Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
8 ноября 2006, 13:07 • Культура

Всем приличным кошкам

Всем приличным кошкам

Tекст: Юлия Бурмистрова

Мне в руки попали три книги из этой серии. Прочитались на одном дыхании. Пока русскоязычные писатели центральных городов пытаются канонизировать жизнь на Рублевке и в Кремле, героями выбираются менеджеры среднего и высшего звена, а события разворачиваются в местах по спецпропускам - долларам, на периферии литературы пишутся и издаются простые человеческие книги. Где главным героем является не только сама жизнь, обыкновенная и фантастическая одновременно, но и хороший русский язык.

Сейчас Ольга Марк известный казахстанский писатель. Раньше ее произведения можно было прочесть в редких журнальных публикациях. Или в рукописях, гуляющих по рукам в доинтернетное время. А тут целых две книги – «И та, что сидела слева…» и «Воды Леты».

Ольга Марк «И та, что сидела слева…»

Обложка книги Ольги Марк «И та, что сидела слева…»
Обложка книги Ольги Марк «И та, что сидела слева…»
Страницы романа «Предсказания» можно было бы назвать романом о кризисе среднего возраста. Или романом о неизбежности судьбы. Или, напротив, о том, что мы сами строим свою судьбу. Пусть каждый выберет для себя.

Главный герой с фамилией Краев, успешный, рассудительный человек чуть за сорок. У него прекрасная молодая жена Надя, дети от первого брака, все понимающая школьная подруга Мара, которая скорее друг, чем любовница. Но ему так хочется знать - знать, что с ним будет.

Краев ходит к разным гадалкам. Всеми предсказаниями он не удовлетворен. Они слишком гладкие, слишком хорошие и не такие конкретные. Он становится неодержим в поиске той самой главной гадалки. И находит ее.

Его не останавливает даже безумное условие гадалки: принести живого петуха, убить его и ощипать. Денег ей не надо. Именно это страшное условие становится гарантом правильности предстоящего гадания. Богатый Краев знает, что за деньги можно все что угодно рассказать, а настоящее измеряется непонятным.

Предсказание становится навязчивой идеей. Невозможно сказать, что было бы, если бы Краев не услышал его. Приближал ли он его или оно было неизбежным? Да и вообще, сбылось ли оно в конце концов.

Повесть «Фигляр» - это повесть о невозможности продать душу. Но, чтобы не продать ее, приходится продавать что-то другое. Потому, что сейчас наступила «эпоха распродажи, великой распродажи наших индивидуальных дорог».

Рассказы «Свадьба», «Дождь», «Сюр» и др. Рассказы об одиночестве, поиске себя и смысле жизни, той же непродажности души. Читая их, почему-то подумалось, что в большой Москве, где все должно быть красиво, где никому нельзя говорить о своих проблемах, потому, что «ноу проблем», на самом деле все абсолютно также. И то ли в далекой Алма-Ате про это не стесняясь можно говорить, то ли в Москве про это нельзя печатать.

Ольга Марк «Воды Леты»

Обложка книги Ольги Марк «Воды Леты»
Обложка книги Ольги Марк «Воды Леты»
Повесть «Воды Леты», пожалуй, самая загадочная у Ольги Марк.

Первое, что слышит главный герой, пробуждаясь в больнице после беспамятства: «Мы вырвали вас из лап безумия». Первое, что узнает читатель, погружаясь вслед за героем в непонятные события.

Главный герой находится в некоем Восстановительном центре, куда попал, как и все жители Города после Катастрофы. Это все ему рассказали. Он сам ничего не помнит, и вспоминать ему не советуют. Малейшая попытка вспомнить, приведет к безумию, из которого уже не вернуться никогда. Главное, что нужно делать герою, это просто есть, спать и не думать. Тогда его переведут во вторую категорию, где появится возможность читать газеты. А потом переведут в третью категорию и дадут выходить в Город.

У главного героя, конечно, есть имя. Ему сказали. Но оно ничего ему не говорит, хотя он и принимает его безропотно. Желая скорее узнать, что же произошло, он скрывает свои попытки вспомнить, стремясь скорее перейти во вторую категорию. Его ждет разочарование – в газетах нет ничего конкретного о Катастрофе, нет ни одного названия, или имени, которые помогли бы вспомнить. Остается последнее – перейти в третью категорию и вырваться в Город.

Его окружают такие же «вырванные из безумия» соседи, которые так же скрывают свои попытки вспомнить, а может, просто смеются над героем. Но почему-то все, с кем ему удалось наладить общение, исчезают, а герою говорят, что их не было, и думать о несуществующих людях безумие.

Героя переведут в третью категорию, «выдадут» жену, которую он не вспомнит, но сделает вид. Впрочем, жена тоже не вспомнила его. Она сама недавно «выздоровела». Он попадет в Город и будет там искать ответы на все вопросы. Пересказывать финал невозможно. Во-первых, как такового его нет, а во-вторых… Впрочем, и первого достаточно.

Читая эту повесть, все время думала, что будь жив Тарковский, он снял бы прекраснейшее кино. Потому, что автору удалось создать пространство, в котором если не задавать вслух вопросы, все понятно. При этом так хочется получить ответы, так хочется упорядочить все предположения «почему», «что», «как». А остается только плыть по этому течению Леты, где все предметы, слова, порывы ветра, тишина, мимолетные, всего раз мелькнувшие в «кадре», создают картину, которую можно увидеть, только шагнув в сторону. Но такого большого шага сделать невозможно.

Остальные рассказы и пьеса в этой книге читаются, как продолжение этой попытки шагнуть. Хотя это совершенно разные произведения, тем не менее не покидает чувство, что их связывает не только авторство.

Макс Величко «Выше ноги от земли» (рассказы)

Небольшая книжка рассказов молодого казахстанского писателя Макса Величко. Как говорит сам Макс, это рассказы о самой жестокой войне в мире. Войне с повседневностью и черствостью людей, притворяющихся, что они – мир.

Его герои обыкновенные, провинциальные люди, хотя с таким же успехом могли быть и столичными жителями. Они подбирают кошек, влюбляются, разводятся, ходят в одиночку на последние сеансы кино, ловят упавшие звезды. Или, наоборот, лежат, уткнувшись в землю, чтобы не видеть звезд. Потому, что никогда не знаешь, о чем будешь думать, когда упадет звезда, а оно сбудется.

А старенький пенсионер, продает конфетки в смешных обертках: «Мы все увидим моих клоунов и улыбнемся. Нас сфотографируют и напишут в газетах: «Живут счастливо».

..............