Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

8 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
5 июня 2017, 20:35 • В мире

Угрозы Трампа «посадить Хиллари Клинтон» начинают сбываться

Угрозы Трампа «посадить Хиллари Клинтон» начинают сбываться
@ Brian Snyder/REUTERS

Tекст: Никита Коваленко,
Марина Балтачева

Хиллари Клинтон годами торговала «политическими услугами». В Конгрессе против бывшего госсекретаря началось расследование по обвинению в использовании служебного положения в личных целях. Какое наказание теперь может грозить Клинтон и как это скажется на политическом положении Трампа?

Обещания Дональда Трампа «посадить» свою соперницу по предвыборной гонке экс-госсекретаря Хиллари Клинтон, похоже, обрели шансы на реализацию. Впервые с момента прихода Трампа к власти в отношении Клинтон начато официальное расследование. Об этом в понедельник передал ТАСС со ссылкой на газету Daily Caller.

Одно дело, когда об этом пишет консервативная пресса, и совсем другое – когда это будет результатом развернутого расследования Конгресса

Расследование запустил глава юридического комитета американского сената республиканец Чак Грассли, и связано оно с попытками бывшей главы Госдепа помешать разбирательству в Бангладеш в отношении друга ее семьи, спонсора Фонда Клинтонов, предпринимателя Мухаммада Юнуса. Правда, пока неизвестно, приложил ли руку к началу расследования сам Трамп или это стало личной инициативой Грассли. В любом случае, можно сказать, что республиканцы начали наконец контригру против демократов, которые скоро уже полгода как травят новоизбранного президента-республиканца.

Удивительно, что ведущая американская пресса попросту игнорировала старт расследования Грассли – о нем сообщила лишь одна из вашингтонских газет. СМИ явно решили не тиражировать ее, в отличие от сплетен по поводу Дональда Трампа.

Сама история в виде слухов всплыла еще давно, однако месяц назад в прессе появились и некоторые документы. Они подтверждают, что в марте 2011 года занимавшая тогда пост госсекретаря США Хиллари Клинтон позвонила в аппарат премьер-министра Бангладеш с требованиями восстановить Юнуса в должности главы местного Grameen Bank. Клинтон также велела свои подчиненным оказать нажим на главу бангладешского правительства – это пост тогда занимала Шейх Хасина Вазед. Представители Госдепа угрожали сыну премьера Саджибу Вазеду (американскому налоговому резиденту) аудиторскими проверками налогового управления США. Кроме того, по странному стечению обстоятельств, в 2012 году Всемирный банк, крупнейшим акционером которого является Вашингтон, внезапно передумал давать Бангладеш уже обещанный было кредит 1,2 млрд долларов.

Юнус считается одним из «отцов» системы микрокредитования и основателем Grameen Bank. Правительство Бангладеш обвинило его в присвоении средств банка (около 100 млн долларов) и злоупотреблениях, и вынудило покинуть пост руководителя учреждения.

Пролоббировал друга на Нобеля

Резкая же реакция Хиллари связана с тем, что Юнус – давний друг и соратник Клинтонов. Они в том числе были ярыми сторонниками его идеи микрокредитования, а Билл Клинтон активно лоббировал его на Нобелевскую премию мира, которую тот и получил в 2006 году. В свою очередь бизнесмен был хотя и не самым крупным, но важным донором Фонда Клинтонов, перечислив в него около 300 тыс. долларов.

Налицо использование экс-госсекретарем своего положения для личной выгоды, что и побудило Чака Грассли, по его собственным словам, запустить расследование.

Последний раз сведения о сомнительной деятельности Хиллари всплыли накануне президентских выборов в США, сыграв не последнюю роль в победе Трампа. Американской публике обязательно надо напоминать, что «клейма негде ставить на этой семейке», – заявил газете ВЗГЛЯД профессор НИУ ВШЭ Александр Домрин, напомнив, что коррупционный шлеф тянется еще со времен, когда Клинтон был губернатором Арканзаса. В то же время, на его взгляд, вряд ли стоит ожидать, что данное расследование даст какой-то быстрый эффект. Оно потребует значительного времени. Кроме того, настроенные против Трампа американские СМИ постараются снизить градус скандала.

Но рано или поздно расследование должно будет привести к результату, подчеркнул эксперт. Вряд ли дело закончится тюремным заключение, но «в Америке в порядке вещей ударить мощным штрафом. Так что это то, за что рано или поздно придется отвечать».

Американист Дмитрий Дробницкий оценивает перспективы расследования более сдержанно: «Крайне маловероятно, что оно в итоге затронет Хиллари Клинтон. Максимальный результат, который здесь может получиться: это серьезно заденет, хотя бы информационно, всю эту вашингтонскую машину. Одно дело, когда об этом пишет консервативная пресса, и совсем другое – когда это будет результатом развернутого расследования Конгресса», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

Длинный грязный шлейф

Напомним, Фонд Клинтонов далеко не впервые фигурирует в скандалах. Еще в свою бытность сенатором Клинтон привлекла в свой фонд 100 тыс. долларов от бизнесмена Роберта Конджела за то, что продвинула выгодный ему законопроект. Корпорация Corning, занимающаяся производством стекла, керамики и оптоволокна, вложила в Фонд Клинтонов 150 тыс. долларов в благодарность за помощь в установлении «ценных контактов». В 2005 году Билл Клинтон совершил визит в Казахстан в сопровождении канадского горнодобывающего магнат Фрэнка Джистры, который был представлен Нурсултану Назарбаеву. Спустя несколько месяцев Джистра получил право на разработку трех месторождений урана в Казахстане, а еще через несколько недель Фонд Клинтонов получил от него пожертвования на сумму 30 млн долларов (в 2010 году Джистра внес 100 млн долларов за аналогичное продвижение его бизнес-интересов в Колумбии).

Став госсекретарем, Хиллари помогла американским корпорациям (таким как Wallmart и Monsanto, обе внесли суммы в диапазоне от 1 до 5 млн долларов в фонд) проникнуть на рынки других стран, например Индии. Она также протащила одного из доноров фонда, бизнесмена Раджива Фернандо в консультационный совет Госдепа по международной безопасности, несмотря на отсутствие у него для этого необходимой квалификации.

Так, друг Билла Клинтона, ливанский бизнесмен Гилберт Чагури, как оказалось, обвинялся в Швейцарии в отмывании денег, а также спонсировал ливанских политиков, связанных с «Хезболлой». Активным донором клинтоновского фонда также является украинский олигарх Виктор Пинчук (перечислил в диапазоне от 10 до 25 млн долларов). В обмен Пинчук получал личный доступ к Хиллари и Биллу, а также официальную поддержку Госдепа.

Как известно, спонсором Фонда Клинтонов становились и целые страны. Алжир перечислил 500 тыс. долларов – после того как возглавляемый Хиллари Госдеп в 2011 году одобрил договор о поставке оружия на 165 млрд долларов этой стране. Аналогичные «сделки» Клинтон заключала и с другими странами, у которых внутри США была сомнительная репутация – Катар, Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Марокко и даже Конго и КНДР.

Фонд Клинтонов является благотворительной организацией, освобожден от налогов и формально не приносит доходов своим основателям и руководителям. В последние годы неоднократно всплывали документы, в соответствии с которыми на благотворительность тратится лишь малая доля средств фонда. Остальные деньги пошли на зарплаты и «другие расходы».

Еще одним из эпизодов этой истории был миллион долларов, которые Хиллари получила от Катара. Фонд в ноябре подтвердил, что это был «подарок», однако госсекретарь в нарушение правил не проинформировала о подарке ведомство.