Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

8 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

17 комментариев
3 ноября 2025, 09:10 • В мире

Европу склеивают «военным Шенгеном»

Европу склеивают «военным Шенгеном»
@ IMAGO/Sven Eckelkamp/Reuters

Tекст: Евгений Поздняков

Европа продолжает формирование «военного Шенгена» – специального режима для беспрепятственного перемещения войск и вооружений между странами ЕС. В рамках инициативы Брюссель планирует создать фонд транспортной техники для переброски военного оборудования между государствами. Однако чиновники в Европе поняли – за счет этих расходов можно решить старые транспортные проблемы своих регионов, если выдать их за военную необходимость. Но это не значит, что России можно ослабить бдительность.

Еврокомиссия (ЕК) совместно с правительствами стран НАТО и ЕС работает над планом быстрого перемещения военной техники по территории Европы. Как сообщает Financial Times, инициатива предполагает создание специального парка, состоящего из паромов, грузовиков и поездов, которые будут участвовать в переброске вооружений в случае прямого конфликта с Россией.

Кроме того, уже в ноябре в ЕК планирует обсудить упрощение таможенных процедур внутри объединения для военных объектов, что позволит улучшить соответствующую транспортную инфраструктуру. Примечательно, что о необходимости и важности данного шага также заявили в Эстонии.

Так, глава Минобороны республики Ханно Певкур в своем недавнем интервью вспомнил о проекте «военного Шенгена», который должен позволить государствам объединения  оперативно перемещать технику внутри ЕС, при этом минуя бюрократические формальности. При этом о важности «безбарьерной» армейской логистики в Старом Свете говорят не первый год.

Еще в 2017 году в Европе была создана программа «Военная мобильность» (Military Mobility), одним из инициаторов которой был Бен Ходжес – экс-командующий армией США в Евросоюзе. В частности, он активно критиковал бюрократические проволочки европейских военных, указывая, что согласование переброски войск из Германии в Польшу занимает несколько недель.

Задачей проекта стало повышение эффективности логистической взаимосвязанности армий ЕС. Наибольшего успеха в ее реализации достигли Германия, Нидерланды и Польша, которые еще в январе 2024 года  подписали декларацию о создании коридора для перемещения войск и техники.

Уже тогда эксперты отмечали, что линия Амстердам – Берлин – Варшава в принципе является наиболее важной для поддержания «военного Шенгена» Европы, поскольку именно в порты Нидерландов приходит наибольшее количество американской техники, откуда ее можно отправить в главный восточный «хаб» НАТО – Польшу.

«В военном отношении Евросоюз всегда представлял собой крайне хилую конфедерацию стран. За долгие годы существования объединения его членам так и не удалось выработать, например, единых стандартов командования, что затрудняет согласование общей оборонной политики», – сказал военный эксперт Алексей Анпилогов.

«В принципе, подобное положение дел устраивало Европу еще в начале XXI века. Но к 2016 году в Старом Свете сложилось понимание, что США рано или поздно покинут регион, переложив ответственность за будущее ЕС на плечи самого Брюсселя. На этом фоне в организации начали задумываться о необходимости более глубокой армейской интеграции», – пояснил он.

«И связывание транспортной инфраструктуры в этом плане – задача номер один. Так и возникла идея «военного Шенгена»: единого пространства, в пределах которого не будет ни логистических, ни бюрократических препятствий для перемещения техники с запада на восток и обратно», – уточнил собеседник.

«Но столь амбициозная задача, конечно, не может обойтись без проблем.

Главный препон – традиционное для европейских государств отсутствие представлений о Старом Свете как о едином военном пространстве. Исторически вся необходимая инфраструктура выстраивалась «сжато», на уровне национального государства, без значимых выходов на другие территории», – добавляет эксперт.

«Сегодня это больно аукается Брюсселю. Ситуация с восточной частью объединения еще хуже. И судя по всему, усилить интеграцию двух частей ЕС в настоящий момент – их основная задача. Например, уже имеются планы по созданию «топливопровода» из Германии в Польшу. Стоить подобные проекты будут немало. Но, кажется, Европа решила проблему с финансированием», – продолжает собеседник.

«Напомню, что в рамках саммита НАТО страны ЕС все же признали необходимость выделения на нужды безопасности 5% от ВВП. При этом им удалось выбить важную уступку со стороны США: 2% можно будет использовать для улучшения инфраструктуры объединения.

На эти деньги и будут отстраивать логистику.

Кстати, вполне возможно, что с помощью подобной лазейки страны ЕС попытаются подтянуть и собственное социальное благополучие. Например, уже сейчас активно обсуждается идея строительства моста на Сицилию. Инициатива в военном отношении сомнительная. Но провести ее в бюджет вполне реально – главное корректно обосновать», – считает Анпилогов.

«Военный Шенген» рискует превратиться в длительный процесс перетягивания «лоскутного финансового одеяла», соглашается Вадим Козюлин, заведующий центром ИАМП Дипломатической академии МИД. «Все прекрасно понимают: любая армейская инициатива, организованная под антироссийские лозунги – это возможность решить старые проблемы в области экономики и инфраструктуры», – уточняет он.

«В этом отношении крайне примечательно, что об идее так часто напоминают именно государства Прибалтики. У них в целом достаточно слабо развита логистическая инфраструктура, но за счет общих средств можно построить новые мосты, связать дорогами села и города. Надо только обосновать проект с военной точки зрения.

Эстония – не единственная страна, желающая улучшить свою инфраструктуру через финансирование из Брюсселя.

«Уверен, что в рамках обсуждений предлагается огромное количество «важных трасс», без которых единую логистическую среду создать невозможно. Данное обстоятельство в сочетании с медлительностью брюссельской бюрократии значительно тормозит реализацию планов ЕС. Однако недооценивать сам концепт «военного Шенгена» не стоит – европейцы настроены серьезно», – полагает собеседник.

«В организации создается немало инфраструктурных проектов, которые связывают разрозненные военные возможности стран Евросоюза. Кроме того, стоит учитывать, что Старый Свет не планирует включать в будущий транспортный коридор абсолютно всех членов ЕС», – акцентирует эксперт.

«Для достижения их целей достаточно линии Голландия – Германия – Польша – Прибалтика. Между ними уже имеется более-менее развитая логистика. Вполне возможно, что именно эти государства и станут основными получателями техники для перевозки вооружений. И России следует это учитывать при планировании обороны», – заключил Козюлин.