Основная часть мусульман Узбекистана придерживается «религиозного минимализма», но, оказавшись в качестве трудовых мигрантов за границей, они ищут новые формы коммуникаций с себе подобными.
0 комментариевАлексей Вязовский: Битва экономических титанов разгорелась с новой силой
В конце лета обострилась борьба вокруг будущей экономической программы страны. Фактически противостояние идет между двумя лагерями: рыночными фундаменталистами и «столыпинцами». Группы уже успели обменяться колкостями.
В первом лагере находятся бывшие и нынешние чиновники, которые предлагают президенту и правительству две похожие программы стимулирования роста (от Центра стратегических разработок и от Министерства экономического развития).
Их можно условно называть рыночными фундаменталистами. Им противостоит группа Столыпинского клуба, состоящая из Титова, Глазьева, Миркина... «Столыпинцы» также выступают за ускорение экономического роста, но другими способами.
Противостояние идет между двумя лагерями: рыночными фундаменталистами и «столыпинцами» (фото: Петр Ковалев/ТАСС, Антон Денисов/РИА «Новости»)
|
Группы уже успели обменяться колкостями. Так, советник Путина Сергей Глазьев назвал Алексея Кудрина «рупором МВФ» и указал на восемь «заблуждений» экономической программы экс-министра финансов.
На что Кудрин в своем «Твиттере» дал отповедь академику. Дескать, тот не видел еще его программу, а выступает в стиле «Пастернака не читал, но осуждаю».
Так в чем же разница между этими лагерями и за что идет такая борьба?
«Фундаменталисты» ставят во главу угла инфляцию и предлагают бороться с ней за счет жесткой денежно-кредитной политики (четверть века они бьются с ростом цен, но пока все без толку), а также декларируют различные меры по снижению бюджетного дефицита.
Кроме того, «рыночники», скорее всего, пойдут на повышение налогов, пенсионного возраста и проведут реформу трудового законодательства (упростят увольнение сотрудников).
Понимают ли «рыночники», что при нынешнем уровне смертности в стране (в среднем мужчины умирают в России в 65 лет) многие наши граждане просто не будут доживать до получения пенсии?
Думаю, что понимают. Но они также посчитали, что отчисления в соответствующие фонды (накопительная и страховая часть), сформированные в ходе жизни, достанутся государству и помогут уменьшить дефицит бюджета и Пенсионного фонда.
И во всем этом есть определенная, пусть и антисоциальная, логика. Если у государства все в порядке с балансом доходов и расходов, а также низкий уровень долга (а у России долги составляют немногим более 25% от ВВП), то страна становится привлекательной для внешних инвестиций.
Если санкции будут отменены (вдруг), то в Россию хлынут дешевые западные деньги, которые и станут новым стимулом экономического роста.
«Рыночные фундаменталисты» отлично помнят 2006, 2007 годы, когда практически ничего не нужно было делать ради хорошего экономического роста. Сохраняй статус-кво, держи инфляцию под контролем и заливай все проблемы нефтяными деньгами.
А что предлагают «столыпинцы»? В их программе речь о запуске государственного стимулирования на 1,5 триллиона рублей, дешевых кредитах и снижении налогового бремени. Кроме того, они ратуют за уменьшение доли государства в экономике и перезагрузку отношений с Западом.Часть бизнес-элиты, которую олицетворяет Столыпинский клуб, устала жить в стране, экономика которой существует по модели обмена сырья на «бусы» в виде западного оборудования и технологий. Россия слишком сильно зависит от внешних факторов – от курса доллара, от мировых цен на сырье, от внешнего потока капитала.
При каждом внешнем шоке – будь то падающие цены на нефть или решения Федеральной резервной системы США – страну накрывает очередная волна кризиса. «Фундаменталисты» за двадцать с лишним лет нахождения у экономического штурвала так ничего и не смогли с этим сделать.
А может, и не хотели. Возможно, пришло время для тех, кто хотя бы попытается?