Взгляд
22 октября, пятница  |  Последнее обновление — 02:32  |  vz.ru
Разделы

Гибель Ливии и выбор России

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай", научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
Новый этап в развитии международной политики означает, что теперь Россия всегда должна быть готова силой отстоять свои принципы и верность союзническим обязательствам. На помощь международных институтов рассчитывать не приходится. Подробности...

Высокие цены на газ – это всерьез и надолго

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Если для Европы грядущий энергетический кризис может обернуться замедлением восстановительного роста экономики, дополнительным стимулом товарной инфляции, то для таких стран, как Украина и Польша, он может стать серьезным испытанием для власти и государственности. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Россия отказалась сжигать свои интересы на натовском леднике

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Решение Москвы о заморозке (а по факту разрыве) отношений с НАТО было абсолютно правильным и логичным шагом. Но теперь Кремль должен сделать второй шаг. Не менее правильный и логичный. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

В Японии всплыли «корабли-призраки» времен Второй мировой

В районе японского острова Иводзима землетрясение подняло со дна затопленные корабли-призраки времен Второй мировой войны. Из-за сейсмической активности всплыли 24 остова судов
Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В НАТО приняли глобальный план обороны с учетом подъема Китая

    Главная тема


    Зеленский применил Черноморской флот против оппонентов

    разрешение на эксплуатацию


    Путин: Поставки газа в Европу по «Северному потоку – 2» могут начаться послезавтра

    новая услуга


    В Латвии антипрививочникия платят больным ковидом за возможность заразиться вирусом

    кто посмелее


    От введения нерабочей недели выиграют зарубежные курорты

    Видео

    поставки газа


    Европа потребовала от Газпрома стать благотворителем

    урегулирование в донбассе


    Зачем Россия зовет США в «Минск»

    200 долларов за баррель


    Нефть может повторить взрывное подорожание газа

    экстремистская организация


    Зачем Россия ведет переговоры с «Талибаном»

    Свадьба великого князя


    Глава канцелярии Дома Романовых: Монархия может возродиться через референдум

    украинский произвол


    Сергей Миркин: ОБСЕ страусиной позицией дискредитирует саму себя

    тайна гибели


    Тимур Шерзад: Почему взорвалась «Императрица Мария»

    американская империя


    Дмитрий Дробницкий: Когда в Америке закончится все

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к позиции антипрививочников?

    Месть Лукашенко Литве приносит пользу России

    Каждая грузовая фура теперь будет отслеживаться
       30 августа 2021, 11:10
    Фото: Виктор Драчев/ТАСС
    Текст: Валентин Жуков

    «Исправно работавшей много лет литовской схеме обхода российских контрсанкций пришел конец». Такими словами эксперты комментируют новые правила транзита товаров через Белоруссию из Евросоюза. Почему Лукашенко наконец решил прикрыть источник «белорусских креветок» и других подобных товаров – и как это будет реализовано чисто технически?

    30 августа 2021 года вступает в силу постановление Совета министров Белоруссии от 28 июля 2021 г. № 439. Данным постановлением вводится обязательное применение навигационных пломб при ввозе в Белоруссию товаров автомобильным транспортом, в том числе следующих транзитом, с территории Литовской Республики.

    Зачем нужна навигационная пломба?

    Навигационная пломба – устройство, которое позволяет отслеживать передвижение грузов. Она устанавливается на границе, а снимается таможней в конечном пункте следования грузовика. Такие устройства применяются при выявлении признаков несоблюдения законодательства, а также при неоднократном нарушении перевозчиком правил транзита товаров. Впрочем, в постановлении белорусского Совмина сделано исключение для грузовиков, которые перевозят в Белоруссию по территории Литвы товары из Калининградской области в рамках таможенного транзита. Также навигационные пломбы можно не использовать тяжеловесным или крупногабаритным транспортным средствам, для проезда которых необходимо получать специальное разрешение.

    Тут нужно учитывать, что около 70% грузов, которые пересекают белорусскую границу – транзитные. «С помощью электронных пломб мы можем в режиме реального времени отслеживать нахождение транспортного средства. Как это реализуется на практике? Вместо обычной пломбы мы ставим навигационную. Она работает через системы спутниковой связи GPS, ГЛОНАСС, а также в сетях мобильных операторов. Транзит грузов становится полностью прозрачным. Отправители, получатели, таможенные органы смогут в любой момент отследить их прохождение по территории ЕАЭС», – говорит представитель белорусской таможни Андрей Большаков.

    Следует отметить, что постановление о навигационных пломбах появилось в Белоруссии не внезапно. Испытания, в ходе которых проходила обкатка данной технологии, состоялись еще в позапрошлом году. «Во-первых, это серьезный барьер на пути нелегального перемещения товаров. Проще говоря – контрабанды. Во-вторых, исключаются незаконные махинации с грузами, обеспечиваются их сохранность и безопасность. В-третьих, увеличивается скорость доставки», – отмечал Большаков.

    Руководитель белорусского Таможенного комитета Юрий Сенько два года назад сообщал: «В Беларуси была разработана программа использования электронных пломб, был определен национальный оператор. Соответствующие программные продукты плотно увязаны с программными продуктами таможенной службы Беларуси. Мы провели эксперименты по контролю за движением грузов под сопровождением пломбы до России и Казахстана и обратно. И ни один груз не исчез, маячок отслеживался на всем пути. Пломбы белорусского производства зарекомендовали себя очень положительно. А сейчас мы со своим национальным оператором разработали национальный сегмент белорусского участка, чтобы этот участок мог состыковываться с оператором другого государства».

    В свою очередь директор компании-оператора Владимир Пташник рассказал: «Вещь надежная. Мы пробовали ее топить в воде, бить электрошокером, создавали всевозможные помехи. Пломба по-прежнему передает сигнал. Если происходит ее вскрытие, об этом тут же становится известно оператору. Незамеченным уйти с установленного маршрута тоже не получится». 

    Наблюдатели, интересующиеся региональной тематикой, сразу поняли значение этого факта. «Тем временем исправно работавшей много лет литовской схеме обхода российских контрсанкций пришел конец. И кормившимся с этой схемы литовским политикам и силовикам будет теперь очень грустно (в отличие от латышей)», – отмечает российский историк Александр Дюков.

    Препятствие, которое пытались преодолеть

    Когда-то производители продуктов из Прибалтики очень хорошо зарабатывали на лежащем у них под боком необъятном российском рынке. По данным аналитиков литовской национальной Ассоциации автомобильных перевозчиков Linava, до ввода российского эмбарго на импорт продуктов из стран Евросоюза грузовики из Литвы совершали за год около 200 тысяч рейсов в Россию. Общий годовой оборот грузоперевозок составлял до миллиарда евро.

    Но потом пришел 2014 год, принесший начало «войны санкций». Реагируя на санкции, введенные западным сообществом против РФ, Москва опустила «железный занавес» перед производителями продуктов из ЕС. В числе наиболее пострадавших оказались страны Прибалтики, исправно сбывавшие в РФ свою молочную, рыбную, мясную и прочую пищевую продукцию. Ущерб понесли не только производители, но и перевозчики. «Общеизвестно, что Россия своими действиями старается оказать влияние на экономику нашей страны. Поскольку наши перевозчики активно работают на российском рынке, удар как раз по ним и пришелся», – жаловался главный экономист литовского филиала банка Swedbank Нериюс Мачюлис.

    Естественно, литовские транспортники и производители тут же кинулись искать обходные пути.

    «Обойти жесткий контроль российских таможенников водители литовских грузовых компаний решили со стороны Белоруссии. Ранее для доставки грузов в Россию они пользовались латвийско-российской границей. Но сейчас прохождение всех таможенных процедур занимает там до семи дней. Российские таможенники особо строго инспектируют литовские фуры, поскольку подозревают случаи ввоза запрещенных санкциями товаров. Белорусы пока более лояльны», – писала на исходе 2014 года российская журналистка Алина Распопова.

    «Оказалось, что из-за процессов, которые начались в конце прошлого месяца, нашим водителям пришлось по неделе и больше простаивать, ожидая досмотра на латвийско-российской границе. К нам начали применять специальные досмотры, поскольку таможенники считали, что литовские перевозчики представляют собой больший риск, а груз, который они везут, может находиться под эмбарго», – горько жаловались в декабре 2014-го литовские транспортники.

    При этом Москва со временем принудила опосредованно участвовать в «санкционной войне» и союзный Минск. Сначала реакцией литовских бизнесменов на действия белорусов были обида и непонимание. «Белорусы развернули два наших грузовика, которые везли мясо. Товары не проверялись, к качеству претензии предъявлены не были. Просто они сказали, что страна присоединилась к российскому эмбарго», – жаловался, например, в 2015 году глава группы литовских предприятий Biovelа Виргингиюс Кантаускас. Впрочем, изначально действия белорусов в этом плане не отличались твердостью и последовательностью – слишком сильно ссориться с соседями они не хотели. «Белорусская таможня на этой неделе внимательнее проверяет грузовой транспорт, но очередей около таможни или массовой остановки грузов, по нашим данным, нет», – говорил в том же 2015-м президент ассоциации Linavа Эрландас Микенас.

    Тем более, что за последние годы были внедрены простые, но эффективные «схемы» обхода введенных РФ санкций – причем, надо признать, участвуют в них в том числе и некоторые недобросовестные российские бизнесмены. И территорией для воплощения этих «схем» стала именно Белоруссия. Российские пограничники, а также мобильные группы в составе таможенников, пограничников, полицейских и инспекторов Россельхознадзора с 2014 года стали устраивать засады на облюбованных контрабандистами трассах, ведущих в обход пропускных пунктов на границе с Белоруссией. Такие вылазки приводили к солидным «уловам», но полностью перекрыть ручеек санкционки не могли.

    Тем более, что нарушители становились все хитрее, доказывать незаконное происхождение продуктов оказывалось куда сложнее, чем раньше. В прессе стали появляться сведения о том, что в Белоруссии появилась целая индустрия, работающая над превращением санкционного товара в легальный продукт. Притчей во языцех стали «белорусские креветки» и «белорусская семга». Сами белорусские власти, впрочем, такие обвинения отрицали. «Беларусь не переклеивает наклейки на санкционные продукты, а перерабатывает импортируемое сырье», – категорично заявлял Александр Лукашенко. Правда, он признавал, что, дескать, случаи переклеивания и подделок накладных на санкционные продукты в Белоруссии бывают: но, дескать, это «мизер, даже не полпроцента, а сотые процента – мы с этим боремся».

    Механизм мошенничества

    Разберем в качестве наглядной иллюстрации один из множества примеров. Сотрудники белорусской Оперативной таможни установили два факта подмены товаров, которые перевозили транзитом из Литвы в адрес российских получателей. В первом случае в российском грузовике вместо полимера, заявленного в документах, оказалась свежемороженая рыба, во втором вместо эмульгатора – яблоки. Во время проверки установлено, что в данном авто, которое въезжало в Беларусь из Литвы через пункт пропуска «Каменный Лог», изначально действительно находился полимер. На территории Беларуси его подменили свежемороженой рыбой.

    Механизм мошенничества оказался прост. Для этого вскрыли наложенные при пересечении таможенной границы на грузовой отсек средства идентификации и повторно их использовали. Такую же схему подмены товара установили таможенники при контроле автомобиля Volvo, направлявшегося в Россию через Лиозненский район. Водитель транспортного средства предъявил документы на товар, отличный от фактически перевозимого в грузовом отсеке: по документам в авто находилось более 18,5 тонн эмульгатора, по факту – порядка 21 тонны яблок. Товар, на законных основаниях перевозившийся из Литвы через пункт пропуска «Каменный Лог», также был заменен на территории Беларуси. А средство идентификации, которым был опломбирован грузовой отсек, точно так же, как и в первом случае, вскрыли и наложили повторно.

    События последнего времени общеизвестны – активное участие Литвы в подготовке свержения законных властей, в прошлогодней попытке антигосударственного переворота в Белоруссии, рьяное лоббирование Вильнюсом на уровне ЕС все новых и новых санкций против Минска. После этого президент Белоруссии, что называется, ужесточил подход.

    «Если поляки и литовцы барражировали в Китай и в Россию через нас, сейчас они будут летать или через Балтику, или через Черное море торговать с Россией. А о санкционной продукции, о той, на которую Россия ввела эмбарго, пусть даже не мечтают. Мы им покажем, что такое санкции. Они зажрались и забыли, что такое Беларусь. Думали, что нас можно наклонить, танками попугать, ракетами, посмотрим, кто еще кого попугает», – заявил в августе 2020 года Лукашенко.

    Белорусы, окончательно поняв, что дружба с Литвой у них не заладится, начали действовать куда жестче. Символично, что хотя технологию навигационных пломб обкатали еще два года назад, ввести повсеместно ее в употребление в Минске решились лишь сейчас.

    Навешивание электронных пломб на следующие из Литвы грузовики можно рассматривать в числе прочих ответных мер, введенных Лукашенко на объявленную ему войну. Белоруссия выводит из Литовской Республики свой транзит, помогает наводнить территорию соседа нелегальными мигрантами, а теперь вот объявила и войну литовской контрабанде. 


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •