Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
19 комментариевВасилий Колташов: Дональд Трамп против Федеральной резервной системы США
Как Трамп собирается сокращать выплаты по госдолгу США, не вполне ясно. Можно предположить реструктуризацию долга, что, как верно отмечают в ФРС, ударит по рынкам. Но зачем ударять по рынкам, если можно бить по самой ФРС?
Дональд Трамп сокращает отставание от Хиллари Клинтон. К ноябрю может обнаружиться, что он уже и опережает ее. Социология в США неточна. Она построена на экономном расходовании ресурсов (выборка мала и не охватывает нижние слои общества), а значит, нельзя исключать, что Трамп уже сейчас является лидером гонки.
Эмиссии доллара кандидат от Республиканской партии не боится, и ослабления его, похоже, тоже
Ему симпатизируют традиционно пассивные слои рабочего класса, и если они явятся на избирательные участки, то могут принести ему победу. И тогда новый глава американского государства должен будет дать бой ФРС.
Нельзя сказать, что Трамп сразу атаковал ФРС с яростью активистов движения «Окупай Уолл-стрит». Но из месяца в месяц он методично пускал в ФРС стрелы критики. При этом его заявления звучали провокационно и радикально, настолько радикально, что так в США выражаться нельзя.
Трамп заявил: США по определению не могут допустить дефолт, поскольку «печатают доллары». Описывая проблемы в экономике и финансовой системе страны, он сказал, что не хочет наследовать пузыри. По его словам, «регулятор (ФРС – В. К.) наградил финансовую систему США огромной задолженностью, которая разъедает Америку, как рак».
Государственный долг США почти достиг 20 трлн долларов, а это более 103% ВВП. «При этом вообще нет никакой прямой ответственности у чиновников Федрезерва перед американским народом», – подчеркивает Трамп, и эти слова обращены отнюдь не к банкирам.
Он также заметил в одном из своих выступлений, что пузырь в экономике США может лопнуть до его избрания президентом. Это Трамп считает предпочтительным и даже «советует» пузырю лопнуть хотя бы за день до его избрания. Этим кандидат-республиканец, конечно, защищается от критики и страхуется от будущих обвинений в причастности к неизбежному обвалу рынков.
В ФРС, как и на всей «улице банкиров», смотрят на Трампа как на врага (фото: Jonathan Ernst/Reuters)
|
В ФРС, как и на всей «улице банкиров», смотрят на Трампа как на врага. Он и является для них врагом. Кандидат-республиканец (о ужас!) вовсе не находит эмиссию долларов «эффективным решением проблем экономики», хотя и признает, что пока она обходилась без катастроф.
Но причина стабильности доллара вовсе не в США. Если бы США были одни на планете, то обамовская эмиссия привела бы к безумной инфляции. А так инфляцию взяли на себя другие государства, предъявляя спрос на доллары. Но теперь ситуация уже не та, что была ранее.
Позиция Трампа по ФРС достаточно ясна. Он понимает, что обеспечивать доллар чем-либо смысла нет. Доллар обеспечен мировой торговлей. Но его господство было обусловлено индустриальной мощью США, их способностью производить для своего обширного рынка почти все нужные товары.
Теперь этого нет, и Трамп обрушивается на Китай. Тот, по его словам, умеет защитить интересы своих производителей. Потому Трамп полагает: торговый протекционизм необходимо дополнить мерами по стимулированию внутреннего спроса, что требует сокращения выплат по государственному долгу. Позиция эта для Уолл-стрит неприемлема.
Как Трамп собирается сокращать выплаты по госдолгу США, не вполне ясно. Можно предположить реструктуризацию долга, что, как верно отмечают в ФРС, ударит по рынкам. Но зачем ударять по рынкам, если можно ударить по самой ФРС?
Что если списать принадлежащую ей половину американского правительственного долга, а еще часть обязать выкупить? Конечно, подобные решения находятся за рамками прежней практики, но и многолетний кризис в США тоже за рамками привычного.
Еще более решительным шагом может оказаться национализация ФРС. Но сомнительно, что Трамп будет действовать таким образом. Хотя если к моменту его вступления в полномочия президента (если такое случится) произойдет разрыв американского пузыря и банки похоронят себя сами, то руки правительства будут развязаны.
Даже сопротивление Конгресса может оказаться минимальным. Кстати, если президентом в тот момент будет Клинтон, то ее рецепты не помогут. Банки могут, конечно, взять еще больше сверхдешевых и даже дармовых денег ФРС и правительства, но это не вернет эффективности экономической системе США.
Вывести США из кризиса, невзирая на проблемы в других экономиках – так можно охарактеризовать план Трампа.
По опыту прошлого и единственного в истории (2011 год) аудита ФРС Трамп знает: если копнуть дела регулятора, то дальше можно нести дела в суд, а самих работников ФРС пачками отправлять в тюрьму как особо опасных экономических вредителей и просто жуликов.
Естественно, по итогам той проверки никто наказан не был. Свои своих не наказывают. Трамп, возможно, еще напомнит это избирателям. Они должны будут в конечном итоге понять, что политика Обамы и ФРС заморозила кризис 2008 года, но не устранила его причин и его самого.
Именно этот факт лежит в основе ожидаемого Трампом разрыва пузыря. Кстати, сохранять его сам возможный президент-республиканец не собирается.
В июле Трамп обвинил ФРС в создании пузыря. «С точки зрения страны я не уверен, что (нулевые процентные ставки) хорошая вещь, потому что я действительно думаю, что мы создаем пузырь».
Все более резкие заявления Трампа по поводу работы ФРС привели к появлению в прессе намеков на опасность повторения им судьбы Джона Кеннеди. Президент был застрелен в 1963 году в Далассе. Одной из вероятных «конспирологических причин» убийства принято считать его стремление взять под контроль правительства эмиссию долларов США.
Однако во времена Кеннеди экономика США была в отличной форме. Современные Соединенные Штаты совершенно в ином положении. Уже в 2011 году выяснилось, что политика «количественного смягчения» и невероятно низких ставок работает плохо. Политику скорректировали, что все равно не избавило страну от роста долга, а экономику – от нового замедления.Потому Трамп с полным основанием может критиковать ФРС и демократическую администрацию, заявляя: «Я лучше, чем кто-либо, разбираюсь в вопросах долгов». При этом он отлично сознает, что если ФРС продолжит повышать учетные ставки, то задолженность станет «серьезной проблемой».
Кандидат-республиканец подчеркивает: «Если ставки поднять на один процент, то последствия будут опустошительные». Между тем итоговая ставка ФРС в 1,5% все равно будет ниже нормы времен экономического роста. Например, в 1996 году она составляла 5,35% (имела нормальную величину), а в 2004 году была 1,75–2%.
«Нулевые годы» были в США временем низких ставок, что помогло дожить до кризиса, ныне – время сверхнизких ставок. И переход от них к просто низким грозит крахом всей финансовой и экономической системы страны. Однако он необходим.
«Нам следует рефинансировать долгосрочные долги», – говорит Трамп. Но как можно рефинансировать огромные средства? Денег нет, но всегда есть обходные пути. Например, можно создать структуру, дублирующую функции ФРС. Она выкупит часть долга.
Возможно попытаться взять под контроль саму ФРС. Но здесь неизбежно возникнут проблемы. Никто в США не позволит Трампу перестроить систему, если только она сама не перестанет работать в результате разрыва экономического пузыря.
Политологи справедливо указывают на недостаточную поддержку Трампа со стороны профессиональных политиков-республиканцев. Однако если ситуация в США резко ухудшится, если рынки упадут, то эти люди будут вынуждены признать провал политики компромиссов с Обамой.
Они должны будут объяснить избирателям, почему не желают пропускать те или иные предложения возможного президента, и это будет непросто. А еще придется искать решения. И они неизбежно потребуют уменьшения долга, что означает войну с ФРС уже не на словах.