Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияСамое громкое дело о событиях 2 мая в Одессе развалилось
Одесский суд оправдал группу пророссийских активистов, больше трех лет просидевших в тюрьме по обвинению в организации событий 2 мая. Всех пятерых было велено освободить. Казалось бы, на наших глазах рушится один из главных мифов киевского режима – что бойню в Одессе устроила «рука Москвы». Но не тут-то было – на свет стали появляться еще более причудливые мифы.
В понедельник Ильичевский городской суд (город Черноморск Одесской области – бывший Ильичевск) огласил приговор по делу о событиях 2 мая 2014 года в Одессе. Приговор вынесли 19 пророссийским активистам, из которых пятеро дожидались суда в СИЗО (остальные дожидались его под домашним арестом или вообще заочно, поскольку сбежали с Украины). Из тюрьмы на суд были доставлены: организатор движения «Куликово поле» Сергей Долженков (по прозвищу Капитан Какао), Сергей Корчинский, Владислав Романюк и граждане России Евгений Мефедов и Максим Сакауов.
«Нет ни одного доказательства, подтверждающего обвинение. Более того, обвинение даже не пыталось доказать вину», – цитирует решение судьи «Таймер Одесса». Суд постановил освободить всех пятерых обвиняемых из-под стражи в зале суда.
Как суд оценил работу сыщиков
Однако из пяти узников двое на волю так и не попали. Как минимум двум обвиняемым, в частности гражданину России Евгению Мефедову и украинцу Сергею Долженкову, которого следствие считало организатором беспорядков, силовики тотчас предъявили новое обвинение. На этот раз уже по статье о сепаратизме – поводом стало их участие в ряде уличных акций весной 2014 года в соседнем Николаеве.
«Эсбэушники предъявили подозрение по какой-то статье. Мы ничего не подписываем, – успел сказать Долженков журналистам, когда автоматчики в масках вывели его в коридор. – Адвокаты там находятся, боремся, посмотрим, как там будет. Видите, подгоняют, всячески препятствуют нашему свободному передвижению».
Суд пришел к выводу, что следствие проведено некачественно. Например, был допрошен всего один сотрудник полиции из числа присутствовавших на Греческой площади.
Собственно, все обвинения опирались на показания единственного свидетеля Александра Посмиченко, однако суд ему не поверил, показания названы пристрастными. О том, что Посмиченко – это, скорее всего, провокатор евромайдана, которого заранее внедрили в «Куликово поле», писали ранее одесские журналисты, в том числе и главный редактор «Таймера» Юрий Ткачев.
Не удовлетворили суд и фото-, видеоматериалы, которые передала сторона обвинения. По мнению суда, прокуратура даже не смогла подтвердить, что на фото и видео изображены обвиняемые.
Голословными суд признал и утверждения следователей о том, что к организации событий 2 мая причастны лица из окружения экс-президента Виктора Януковича. Зато суд счел, что украинские сыщики необоснованно упустили из виду действия тогдашних политиков, в том числе спикера парламента Андрея Парубия, тогдашнего секретаря СНБО, и бывшего главы Одесской области Владимира Немировского.
Как нынче судят в Одессе
Гособвинение требовало для обвиняемых до 15 лет. Напомним, на Украине в качестве виновных в трагедии 2 мая рассматривали только участников «антимайдана» (движение «Куликово поле»), радикалов евромайдана вообще ни в чем не обвиняют.
Суд начался еще в ноябре 2014 года. В целом правоохранительные органы ведут около десятка уголовных производств, касающихся разных аспектов событий 2 мая. Но наиболее резонансным из них было как раз данное дело – дело о событиях на Греческой площади, где вспыхнули первые столкновения, которые завершились затем массовым сожжением людей в Доме профсоюзов.
Оригинально откликнулась на приговор собкор газеты «Коммерсантъ» на Украине Янина Соколовская. В своем «Фейсбуке» журналистка обнародовала пост из семи пунктов, в котором выразила свое возмущение, адресованное, судя по всему, прокуратуре – почему активистов судили не за поджог Дома профсоюзов, где в огне погибли десятки человек, а за массовые беспорядки на Греческой площади. Но больше всего от Соколовской досталось суду, который, по ее мнению, и коррумпирован, и вмешивается в политические дела, обеляя сторонников Януковича, но в то же время обвиняя Парубия.
Впрочем, все это мелочи. Сенсацию по идее должно вызвать сообщение Соколовской о том, что еще за два месяца до трагедии 200 российских военных якобы прибыли небольшими партиями в Одессу и расквартировались там. Журналистка утверждает, что узнала про этот «десант» из сводки СБУ, и выражает свой гнев в связи с тем, что районный суд не изучил эту информацию. И Соколовская делает вывод – приговор районного суда доказывает тайное существование во власти пятой, шестой или даже седьмой колонны.
Версия о высадке 200 российских солдат в Одессе 1 марта 2014 года вообще впервые появляется в медийном поле Украины. Разумеется, ни слова не говорится об этом и в материалах следствия.
- Стало известно о решении Киева вернуть россиянина Мефедова в СИЗО
- В деле о трагедии 2 мая в Одессе обнаружен след химического оружия
- Саакашвили использует трагедию в Одессе в своих интересах
Бывший внештатный корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Одессе, сидевший в СИЗО этого города вместе с обвиняемыми по делу 2 мая, Артем Бузила назвал просто «чушью» рассказ о высадке российского десанта из 200 солдат в этом порту.
«Прямых доказательств, телефонных прослушек, видеозаписей, аудиозаписей, свидетельств о том, что Долженков командовал людьми, вследствие действий которых погибли «евромайдановцы», суду предоставлено не было. Поэтому, соответственно, в данном конкретном инциденте никакой вины Долженкова, как и всех остальных обвиняемых, не предусматривается», – пояснил он газете ВЗГЛЯД. А вот относительно «евромайдановцев, того же Сергея Ходияка конкретно, есть доказательство того, как он стрелял по протестующим из противоположного лагеря».
Это какой-то «жуткий бред» – так оценил версию Соколовской про десант из России и экс-депутат горсовета Одессы, политический эмигрант Игорь Димитриев.
«Есть предмет разбирательства – события на Греческой площади, столкновения сторонников Майдана и антимайдана, и последующие – Дом профсоюзов и массовая гибель людей. Стычка между активистами одной и другой стороны, которая происходила днем в центре города. Все другие идиотские версии – про руку Кремля, российских военных, лиц из окружения Януковича – не имеют к делу никакого отношения, они призваны просто создавать информационный шум. Конкретно там разбиралось, кто виноват в смертях шести человек на Греческой площади и массовых беспорядках, которые привели к этим смертям», – пояснил газете ВЗГЛЯД экс-депутат и добавил:
«Есть конкретное рассмотрение дела, и оно провалилось. Это тактический ход со стороны украинской власти, чтобы явно провальное дело снять с повестки дня и запустить следующее дело – уже за сепаратизм. Которое, возможно, будет более подготовленно, чем то, которое они провалили сейчас. Обвинить людей, которым грозила смерть, в том, что они кого-то убили, очень сложно. А ведь в рамках этого дела задержаны люди, которые чудом спаслись от массового убийства. Это перевернутая с ног на голову ситуация!»
«Правосеки» попытались устроить суд Линча
Как и следовало ожидать, собравшиеся возле здания суда в Черноморске представители «Правого сектора*» встретили вердикт суда враждебно. Они обещали добиваться посадки сотрудников прокуратуры, которые, на их взгляд, развалили дело. Но одними обещаниями не ограничились. Радикалы устроили возле суда массовые беспорядки, забрасывая полицию, охранявшую здание суда, палками, бутылками с водой, а также быстро построили баррикаду. Полиции даже пришлось применять слезоточивый газ.
«Это дело не находится в фокусе общественного и информационного внимания на Украине. Каких-то подвижек в общественном мнении этот вердикт не вызовет», – предположил в интервью газете ВЗГЛЯД директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, отметив, что прокуратура уже пообещала приговор обжаловать. «Дело очень политизированное. Понимая, какое информационное давление будет оказано, я не исключаю, что этот приговор может быть изменен апелляционным судом», – сказал политолог.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ