Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

7 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

3 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
28 декабря 2006, 08:46 • Культура

Толстый слой литературы

Толстый слой литературы
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Анкудинов, Майкоп

Выдался довольно неинтересный литературный год. Даже сколько-нибудь значительных скандалов – и то не было. Появилось крайне мало текстов о современности. Фактически не случилось литературных дебютов. Литературная критика как жанр – находится на грани смерти.

Подходит к концу очередной год. А между тем критик, словно досужий селянин, плод годовых трудов сбирает; с итоговым обзором он в журнальное поле поспешает.

Спеши, о критик тороватый!.. Сажай гостей своих за пир затейливый, замысловатый! Что лакомству пророчит он утех! Каким разнообразьем брашен блистает он!..

От подчеркнуто стилизованного языка «Глиняных букв» остается некое царапающее послевкусие – как от сладкой пахлавы

Сделаю две оговорки. Во-первых, я имею достаточное представление об общем ходе литературного процесса в 2006 году. Но поскольку я занимался обзорами «Знамени», «Октября» и «Нового мира», ограничусь этими тремя журналами.

Да простят меня уважаемые авторы и читатели «Дружбы народов», «Звезды», «Невы», «Москвы», «Нашего современника», «Юности», «Урала», «Ариона», «Воздуха» и прочих достойных изданий (а также авторы и читатели книг, вышедших в 2006 году в разнообразных городах и весях).

Во-вторых, признаюсь честно, я не успел внимательно прочитать все номера «Знамени», «Октября» и «Нового мира». Некоторые из последних выпусков этих журналов я бегло просмотрел, иные же ведомы мне только оглавлением.

Не думаю, что пять непрочитанных номеров способны существенно изменить итоговую картину; исключение, пожалуй, сделаю лишь для подборки стихов Григория Кружкова в двенадцатом «Новом мире»: я ожидаю от этой подборки многого, поскольку очень люблю поэзию Кружкова...

Лучший роман года

Петр Алешковский
Петр Алешковский
Уверенно называю лучшим романом года прекрасный текст Петра Алешковского «Рыба. История одной миграции» («Октябрь», № 4) – точный, глубокий, многослойный. На победу в этой номинации мог бы претендовать и роман Натальи Ключаревой «Россия: общий вагон» («Новый мир», № 1), если бы прошел тщательную чистовую правку. Предварительно Ключаревой было бы неплохо прослушать лекцию на тему «Композиция художественного произведения». Кстати, и «Рыба» Алешковского в этом отношении не идеальна – к финалу сбивается на сюжетную скороговорку. Но композиционные просчеты «Рыбы» малозаметны на фоне несообразной конструкции «Общего вагона».

Лучшая повесть года

Повесть по обыкновению теряется в зазоре между романом и рассказом. Трудно найти хорошую повесть, чтобы она при этом не была ни растянутым рассказом, ни недоделанным романом, ни замаскированными мемуарами. Вот и сейчас я долго пребывал в раздумьях.

Выйдя из раздумий, именую лучшей повестью года «Мобильник» Михаила Бутова («Новый мир», № 8).

Повесть-притча «Глиняные буквы, плывущие яблоки» Сухбата Афлатуни («Октябрь», № 9) также по-своему замечательна. Но от подчеркнуто стилизованного языка «Глиняных букв» остается некое царапающее послевкусие – как от сладкой пахлавы (что само по себе не является недостатком и входит в авторскую задачу). А язык бутовской повести – вызывает удовольствие, словно копченая немецкая форель. Понимаю: вкусовые ассоциации субъективны. И всё же руководствуюсь ими в своем выборе.

Лучшие рассказы года

Писатель Михаил Бутов
Писатель Михаил Бутов
В 2006 году были опубликованы три великолепных рассказа:

– «Курбан-роман» Ильдара Абузярова («Октябрь», № 2);

– «Вельская пастораль» Игоря Савельева («Знамя», № 5);

– «Бекар» Афанасия Мамедова («Октябрь», № 7).

Также печаталось много рассказов на злободневную тематику. Но самая важная тема не сможет добавить литературного мастерства или превратить разбухший очерк в рассказ.

Я выбираю мастерство...

Худшая проза года

Вне всяких сомнений, худший прозаический текст года – «Розовое и голубое. Соч. 4, № 4» Светланы Васильевой («Октябрь», № 6).

Я руковожу майкопским городским литературным объединением и время от времени составляю сборники этого литобъединения. Манерный, пошлый и невнятный опус Васильевой я не включил бы и в сборник провинциального лито. Его уровень – ниже нижнего.

Лучшие тексты года в жанре «нон-фикшн»

Из пестрого многообразия журнального «нон-фикшна» отмечу «Хвастунью» Инны Лиснянской («Знамя», № 1–2) и «повествование в рассказах» Бориса Екимова «Родительская суббота» («Новый мир», № 4).

Вообще добротного «нон-фикшна» было много (особенно в «Знамени»). Но тексты Лиснянской и Екимова (очень непохожие друг на друга и едва ли не противоположные по авторской манере и предмету описания) – явления, выходящие из общего ряда.

Лучшая поэтическая подборка года

Год оказался обилен хорошими поэтами и хорошими стихами.

Но главное событие года в поэтической жизни – бесспорно, подборка Марии Галиной в третьем номере «Нового мира». Кто читал, тот поймет...

Лучшая публицистика года

Самым лучшим публицистическим текстом года признаю статью Юрия Каграманова «Война языков на Украине» («Новый мир», № 8). Профессионально, убедительно, мудро. Как всегда у Каграманова. Много неизвестных деталей и неожиданных цитат. Культурологическая насыщенность предельна – а читается так, что за уши не оттащишь.

Лучшая литературная критика года

Игорь Манцов
Игорь Манцов
Удивительно неурожайный год в отношении критики. Даже вспомнить нечего...

После долгих сомнений называю лучшим литературно-критическим текстом года статью Анны Кузнецовой «Кому принадлежит искусство, или Революция менеджеров в литературе» («Знамя», № 3) – за остроту и точность поставленных вопросов. Она отвечает не всем условиям: ничем не блистает в стилистическом плане, а критик должен быть ещё и стилистом. Но Кузнецова достойна похвалы уже за то, что отстаивает честь своего цеха.

Лучшая журнальная колонка

Кинообозрение Игоря Манцова («Новый мир»).

Завершу общими впечатлениями.

Выдался довольно неинтересный литературный год. Даже сколько-нибудь значительных скандалов – и то не было.

Одни и те же имена кочевали из «Знамени» в «Октябрь», а из «Октября» – в «Новый мир» (попутно заходя в «Звезду») – и имена эти не относились к первому ряду. Да и ко второму ряду они тоже не относились.

Усиливающееся вливание «жанровой беллетристики» (особенно фантастики) в «высокую литературу» не было осмыслено. «Нон-фикшн» изрядно потеснил «сюжетную прозу».

Появилось крайне мало текстов о современности (хотя и поднадоевшая позднесоветская тематика значительно ослабела).

Фактически не случилось литературных дебютов: Ольга Зоберн, Аркадий Бабченко*, Андрей Геласимов, Олег Зайончковский – уже не дебютанты (да и они ничем особенным не порадовали). Литературная критика как жанр – находится на грани смерти.

Остается только пожелать, чтобы в следующем году ситуация изменилась к лучшему, и понадеяться на то, чтобы эти желания непременно сбылись.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом