Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

35 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
6 сентября 2023, 22:00 • В мире

Зеленский закрыл для элиты путь отступления в Польшу

Зеленский закрыл для элиты путь отступления в Польшу
@ Pavlo Palamarchuk/Keystone Press Agency/Global Look Press

Tекст: Дмитрий Бавырин

Украина ввела запрет для своих депутатов на поездки в Польшу. Якобы из-за резкого ухудшения отношений с этой страной, вызванного «зерновым скандалом». В реальности Офис президента Украины пытается не допустить «бегства крыс с корабля». Особенно тех из них, кто имеет зуб на Владимира Зеленского.

О существовании тайного распоряжения украинского правительства, запрещающего выезд украинских депутатов в Польшу, пишут польские СМИ со ссылкой на самих депутатов.

Из пояснений посла Киева в Варшаве следует, что это не касается официальных командировок по приглашению иностранных парламентов и мероприятий по линии НАТО. А вот разного рода «самоволок», судя по всему, касается.

Но почему? Ведь не далее как год назад президенты Владимир Зеленский и Анджей Дуда заявляли не только о союзничестве и дружбе, но и об унификации законодательств двух стран, между которыми должны исчезнуть все границы, включая таможенные.

Формально дело в том, что таможенные границы не только не исчезли, а стали для украинского сельскохозяйственного экспорта неприступной стеной.

15 сентября истекает эмбарго Еврокомиссии, введенное для зерновых культур из Украины на «восточных рубежах» ЕС – в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Словакии. Эти же страны (а Польша из них самая влиятельная) грозятся ввести собственное, национальное эмбарго, если Еврокомиссия не продлит свое.

Еврочиновники и первое-то вводить не хотели, но «восточные рубежи» приперли их к стенке. Национальное эмбарго – это ни много ни мало покушение на сами основы ЕС – единую таможенную политику, которой ведает Брюссель.

Есть основания полагать, что Еврокомиссия прогнется и теперь: запрет на ввоз украинского зерна продлят из центра. Сохранение вертикали власти для нее важнее солидарности с украинцами.

Это больно бьет по национальному мифу украинцев о будущем Украины как «сельскохозяйственной сверхдержавы», которая станет «житницей в Евросоюзе». Такой поворот национального сознания застрял в реалиях первой половины XX века. В реальности XXI века Восточной Европе украинское зерно не нужно даже даром. Особенно даром.

Как и на Украине, сельское хозяйство там отрасль более обширная и более традиционная в плане товарного предложения, чем в Западной Европе, где фермеры заняты в основном деликатесами и специалитетами. Поэтому дешевое зерно с Украины – прямая угроза для польских или словацких фермеров из-за ограниченного спроса и демпинга цен на рынке.

Польские власти украинцам так и объясняют – ничего личного, просто интересы польского крестьянства ближе, чем интересы всей Украины. Украина этого принять не может, скандалит, брыкается, а особенно сильно возмущается сейчас, когда Россия вышла из «зерновой сделки» и закрыла тем самым альтернативный путь украинскому экспорту – важному источнику валюты для Киева.

Якобы отсюда и запрет на выезд в Польшу для украинских депутатов. Вроде бы логично – конфликт между Киевом и Варшавой разгорелся нешуточный. Но логика эта искусственная: зерновой (а также исторический, дипломатический, политический – тысячи их!) конфликт с Польшей ничего в этой ситуации не объясняет.

Польше от такой формы протеста ни горячо, ни холодно. Поляки даже обидеться толком не могут, поскольку речь о неофициальном запрете правительства.

Уязвление поляка через то, что он «дорогих гостей» из Верховной рады пореже видеть будет, – это ненаучная фантастика, прямо противоречащая богатому историческому опыту двух народов.

Представляется, что истинное объяснение у депутатских ограничений совсем другое – из области защиты власти параноидального в этом смысле президента Зеленского.

Поскольку самолеты (за исключением, конечно, военных) над Украиной больше не летают, Польша – самый главный, самый короткий, самый проторенный, самый оживленный путь из Украины на Запад. Запирая его на ключ и вводя «выездные визы», правительство, с одной стороны, уравнивает депутатов с простым народом (конкретно – с мужчинами призывного возраста), с другой стороны, пресекает группам влияния внутри Украины возможность для «параллельной» политики.  

Американцы все-таки навязали Зеленскому президентские выборы на следующий год. Даже в специфических украинских условиях эти выборы – время возможностей для недовольных властью и тех, кто хочет заручиться поддержкой «западных партнеров» в обход Зеленского.

Теперь, без Польши как «окна в Европу» и «переговорной комнаты», депутатам – представителям разных групп влияния внутри Украины станет сложнее шагать не в ногу с президентом.

Пресечь любые покушения на монополию в дипломатии и внешней политике для режима Зеленского – вопрос выживания. Пока еще некоторой перестраховки (ситуацию внутри страны его офис под руководством Андрея Ермака пока контролирует, благо не стесняет себя в методах), но в перспективе – именно выживания.

Впрочем, когда вопрос будет поставлен так, что украинские элиты начнут не самовольно ездить, а буквально спасаться в соседней Польше, запрет сможет остановить отдельных депутатов, но не крах украинской политической системы в целом.

Если щели корабля законопачены от бегства крыс, это не страхует его от того, чтобы разломаться под пушечными ядрами.