творческий принцип. Женское начало инициировало творение мира – творчество Бога.

    Творчество двойственно, как и сама София. Она стремится к единству и в то же время инициирует Бога создать мир, то есть множественность элементов. И когда создана множественность – она призывает вернуться к единству.

    Стремление к единству и к множественности, вечное противоречие мужского и женского начал – это и есть двойственность Софии и самой природы творчества. Создание материального мира из множества элементов и стремление объединить его.

    София явилась миру как спасительница духовного начала, которая в тоже время небезразлична к материи, к ее устройству и качеству. Это женский рецепт.

    Так творит женщина – в той или иной сфере. Я слышу звучащее единство вертикали, превращаю ее в горизонтальную множественность, которую стремлюсь объединить.

    - Ваше отношение к программности в музыке? Есть ли в основе вашей музыки идея, которая может быть выражена словами?
    - Трудно припомнить свой собственный опыт. Он настолько интуитивен. Но основа – это звучащий мир. Есть побудительные импульсы, но когда начинаешь писать – то все это отбрасываешь. Остаешься наедине со своим универсумом, где есть только звук.

    - Есть ли мыслители, философия которых повлияла на вашу музыку?
    - Наверное, можно называть имена, да, но множество вещей я изучала и с волнением открывала сама. Установка какая-то может быть близка, но в конечном итоге человек слушает только себя. Самый мощный философ, несомненное влияние которого я всегда чувствую, – Иоганн Себастьян Бах.

    Во время фестиваля Grachtenfestival
    Во время фестиваля Grachtenfestival

    - Ваше имя я хорошо знаю с детства, музыканты всегда произносили его с благоговением. В российской современной классической музыке имя Софьи Губайдуллиной почитается как культовое. Почему уже пятнадцать лет вы живете неподалеку от Гамбурга, почему вы уехали из Москвы?
    - Вы правильно сказали: имя звучало. А музыка – нет. Вход в зал Союза композиторов мне был практически закрыт.

    Да и имени-то не было толком. Раз в десять лет кому-нибудь из музыкантов удавалось выцарапать разрешение на исполнение большого произведения с моим именем в афише. Раз в десять лет, не чаще!

    Ощущение, что все двери закрыты… Я чувствовала полную безнадежность. Продолжала писать, а на жизнь зарабатывала чем-нибудь вроде музыки к мультфильму «Маугли». Осталась страшная боль и привычная открытая рана, которая не заживет никогда.

    В Вене, в 1981 году, впервые прозвучал «Офферториум», концерт для виолончели с оркестром, сыгранный Гидоном Кремером. Моя музыка стала звучать на Западе. Все более и более активно. Приглашения следовали одно за другим.

    Привычные немота и отверженность стали не только невыносимы, но и бессмысленны. В 1992 году я уехала в Германию, живу под Гамбургом – есть такой небольшой город Аппен. Но я даже не там, а в малюсенькой деревушке живу, поблизости. В ней всего две улицы.

    А дальше – пастбища, простор. Я подолгу гуляю, много думаю, очень много пишу. Это самое счастливое время в моей жизни. Идеальная обстановка для творчества. Я могу поставить перед собой очень сложные задачи и стараться их выполнить.

    - Отшельническая жизнь дает вам вдохновение?
    - И хотела бы согласиться, да не могу, – смеется София Азгатовна. – Люди сами приходят ко мне.

    Приезжают из разных стран – музыканты, друзья. Приходят заказы из Чикаго, Бостона, Амстердама, Токио, даже из Китая!

    Я очень легко перемещаюсь по планете из этой деревушки. Чудесным образом обрела быструю связь с миром – с публикой, с исполнителями и композиторами, с критиками, что особенно важно.

    Уйдя от людей – я соединилась с ними. Меня удостоили престижнейших наград – например, в 1998 году от Японской ассоциации искусств – «Premium Imperiale», это нечто вроде Нобелевской премии в музыке и свидетельство истинного признания.

    В 2002 году я получила «Polar Music Prize» – в Швеции. Сам король ее вручает, но премия традиционно предназначена для легкой музыки, серьезная музыка себя неуютно в ней чувствует.

    Во время фестиваля Grachtenfestival
    Во время фестиваля Grachtenfestival

    - Да, в списке лауреатов «Polar Music Prize» – Пол Маккартни, Элтон Джон, Стив Уандер. А формулировка – что-то вроде как «За особые заслуги, значимый вклад в развитие мировой музыкальной культуры и верность творческой идее несмотря ни на что...»
    - Несмотря даже на отсутствие надежды в течение почти сорока лет. – Она снова улыбается. Глаза смотрят иронично и молодо. – Кстати, пять лет назад музыканты в Москве сделали концерты в честь моего семидесятилетия. Моя музыка к тому моменту стала широко признанной на Западе, время советской идеологии прошло. И что вы думаете?

    Да, залы заполнены, я видела радостные глаза публики. И ни одной положительной рецензии! Только отрицательные. Зрителей убедила, а музыковеды снова несчастны. И очень разочарованны. Как всегда.

    Это чем объяснить?

    Впрочем, объяснять уже нет времени. Корреспондент BBC с нетерпением приглашает композитора Софью Губайдуллину на сцену.

    Он представляет ее публике, долго перечисляет музыкальные достижения мастера. Конечно, один из первых вопросов – трудно ли было уехать из России, и что она при этом чувствовала.

    Софья коротко отшучивается и с легкой улыбкой начинает говорить о музыке, которая прозвучит в концерте через несколько минут.

    Есть тайна и боль творчества. Об этом говорить можно. А есть просто боль, которая не проходит. Об этом лучше не говорить.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •