Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
20 ноября 2006, 09:23 • Культура

Партизанской тропой смерти

Партизанской тропой смерти

Tекст: Константин Филатов

Аншлаги длятся уже несколько месяцев, картину хорошо приняли на 15-м кинофестивале «Киношок», а ее московская премьера уже состоялась в клубе «PodМосковье». После премьеры создателям картины предложили выпустить ее на DVD, так что ударная волна якутского взрыва скоро докатится до столицы России.

На сегодняшний день уже подписано соглашение с компанией «Супер-Мьюзик», в рамках которого фильм будет перемонтирован на московской студии, после чего последует PR-кампания и выпуск на DVD. Компания также предложила свою поддержку при съемках второй части фильма, премьера которой запланирована на начало 2008 года. Анатолий Сергеев поделился с читателями газеты ВЗГЛЯД проблемами якутского кинематографа и собственными планами на будущее.

- Почему именно horror? Не кажется ли вам, что фильмов, дергающих человека за нервы с целью собрания кассы, достаточно много, а фильмов спокойных, человечных не хватает?
- Дело в том, что мне всегда нравились качественные фильмы ужасов – значит, душа к этому лежит. А еще мне кажется, что это хороший способ избавляться от внутренних демонов. От внутреннего негатива. Ну и самый главный фактор – у меня уже есть опыт в подаче таких проектов. Опыт, полученный в работе менеджера кинотеатра. Я изначально ставил цель – выпустить фильм, который окупится. Мне кажется, для начинающего режиссера (без образования) это очень важно. Это значит – будут возможности продолжать.

У нас очень необычный зритель, я имею в виду Республику Саха (Якутия). Например, малобюджетные азиатские страшилки здесь пользуются большой любовью. А вот фильмы со вкусом, с неким интеллектуальным смыслом – вроде «Трудностей перевода» – могут пройти незамеченными. Большую роль играет способность подать фильм. Могу сказать, что у нашего проекта была самая внушительная рекламная кампания за всю историю якутского кино.

Большую роль играет способность подать фильм
Большую роль играет способность подать фильм
- Якутский кинематограф в России практически не представлен. Кого бы вы могли назвать в числе лучших представителей республиканского кино?
- Якутский кинематограф в России не представлен по причине того, что еще ни один фильм не снят на 35 мм. По сути, все фильмы у нас снимаются на видео. Единственная государственная бюджетная кинокомпания снимает на видео. Зато мы стали первыми, кто создал фильм в цифровом формате.

Если называть три лучших якутских картины, то на первое место я бы поставил «Балыксыт» («Рыбак») режиссера Вячеслава Семенова, а номера второй и третий займут два фильма театрального режиссера Сергея Потапова – «Любовь моя» и «Тыын» («Дыши»).

- Вы некоторое время работали на республиканском телевидении, но, когда начали заниматься кино, ушли оттуда. Почему? Кинопроцесс и телевидение несовместимы? Или не хватало времени?
- Да нет, все намного банальнее. Мне стало стыдно работать за 200 долларов в месяц. Наше национальное телевидение давно превратилось в своеобразное болото, и для руководства неважно, как ты делаешь свою работу. Наша программа была одной из самых рейтинговых, мы мучились на монтаже по 12 часов, чтобы сделать все в лучшем виде. Мы горели. А зарплату получали меньше, чем авторы проектов-«кирпичей». Надоело.

- Как вы относитесь к мату в кино? Как пример – один из последних российских фильмов «Живой», где ненормативной лексики очень много.
- Отношусь нормально, если мат не цель, а средство. В «Живом» он очень органичен. Там он тесно вплетен в повествование. Также табуированной лексики очень много в произведениях моего любимого писателя Чарльза Буковски. Мат там очень уместен. Зачем делать вид, что наши чувства оскорблены при звуках мата, раздающегося с экрана, если при выходе из кинотеатра можно услышать словечки гораздо более изобретательные и оскорбительные. Это реалии, и поэтому мат в фильме может послужить еще одним средством для передачи этой самой реалистичности. Соответственно, если мат присутствует только для эпатажа, это уже неправильно.

- А какие российские фильмы последнего периода вам нравятся?
- А мне вообще нравится российское кино. Кино – это действие. Если есть фильм, значит люди поработали, значит есть идея, есть кинопроцесс. Из последних я бы выделил «Живого» – если бы не финал, то был бы лучшим фильмом года. «Питер FM» – отличная легкая, сказочная история любви. Фильм с удивительным настроением, достойной подачей и отличным саундтреком.

«Дозоры» – пример того, как надо подавать достойный внимания продукт. По-белому завидую Бекмамбетову, ему сейчас в Штатах дают зеленый свет, есть шанс стать режиссером мирового масштаба. В его распоряжении десятки миллионов долларов, лучшие актеры, отличные перспективы. У него уже есть опыт создания замечательных спецэффектов на небольшой бюджет. Теперь, когда есть большие деньги, главное – не растеряться и держаться заданного направления – максимум за небольшие средства.

Не нравится безвкусица вроде фильмов «Лифт» или «Сдвиг». Непонятно, зачем были потрачены такие деньги. Наш кинопрокат еще не нашел правильного экономического пути, и картины такого качества все еще демонстрируются в кинотеатрах, хотя должны выходить только на видео. «Лифт» я скачал в Интернете и пытался посмотреть дома – полное разочарование. Все плохо – и актеры, и декорации, и диалоги. «Сдвиг» смотрел в своем кинотеатре. Мне было стыдно за то, что мы впариваем нашему зрителю такое. Актеры-то неплохие, но сюжет и режиссура абсолютно невнятны.

Картины такого качества все еще демонстрируются в кинотеатрах
Картины такого качества все еще демонстрируются в кинотеатрах
- Успехи и достижения современного кино вполне наглядны, а что, на ваш взгляд, является главным минусом современного кино?
- Минус современного российского кино в том, что малобюджетным проектам очень тяжело пробиться. В том, что на данном этапе почти все снимается на пленку. Стоимость печати, интернегативов и копий может быть гораздо больше, чем бюджет самой картины. Таким образом, если малобюджетный проект снят на одолженную цифровую камеру, его нужно перенести на 35 мм для показа в кинотеатрах, а для этого нужно найти минимум 100 тыс. долларов.

Мировой кинематограф – это огромный механизм, который постоянно развивается. Беда в том, что студии постоянно ищут возможности франшизы. Когда выстреливает какой-то фильм, сразу же запускается работа над сиквелом или просто подобным проектом. Вот, например, уже сейчас известно, что на следующий Хеллоуин в Америке на экраны выйдет «Пила-4». По этой же причине появляется множество однотипных мультфильмов про зверушек и иже с ними. С другой стороны, нас никто не заставляет покупать билет, чтобы смотреть одно и то же.

А с третьей – желание заработать свойственно всем. Это абсолютно естественно.

- Отснятого материала во время работы над «Тропой смерти» хватит и на второй фильм – выпуск продолжения будет зависеть от успеха первой картины? Если нет, то какие планы на ближайшее будущее?
- Без лишней скромности скажу, что мы побили все рекорды по сборам якутских картин – фильм до сих собирает полные залы в районных кинотеатрах республики. На данном этапе сборы составили примерно 2 млн. рублей. То есть бюджет в 600 тыс. рублей мы окупили в три раза.

Продолжение будет, но не скоро. Второй фильм будет более качественным и совершенно другим по настроению. В нем будет больше экшена и, конечно, ужаса. На этот раз фильм будет создаваться при помощи московских партнеров.

- А что нужно, для того чтобы снять свой фильм? Три главных составляющих?
- Смелость, энергия и упорство. Ну и продюсер должен быть понимающим.

..............