Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

7 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

16 комментариев
23 декабря 2025, 11:20 • В мире

Миф о «русской угрозе» заставляет Францию строить новый авианосец

Миф о «русской угрозе» заставляет Францию строить новый авианосец
@ SEBASTIEN NOGIER/EPA/ТАСС

Tекст: Валерия Вербинина

Почти полтора десятка лет и не менее десяти млрд евро – такими, как ожидается, будут затраты Франции на строительство нового атомного авианосца. Почему потрепанный «Шарль де Голль» больше не устраивает французские ВМС, каким они хотят видеть новый корабль подобного класса – и причем здесь европейский миф о «русской угрозе»?

Президент Франции Эммануэль Макрон объявил о начале работ по разработке и строительству нового атомного авианосца для ВМС страны. Авианосец нового поколения к 2038 году должен заменить нынешний «Шарль де Голль». Последний, напомним, был спущен на воду в 1994-м, а в составе военно-морских сил числится с 2000-го.

По словам Макрона, новый авианосец «станет свидетельством мощи нашей страны, мощи нашей промышленности и технологий». Однако важнее всего нечто иное: «В эпоху хищников мы должны быть сильны, чтобы нас боялись, и особенно сильны на море», – заявил французский президент.

В феврале следующего года Макрон собирается лично посетить верфь в Сен-Назере. Строительство нового авианосца «усилит позиции нашей экономики и 800 поставщиков, 80% из которых приходится на малые и средние предприятия», утверждает президент Франции. В бюджете на разработку и строительство авианосца уже предусмотрено 10,2 млрд евро. Сокращенно проект пока именуется PA-NG, то есть «авианосец нового поколения» (porte-avions de nouvelle generation).

Разговоры о необходимости замены старого авианосца «Шарль де Голль» велись давно, но только сейчас французские власти решили перевести их в практическую плоскость. «Корабль "Шарль де Голль" был рассчитан на сорок лет службы», – отметил Ален Кольдефи, бывший генерал-майор Вооруженных сил. По его словам, для начала строительства нового авианосца «не хватало только (политического) решения».

За строительство нового авианосца будут отвечать Naval Group и Chantiers de l'Atlantique, а компания TechnicAtome создаст два ядерных реактора К22, которые будут обеспечивать энергией плавучий аэродром.

Будущий авианосец будет крупнее, чем «Шарль де Голль», длина которого составляет 260 м, а ширина – 64 м. Ожидается, что размеры новичка будут 310 м в длину и 85 м в ширину. Водоизмещение будущего авианосца составит 80 тыс. тонн, что почти в два раза больше, чем 42 тыс. тонн «Шарля де Голля». Сообщается, что на будущем авианосце поместится экипаж из 2 тыс. моряков, он сможет нести авиагруппу из тридцати самолетов.

Прежде всего на нем будут размещены истребители «Рафаль», вертолеты, а также европейские самолеты SCAF – в случае, если до их производства дойдет дело. Как сообщает Le Monde, вокруг этой программы, стоимость которой оценивается в 100 млрд евро, существует «сильная напряженность», которая стала результатом соперничества между французской компанией Dassault Aviation (которая также производит истребители «Рафаль») и компанией Airbus, представляющей Германию и Испанию в этом проекте. Производители «Рафалей» считают, что им вполне по силам разработать новый самолет самостоятельно, что не вызывает энтузиазма у противоположной стороны.

Помимо пилотируемых летательных аппаратов, PA-NG также будет использоваться как платформа для беспилотников.

Глава французского Генштаба генерал Фабьен Мандон особо отметил, что в современных условиях недостаточно «просто воспроизвести модель, разработанную в середине прошлого века». Также он заявил о «необходимости постоянного присутствия в море» авианосца, который должен быть способен нести «беспилотники всех типов». Ожидаются и различные технические нововведения, к примеру, применение электромагнитных катапульт – менее громоздких и более мощных, чем традиционные паровые.

Впрочем, все эти грандиозные планы существуют пока только на бумаге. Некоторые, как тот же «Монд», опасаются, что «риск столкновения через три-четыре года с Россией… вызывает опасения, что бюджетные средства будут перенаправлены на более насущные приоритеты».

А между тем старичок «Шарль де Голль» далеко не вечен. По данным военно-морских сил, уже сейчас он может исполнять свои функции только 65% времени.

«Задержка в строительстве, а значит, и во вводе в эксплуатацию его преемника оставит французский флот без авианосца»,

– тревожится «Монд». Также не факт, что «Шарль де Голль» сможет дотянуть до времени ввода новичка: на 2029 год запланировано полное обследование, которое покажет, можно ли будет продлить срок службы почтенного корабля.

Почему Франция придает такое значение своему флоту и тому, чтобы в составе его непременно имелся мощный авианосец? Как отмечает RTL, «преимущество этого типа кораблей заключается в их способности проецировать силу на тысячи километров, наносить удары по противнику с помощью авиации быстро и с большого расстояния. Долгое время "Шарль де Голль" использовался только для нанесения ударов по наземным целям, но сегодня мы можем столкнуться с вполне вероятным возвращением морской войны. Моря становятся все более проблемными, Индийский океан и Красное море находятся в зоне досягаемости повстанцев-хуситов в Йемене».

Также «авианосец является плавучей авиабазой с сопровождением, состоящим из фрегатов, танкера-заправщика и ударной подводной лодки, которые играют важную роль в коалиции. Так было, например, во время международных операций в Афганистане в 2001 году и в Ливии в 2011 году».

О результатах этих операций, которые не привели ни к чему хорошему, издание деликатно умалчивает. Впрочем, не скрывается и вопрос престижа: «На сегодняшний день только Франция и США обладают атомными авианосцами. К этому избранному клубу Китай пытается присоединиться уже несколько лет».

Военные, в отличие от журналистов, говорят без обиняков и не прикрываются ни Афганистаном, ни Ливией. Как писал еще летом Valeurs Actuelles со ссылкой на Canard Enchaine, французские военные требовали начать строительство нового авианосца по причине «русской угрозы», особенно в Балтийском море. Неужели французы всерьез рассчитывают использовать авианесущий корабль на Балтике? В целом же говорится, что

«авианосец, способный проецировать силу через все океаны мира, является символом могущественного государства, гарантией того, что к тебе относятся серьезно. Он нам нужен».

В том же направлении мыслит и сам Макрон. Как отмечает Europe 1, «президент продолжает настойчиво повторять одно и то же: Франция должна подготовиться к потенциальному военному конфликту в ближайшие годы… поэтому крайне важно модернизировать Вооруженные силы, в частности путем создания нового атомного авианосца».

Объявление о запуске этого дорогостоящего проекта вызвало энтузиазм и среди обычных военных. Как выразился бывший летчик-истребитель Пьер-Анри Шюэ, узнав о планах строительства нового авианосца, «французский флот получил подарок еще до наступления Рождества». Что ж, Россия, в таком случае, получила предупреждение – о том, какой очередной вид вооружений готовит Европа для агрессии на нашу страну.