Мариинка и Большой в Лондоне. Одновременно
Позиции же оперной труппы Большого театра на мировой сцене в последнее время нельзя назвать устойчивыми.
Оплот консерватизма
 Сцена из оперы Большого театра «Борис Годунов» (фото Лариса Педенчук/Большой театр) |
Если в 60-х, 70-х или 80-х годах оперные спектакли Большого театра с огромным успехом шли на гастролях во многих странах, то в течение 90-х годов эта слава несколько померкла и сегодня марка Bolshoi opera, оставаясь узнаваемой, все же должна заново подтверждать свою ценность.
Отчасти этот процесс уже начался – в 2005 году оперные спектакли Большого были успешно показаны на фестивалях в Словении и Швеции. Но все же гастроли на такой сцене, как «Ковент-Гарден», вполне можно считать этапными.
В Лондоне под руководством Александра Ведерникова Большой театр покажет «Бориса Годунова» Мусоргского, поставленного в 1948 году легендарным Леонидом Баратовым, и «Огненного ангела» Прокофьева в постановке Франчески Замбелло, впервые показанной в 2004 году.
Реакция лондонской публики и прессы вполне может повлиять на дальнейшую гастрольную судьбу оперной труппы Большого театра.
Мекка эксперимента
 Сцена из оперы Мариинского театра «Кольцо нибелунга» (www.mariinsky.ru) |
Мариинский театр, напротив, уже давно и хорошо известен на Западе как одна из мощнейших на сегодняшний момент оперных компаний мира. Известен настолько, что, пережив провал сезона опер Верди в том же «Ковент-Гардене» в 2001 году, может начать прокат своей версии тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» по всему миру и даже диктовать свои условия западным импресарио.
В статье для канадского журнала La Scena Musicale известный музыкальный журналист Норман Лебрехт пишет, что во время переговоров с Лилиан Хоххаузер относительно гастролей Мариинского театра в «Ковент-Гардене» летом 2006 года Валерий Гергиев хотел представить программу, посвященную столетию Дмитрия Шостаковича. По словам Лебрехта, г-жа Хоххаузер возразила на это, что две предложенные постановки Мариинского театра, «Леди Макбет Мценского уезда» и «Нос», будут конкурировать с существующими постановками Королевской оперы, что окажется по меньшей мере неучтивым, но шеф Мариинки остался непреклонен».
В результате на сцене «Ковент-Гардена» с 25 июля по 19 августа 2006 года будет выступать труппа Большого театра, приглашенная Лилиан и Виктором Хоххаузерами. В то же время, с 20 по 29 июля, труппа Мариинского театра выступит на сцене лондонского театра «Колизеум». Валерий Гергиев представит там фестиваль «Шостакович на сцене».
Надежды Гергиева питают
 Валерий Гергиев (фото ИТАР-ТАСС) |
Сам Гергиев говорит об этом так: «Несмотря на то что у нас была возможность вернуться этим летом в Лондон с тем, чтобы снова показать наш традиционный репертуар в «Ковент-Гардене», я не верю в то, что Лондон ждет или хочет этого от Мариинского театра. С художественной точки зрения нам интереснее представить фестиваль, в программу которого войдут театральные работы Шостаковича, а мне лично очень импонирует возможность снова выступить в «Колизеуме».
В интервью английской газете The Independent Гергиев выразил надежду, что гастроли обеих трупп будут удачными, и сказал, что не думает, что между двумя театрами существует соперничество.
Правда, сразу после этого он добавил: «Я не хочу комментировать качество. Думаю, вы все увидите сами. Хотя мы делаем намного больше записей с симфоническим оркестром, на один концерт Большого театра приходится, может быть, десять наших концертов, к тому же мы регулярно играем, например, в «Карнеги-холл» и в лондонском зале «Барбикан». Я не хочу сказать, что мы лучше, – просто это совершенно другая организация работы».
Кроме уже упоминавшихся опер Шостаковича, Мариинский театр покажет в Лондоне музыкальную комедию «Москва, Черемушки». Балетная часть программы будет состоять из балетов «Золотой век» в постановке Игоря Маркова, специально заказанной Мариинским театром к 100-летию Шостаковича, балета «Клоп», поставленного в 1962 году Леонидом Якобсоном, а также балета на музыку Седьмой («Ленинградской») симфонии Шостаковича в постановке, сделанной в 1961 году Игорем Бельским.
Соперники на пуантах
 Сцена из балета Большого театра «Золушка» (фото Дамир Юсупов/Большой театр) |
Большой театр представит в Лондоне свои новые балетные постановки. Среди них недавняя премьера – «Золушка» Прокофьева в постановке Юрия Посохова, «Пиковая дама» Ролана Пети, «Светлый ручей» Алексея Ратманского, получивший отличную прессу в Париже и Нью-Йорке. В репертуар гастролей также войдут уже известные английским зрителям балеты «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и «Дочь фараона».
Программы гастролей обоих театров составлены так, что в тот момент, когда Мариинский театр будет показывать свои оперные постановки, Большого театра еще не будет в городе, а когда в театре «Колизеум» перейдут к балетам, Большой в «Ковент-Гардене» начнет оперную часть своих гастролей. Но даже если «войны касс» в Лондоне этим летом и не произойдет, как публика неизбежно станет сравнивать два театра.
В случае с балетными спектаклями сравнивать придется не только конкретные постановки и конкретных танцовщиков, но и в целом две балетные школы.
Исторически складывалось так, что многие танцовщики, начинавшие в Ленинграде на сцене тогда еще Кировского театра, впоследствии начинали выступать в составе труппы Большого театра и в настоящее время составляют славу московской балетной школы (достаточно назвать такие имена, как Марина Семенова, Галина Уланова или Людмила Семеняка, а в наше время – Светлана Захарова). И все же до сих пор считается, что танцовщикам московской школы скорее присущи масштаб и страсть, в то время как питерцы более лиричны и элегантны. Интересно, какое мнение выскажут на этот счет английские знатоки балета.
Кто громче?
 Сцена из оперы Мариинского театра «Хованщина» (www.mariinsky.ru) |
Что касается оперы, то здесь противостояние, видимо, окажется еще более жестким.
В последнее десятилетие Валерий Гергиев и Мариинский театр фактически обладали монополией на «аутентичное» исполнение русских опер на Западе, свидетельством чему – полка с оперными записями в любом крупном музыкальном магазине. В свое время, кстати, Мариинский театр купил у Большого старые декорации к опере Мусоргского «Хованщина», которые последнему в тот момент внезапно оказались не нужны, успешно объехал с этой постановкой весь мир и даже сделал видеозапись оперы.
Вместе с тем Мариинский театр почти не вывозит на гастроли своего «Бориса Годунова», а для Большого театра этот спектакль – одна из визитных карточек с давних времен. Питерская постановка «Огненного ангела» хорошо знакома западным зрителям, но постановка этой оперы в Большом – одна из самых удачных оперных работ театра последнего времени.
Победит искусство
Правда, соперничество будет идти не только на уровне постановок, но и на уровне качества артистических сил и художественных решений.
Мощному темпераменту, богатству красок и тембров, почти всегда присущим интерпретациям Гергиева, Александр Ведерников может противопоставить присущие его стилю невозмутимость, вдумчивые размышления и аккуратное «матовое» звучание оркестра.
Конкуренция в музыкальном мире вещь неизбежная и даже в какой-то степени полезная. Правда, говоря о предстоящем прямом противоборстве двух российских театров на чужой территории, многие, помимо всего прочего, задаются вопросом: кому выгодно такое противоборство и к каким последствиям оно может привести? Иначе говоря, является ли совпадение сроков выступлений Большого и Мариинки случайностью или это было заранее спланировано?
Вряд ли мы узнаем ответы на эти вопросы. А вот на чьей стороне окажутся симпатии англичан в данном конкретном случае, выяснится уже очень скоро.