Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

11 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
12 октября 2005, 19:26 • Авторские колонки

Виталий Иванов: Что будет с либералами

Виталий Иванов: Что будет с либералами

От предстоящих 4 декабря выборов в Московскую городскую думу ждут чересчур многого. Их часто подают даже как праймериз федеральной кампании 2007 года. На самом же деле это обычные региональные выборы, внимание к которым объясняется тем, что они проходят в столице, к тому же впервые по партийным спискам.

Разговоры о праймериз есть чистейший идиотизм хотя бы потому, что два года – слишком большой срок, настроения электората могут серьезно измениться за год и даже за полгода. К тому же результаты голосований в Москве обычно никак не бьются с общероссийскими.

«Яблоку» и СПС наши политэксперты и журналисты уделяют внимание совершенно непропорционально тому, какие роли эти партии играют в политическом процессе и какова их популярность среди избирателей. По факту неудачники и маргиналы подаются как полноценные политические силы, имеющие перспективы, – то есть их провал на думских выборах 2003 года предлагается считать не закономерным итогом, а недоразумением, которое непременно будет исправлено. Именно в таком контексте рассматривается договоренность об их общем списке на выборах в МГД, то есть если не порознь, то вместе, но они сохранят представительство в московском парламенте (хотя даже в случае прохождения оно сократится почти втрое), а затем еще раз объединятся и пройдут в Госдуму.

В Москве «Яблоко» и СПС набирали существенно больше, чем в среднем по России. С учетом этого объединение, с одной стороны, – типа беспроигрышная ставка, уж москвичи, среди которых либералов и «европейцев» больше, чем среди остальных россиян, не подведут. Но с другой – получается, что если даже тут демократы «пролетят», то, значит, в крематорий пора, а раз объединились, следовательно, боятся порознь проиграть. То есть общий список есть проявление не силы, а слабости.

Несмотря на существенные идеологические различия, на региональных и местных выборах эти партии не раз и не два создавали блоки, делили округа

Что на самом деле? В самом выдвижении общего списка ничего выдающегося нет. Несмотря на существенные идеологические различия, на региональных и местных выборах эти партии не раз и не два создавали блоки, делили округа. Иногда помогало, иногда нет. Но теперь объединяться в блок закон не разрешает. Поэтому остро встал вопрос, на чьей базе формировать список. Явлинский занял жесткую позицию – или на моей, или без меня. В итоге список не просто выдвинут на базе «Яблока» – его кандидаты получили в нем 20 мест из 28 (а из 10 кандидатов, выдвинутых в одномандатных округах, шестеро – яблочники).

Это тем любопытнее, что еще год назад положение СПС казалось более выгодным. «Яблоко» – партия откровенно «вождистская», и ее позиция производна от имиджа и текущего состояния Явлинского. У СПС же, которую хоть всегда и считали «партией Чубайса» (и он реально там главный совладелец), было с десяток раскрученных или потенциально раскручиваемых лиц, что давало возможность маневрировать, отходить от имиджа правых либералов. Кое-где в регионах носителям trade mark СПС удавалось на левопопулистских лозунгах прорываться в парламенты. Но московского избирателя труднее надуть, чем провинциала. К тому же он вовсе не забыл, как в мае «Чубайс обесточил пол-Москвы». Однако отказаться от участия в выборах нельзя, это все равно что самому себе выписать свидетельство о смерти. Идти одним – значит неизбежно проиграть, избежать этого возможно, только подставившись под отказ в регистрации или снятие с выборов. Союз с Явлинским на его условиях успеха не гарантирует, к тому же многими в СПС воспринимается как позор. И тут жестко схлестнулись две внутрипартийные фракции – «лоялистская» (Чубайс, Гозман) и «революционная» (Стариков). Последняя изо всех сил вцепилась в идею объединения с «Яблоком». Причем не только потому, что увидела в нем некий шанс на победу. «Революционерам» шибко хотелось унизить «лоялистов», открыто выступавших против союза. И унизили. Получилось так благодаря тому, что на их сторону встал зиц-председатель партии Белых. «Лоялисты» требовали, чтобы он возглавил список СПС или общий список, ему брать на себя такую ответственность нипочем не хотелось, боялся получить клеймо лузера и предпочел все сдать Явлинскому. Единственное, что смогли сделать «лоялисты», – это развалить работу по выдвижению технических кандидатов СПС в общий список. Из-за этого, собственно, в нем и возник перекос в сторону «Яблока».

«Когда б вы знали, из какого сора стихи растут, не ведая стыда…»

Лидер СПС Никита Белых (фото ИТАР-ТАСС)
Лидер СПС Никита Белых (фото ИТАР-ТАСС)

Как уже сказано, выдвижение общего списка на базе «Яблока» победы не гарантирует. Более того, оно даже не повышает шансы на нее сколь-либо существенно. Со времени выборов в Госдуму, когда эта партия собрала 10% столичных голосов, прошло почти два года, и, мягко говоря, за это время она себя ничем не прославила. Всем известно, что электораты механически не складываются. Более того, среди сторонников Явлинского хватает тех, кто считает вождей СПС унтерменшами, и наоборот. А идея общего списка, что бы там кто не говорил, основана именно на презумпции сложения электоратов. И еще на святой вере, что демократы (причем именно «яблочно-эспээсного» разлива) в парламенте нужны для биологического разнообразия и власть-де – московская ли федеральная – об этом обязана позаботиться.

Некоторые «объединенные демократы» совершенно не скрывают отношения к московским выборам лишь как к прелюдии к госдумовским и декларируют свою оппозиционность кремлевскому режиму. Однако при этом лидеры партий откровенно трусят и двурушничают. Не только Белых, но и Явлинский в список не вошли. Зато на первые места поставлены Новицкий и Бунимович – давние клиенты мэрии, мелкие участники лужковского внутримосковского консенсуса, по многим позициям сходного с большим путинским консенсусом. Из них оппозиционеры – как из Черномырдина проповедник. Налицо попытка посидеть на двух стульях. Впрочем, исторически ведь Лужков – самый настоящий демократ, уж не меньше Чубайса с Явлинским, – вспомним 1991-93 годы. И есть мнение, что верхушка «Яблока», не желая ссориться с мэрией, в конечном счете, проведет кампанию в умеренном русле. То есть выберет стул рядом с Лужковым и будет сидеть на нем ровно.

Это, разумеется, не касается беспартийных Альбацев и Шендеровичей, у которых язык без костей. Покушаясь на лавры Новодворской, они несут что попало и где попало, тем самым, по-видимому, рассчитывая поддержать симпатии избирателей к социально близким «объединенным демократам». Хотя еще вопрос, чего больше приносит их деятельность, – многие пролиберально настроенные москвичи вовсе никакие не оппозиционеры и не «революционеры», а регулярные истерики на «Эхе Москвы» их могут отпугнуть.

Лидер «Яблока» Григорий Явлинский (фото ИТАР-ТАСС)
Лидер «Яблока» Григорий Явлинский (фото ИТАР-ТАСС)

Внутри СПС достаточно заинтересованных в провале объединенного списка. Во-первых, это те, кто изначально выступал против, то есть «лоялисты». Для них поражение станет подтверждением их правоты. Мол, мы же вас предупреждали, что это дохлый номер. «Революционеры» окажутся скомпрометированы. Во-вторых, как ни парадоксально, поражение выгодно и «революционерам». И у них найдутся союзники в «Яблоке». Считается, что провал «Яблочного СПС» запустит финальную стадию разложения обеих партий. Тогда, дескать, обострится спрос на новый либеральный проект, можно будет начать что-то лепить уже для Касьянова, Каспарова или еще какого-нибудь героя русских сказок. А строительным материалом станут как раз куски СПС и «Яблока».

Некоторые «революционеры» не скрывая говорят, что «пора вывести из них все здоровые силы». Формально это должно бы представлять собой в том числе upgrade какой-нибудь малоизвестной партии, имеющей регистрацию Минюста и пережившей стартовавшую недавно проверку численности «живых» членов. Хотя понятно, что возиться придется очень много, а у власти будет предостаточно возможностей вмешаться и прикрыть лавочку на любой стадии. Думается, оценив все сложности, с новой партией «либерал-революционеры» затеваться не станут. Зато могут попробовать захватить то же «Яблоко» (его власть точно не закроет), то есть отправить Явлинского на покой, ссылаясь опять-таки на поражение на московских выборах.

Так или иначе, но для многих здесь действительно главное не победа, а участие. Соучастие в проигрыше, похоже…

..............